Продолжение. Первую часть читайте здесь.
Перевод группы переводчиков МАК. Руководитель перевода Гади Каплан.
Глава Шмот
Приход Машиаха
112) «И в то время, когда пробудится Творец, чтобы исправить миры, и засветят буквы имени в совершенстве, “йуд יו”ד” в “хэй ה”א”, и будут они в едином совершенстве, пробудится одна грозная звезда посреди небосвода, словно пурпур, горящий и сверкающий днем на глазах у всего мира».
«И в то время, когда пробудится Творец, чтобы исправить миры, и засветят буквы имени в совершенстве, “йуд יו”ד”» имени, т.е. Хохма, засветит «в “хэй ה”א”», в Бине, «”вав וא”ו”» имени, Тиферет, засветит «в “хэй ה”א”» последней, т.е. в Малхут. «И будут они в едином совершенстве», т.е. «йуд-хэй יה» будут в едином совершенстве с «вав-хэй וה». Говоря иначе, «пробудится одна грозная звезда» – Тиферет, зовущаяся грозной в своем экране хирик, – «посреди небосвода», поскольку она представляет среднюю линию, «словно пурпур», включающий все цвета, так и она включает все три линии, «горящий и сверкающий днем» – т.е. в свете хасадим, который называется «день»; «на глазах у всего мира», – т.е. также и в свете Хохмы, который называется «эйнаим (глаза)».
113) «И поднимется одно огненное пламя с северной стороны на небосводе, и будут они стоять друг против друга сорок дней. И устрашатся все жители мира к концу сорока дней. И поведут войну звезда и пламя на глазах у всех, и распространится пламя горящим огнем на небосводе с северной стороны. И многочисленные правители и цари, и нации, и народы устрашатся этого».
«И поднимется одно огненное пламя с северной стороны» – от левой линии, поскольку когда она привлекает Хохму сверху вниз, превращается ее свет в огненное пламя, «на небосводе, и будут они стоять друг против друга сорок дней», потому что пламя, исходящее от левой линии, отделяет себя от каждой (сфиры) ХУБ ТУМ, что в средней линии. И каждая из них состоит из десяти сфирот, а всего их – сорок. «И устрашатся все жители мира к концу сорока дней», т.е. в конечной сфире, Малхут де-Малхут.
«И поведут войну звезда и пламя на глазах у всех, и распространится пламя горящим огнем на небосводе с северной стороны» – т.е. распространится, чтобы протянуть Хохму от левой линии также и в Малхут де-Малхут, которая еще не подсластилась мерой милосердия, от которой получает средняя линия, т.е. звезда, свой экран точки хирик. И получается, что она тем самым собирается полностью поглотить эту звезду, т.е. отменить экран ее, и средняя линия аннулируется. «И многочисленные правители и цари, и нации, и народы устрашатся этого», т.е. усиления пламени.
114) «Тогда поднимется эта звезда к южной стороне и возобладает над пламенем, и пламя будет постепенно поглощаться небосводом, пред звездою, до тех пор, пока не станет совершенно незаметным. Тогда звезда проложит пути на небосводе в двенадцати границах. И будут находиться эти пути на небосводе двенадцать дней».
«Тогда поднимется эта звезда к южной стороне», и это правая линия и свет Хесед (милосердия), и возвратятся хасадим, чтобы светить в мире, в результате чего «и возобладает над пламенем, и пламя будет постепенно поглощаться небосводом, пред звездою, до тех пор, пока не станет совершенно незаметным. Тогда звезда проложит пути на небосводе в двенадцати границах», – т.е. подсластит экран мерой милосердия, называемой «путь»,[1] и когда три линии в нем включатся в каждую из сфирот ХУБ ТУМ, то три раза по четыре будет двенадцать путей. «И будут находиться эти пути на небосводе двенадцать дней» – ибо даже сама Малхут светит только в трех линиях ХАГАТ, но в ней самой Малхут не светит, и потому их только двенадцать светов. И с помощью этого Машиах восполняется свойством нешама де-ГАР.
115) «Через двенадцать дней устрашатся все жители мира, и затмится солнце в полдень, как затмилось в тот день, когда был разрушен Храм, так, что не будут видны небо и земля. И пробудится один голос в громе и искрах, и содрогнется земля от этого голоса, и множество воинств и станов умрут из-за него».
Когда он захочет привлечь их свечение «через двенадцать дней» к Малхут, «устрашатся все жители мира» свойства суда, что в Малхут, «и затмится солнце в полдень, как затмилось в тот день, когда был разрушен Храм, так, что не будут видны небо и земля. И пробудится один голос в громе и искрах» от свойства суда, что в Малхут, «и земля будет сотрясаться от этого голоса, и множество воинств и станов умрут из-за него».
116) «И в этот день пробудится в великом городе Риме огненное пламя из-за этого голоса, который пробудится во всем мире. И сожжет он много башен и много чертогов. Множество башен падет, множество правителей и властителей падет в этот день. И все соберутся против нее, чтобы причинить зло. И все жители мира не смогут спастись».
«И в этот день», то есть Малхут, приведет к тому, что «пробудится в великом городе Рим», то есть в Бине сил скверны, «огненное пламя» от суда левой линии, «из-за этого голоса, который пробудится во всем мире», т.е. от меры суда, что в Малхут. Иными словами, два этих суда соединятся вместе. «И сожжет он много башен и много чертогов. Множество башен падет, множество правителей и властителей падет в этот день. И все», т.е. все суды, «соберутся против нее, чтобы причинить зло. И все жители мира не смогут спастись». И всё это – подготовка к восполнению Машиаха светом хая де-ГАР. Ведь, как известно, обратная сторона (ахораим) предшествует лицевой (паним).
117) «С этого дня и до двенадцати месяцев будут совещаться все цари, и примут решение о многочисленных запретах и многочисленных гонениях на Исраэль, и преуспеют в них. Как мы учили, счастлив тот, кто окажется там, счастлив тот, кто не окажется там. И весь мир будет в большом смятении».
«С этого дня и до двенадцати месяцев», то есть пока не исправится свечение двенадцати границ также и в Малхут, так как в Зеир Анпине они называются двенадцатью днями, а в Малхут они называются двенадцатью месяцами, «будут совещаться все цари, и примут решение о многочисленных запретах и многочисленных гонениях на Исраэль, и преуспеют в них. Как мы учили, счастлив тот, кто окажется там» – в дни Машиаха, «счастлив тот, кто не окажется там», – т.е. спасется от этих судов. «И весь мир будет в большом смятении».
118) «К концу двенадцати месяцев» – т.е. после того как будут исправлены двенадцать светов в Малхут,[2] «вознесется скипетр от Исраэля[3], и это – царь Машиах, который пробудится в Эденском саду. И все праведники увенчают его там и опояшут его оружием с помощью запечатленных букв сосуда святого имени».
119) «Голос разнесется по ветвям деревьев в саду, и будет призывать с силой, говоря: “Просыпайтесь, высшие святые, вставайте пред Машиахом. Настало время соединиться жене со своим мужем” – то есть Тиферет с Малхут. “И муж ее”, Тиферет, “хочет свершить за нее возмездия в мире, и поднять ее и отряхнуть ее от праха”».
120) «Тогда все встанут и опояшут его оружием, как и прежде. Авраам справа от него, Ицхак слева от него, Яаков спереди. Моше, верный пастырь, над всеми этими праведниками, пускается в танец в Эденском саду». И благодаря этому Машиах восполняется светом хая де-ГАР.
121) «Когда Машиах исправится с помощью праведников в Эденском саду, он войдет, как и раньше, в это место, называемое птичьим гнездом, и увидит там образ разрушенного Храма и всех праведников, убитых в нем. Тогда возьмет он оттуда десять одеяний, называющихся “десять одеяний ревности”, и будет скрыт там сорок дней, вообще не открываясь».
122) «К концу сорока дней пробудится один голос и призовет из высшего престола», т.е. Бины, «птичье гнездо с царем Машиахом, скрытым в нем. И тогда поднимают его наверх, и Творец видит царя Машиаха, облаченного в одеяния возмездия и опоясанного оружием, и берет его и целует в голову».
123) «Тогда содрогаются триста девяносто небосводов, и Творец дает знак одному небосводу из них, который был укрыт с шести дней начала творения, и извлечет из одного чертога на этом небосводе один венец, на котором выгравированы и отчеканены святые имена. Этим венцом был увенчан Творец, когда Исраэль проходили море, чтобы совершить возмездие над всеми колесницами Фараона и его конницей. И венчает» этой короной «царя Машиаха».
Пояснение сказанного. Экран, подслащенный в Бине, называется небосводом, и так как он исходит от Бины, в нем есть четыре свойства ХУБ ТУМ, в каждом из которых сто сфирот. Но поскольку в них недостает Малхут,[4] в них есть только триста девяносто небосводов. А десять небосводов в Малхут скрыты с шести дней начала творения, то есть с тех пор как было произведено исправление второго сокращения.[5]
И это смысл сказанного: “Тогда содрогаются триста девяносто небосводов» – потому что пришло исправление к Малхут меры суда, а они страшатся судов Малхут. Поэтому сказано: «И Творец дает знак одному небосводу из них, который был укрыт с шести дней начала творения» – т.е. небосводу Малхут меры суда, которая была скрыта со времени шести дней начала творения.
«И извлечет из одного чертога на этом небосводе один венец», – так как недостаток Малхут в келим приводит к недостатку света Кетера в светах, а теперь, когда исправилась Малхут, свет Кетера вернулся на небосвод. И во время пересечения Конечного моря, когда Творец хотел потопить клипу египтян, так чтобы Исраэль их больше никогда не видели, увенчался Творец этой Малхут меры суда. И это означает сказанное: «Этим венцом был увенчан Творец, когда Исраэль проходили море, чтобы совершить возмездие над всеми колесницами Фараона и его конницей». И теперь, когда эта Малхут исправилась и в ней раскрылся свет Кетера, берет ее Творец «и венчает царя Машиаха». И благодаря этому царь Машиах восполняется светом йехида де-ГАР, но только (свойством) ВАК этого света йехида.
124) «Когда увенчается Машиах и исправится всеми этими исправлениями, возьмет его Творец и поцелует его, как и прежде. Кто видел святые колесницы и станы высших ангелов, окружающих его и дающих ему многочисленные дары и гостинцы. И он увенчается от всех них».
125) «Он входит там в один чертог и видит всех высших ангелов, зовущихся скорбящими по Циону. Это те, что оплакивают разрушение Храма, и плачут они всегда, и они дают ему облачение царства (малхут) Эдома,[6] чтобы вершить возмездия. Тогда Творец укрывает его в том же птичьем гнезде, и он скрывается там тридцать дней» – это подготовка к получению свойства ГАР де-ехида.
126) «После тридцати дней» сокрытия «в птичьем гнезде, сойдет он, увенчанный всеми исправлениями, сверху вниз, в окружении множества святых станов, и увидит весь мир один свет, спускающийся от небосвода к земле. И простоит он семь дней», что соответствует свойствам ХАГАТ НЕХИМ в Малхут, так как он будет светить даже в Малхут де-Малхут. «И все жители мира будут поражены и испуганы, и не поймут ничего вовсе, кроме тех мудрецов, которые разбираются в этих тайнах. Счастлив их удел».
127) «Все эти семь дней будет он увенчан на земле в этом птичьем гнезде. В каком это месте? “В пути” – это могила Рахели, которая находится на распутье. И он известит ее об этом и утешит ее. И тогда она примет утешение, и она встанет и поцелует его».
«Все эти семь дней будет он увенчан на земле», т.е. в Малхут, «в этом птичьем гнезде». И это смысл сказанного: «Если попадется тебе птичье гнездо», что указывает на царя Машиаха, увенчанного в птичьем гнезде. «В каком это месте? “В пути” – это могила Рахели, которая находится на распутье». И поскольку Машиах увенчан также светом Малхут де-Малхут, предназначенным для собрания изгнаний, «он известит ее об этом и утешит ее. И тогда она примет утешение», тогда как раньше сказано: «Не хочет она утешиться из-за детей своих, ибо не стало их». «И она встанет и поцелует его», Машиаха.
[1] См. Зоар, главу Берешит, часть 1, п.308.
[2] См. выше, п.117.
[3] См. Тора, Бемидбар, 24:17. «Вижу его, но не сейчас, всматриваюсь в него, но не близко: взошла звезда от Яакова и вознесся скипетр от Исраэля, и сокрушит он пределы Моава и разгромит всех сынов Шета».
[4] См. выше, п.114.
[5] См. «Предисловие книги Зоар», п.56, со слов: «И понятие “триста девяносто небосводов” заключается в следующем».
[6] См. Зоар, главу Берешит, часть 2, п.19.
Также рекомендуем: “Что означает: “И прими к сердцу твоему“, “Зоар об исправлениях в новолетие и день искупления“, “Рабаш о работе над верой и трепетом“, “Бааль Сулам о структуре души Адама Ришона“.