От редакции: тридцать пять глав книги “Врата кругооборотов”, которые переведены и вчерне отредактированы, мы объединили в один текст в части первой книги. Желающие смогут скачать этот текст на нашей странице в Патреоне.
Продолжение. Тридцать девятую часть читайте здесь.
Хаим Виталь
(280) Но возвратимся к вопросу о том, что бен Азай и раби Акива были создателями нефашот геров, когда отстранились от жен. Ибо оба они святы, поскольку один – со стороны Гвуры Эвеля, а другой – со стороны Гвуры Каина. И вследствие этой близости бен Азай взял (в жены) дочь раби Акивы, как известно. И, несмотря на то, что не вошел к ней, а снова отослал ее, вместе с тем, уже разъяснили мы о заповедях святости, что благодаря святости мужчина дает женщине свойство окружающего света от силы его мужского руаха. И бен Азай, когда женился на дочери раби Акивы, передал в нее этот руах в тайне окружающего света, и он остается с ней постоянно. И с этой точки зрения бен Азай всегда близок с раби Акивой, как нам известно. Также это тайна сказанного нашими мудрецами, что бен Азай говорил о раби Акиве: “Все мудрецы Исраэля для меня подобны чесночной шелухе, кроме этого лысого”. И, безусловно, (следует) верить, что сказав это, а также упомянув о раби Акиве уничижительным прозвищем Кораха[1], бен Азай не проявлял тем самым свою гордыню над всеми мудрецами Исраэля, не дай Бог. Но тайна (его) слов (в следующем). Знай, что все мудрецы, или их большинство, – создатели нефашот геров благодаря занятиям Торой. Но есть между ними различие. Так как есть такие, у которых есть возможность вносить нефашот в геров только в эту клипу, называемую “Нога”. Но раби Акива и бен Азай, после того, как внесли их туда, вводили ее (т.е. нефеш) в место святости и исправляли там, а затем притягивали ее оттуда и передавали герам. И в этом свойстве раби Акива и бен Азай были выше всех мудрецов поколения. И это то, что сказано: “Все мудрецы Исраэля передо мной как чесночная шелуха, кроме этого лысого”. А тайна этого в том, что знаешь, что в органе знака святого союза в человеке есть два отверстия, – правое, выводящее каплю святого семени, и левое, выводящее мутные воды отходов[2], – пищу для клипот, а между ними тонкая пленка как кожура чеснока. И эту клипу мы называем клипой Нога. Так вот, все мудрецы этого поколения выводили нефашот геров только лишь из упомянутой “чесночной шелухи”. Однако они (т.е. бен Азай и раби Акива) вводили их в святое правое отверстие и возвращали их к настоящей святости, а затем протягивали их оттуда наружу в тела геров. И (бен Азай) хотел передать смысл того, почему также у раби Акивы была эта сила, как и у него, а потому упомянул имя Кораха. И дело в том, что, как тебе известно, Корах бен Ицхар тоже происходит из корня Каина. Так вот, в Зоаре сказано, почему он назван именем “Корах”, – вследствие того, что был левитом, а левит должен обрить все свои волосы и быть лысым (קרח) по причине силы судов и гвурот в нем. Также и раби Акива был из корня Каина, являющегося венцом Гвуры, но благодаря его благочестию “обрились” все (его) волосы, а силы суда подсластились. И поэтому был лысым, и благодаря этому была у него сила создавать нефашот геров из собственного святого места, подобно бен Азаю, – со стороны Хеседа, откуда пробуждаются нефашот новообращенных. И это тайна того, что раби Акива звался хасидом, при том, что (основа) его существования от венца Гвуры, – как сказано в Гмаре, что раби Акива славился своим благочестием (хасидут). И также в книге Зоар, в главе Пкудей, он зовется благочестивым старцем. Так вот, также и Абайе, который придерживался пути бен Азая, протягивал нефашот герам подобно ему, посредством занятий Торой, – несмотря на то, что не отстранился от своей жены, как будет еще разъяснен смысл этого. И это тайна того, что написано в первой главе (трактата) Кидушин: “Сказал Абайе: “Я – как бен Азай на рынке Тверии”. И говорил так только когда радовался великой радостью. И дело в том, что Абайе тоже из корня Каина, являющегося венцом Гвуры, а когда подслащается Гвура и превращается в Хесед, тогда Гвура называется радостной в тайне веселящего вина. Тогда (Абайе) был как бен Азай, – создателем нефашот геров со стороны Хеседа, когда оттуда пробуждал обращенных.
(281) И объясним смысл того, что сказано выше. Итак, выяснено нами, что во всех тех, кто упомянут, как происходящий из корня Каина, нет того, кто был бы из корня Каина в трех его (категориях): нефеш, руах и нешама. Однако Абайе, и это великое дело, удостоился того, что в нем все части (его души) были только из одного корня, без иной примеси. И имеющиеся там эти три (свойства) из корня Каина, – это тайна нефашот геров. И поэтому была у него, у Абаи, сила и возможность создавать их вообще без отстранения от жены. Но раби Акива, у которого от корня Каина была только лишь нефеш, а руах был из другого корня, – должен был отстраниться от жены. А бен Азаю, который был от гвуры Эвеля, было необходимо более этого: и он вообще не выносил женщин. Из этого пойми то, что сказал Абайе: “Я – как бен Азай на рынке Тверии”, а Гилель – как раби Акива, поскольку оба они из корня Каина. Но смысл в том, что в вопросе создания нефашот геров достоинство бен Азая перед раби Акивой величественнее, вследствие того, что бен Азай не был женат вообще. Однако поскольку нефеш, руах и нешама Абайе от Каина, поэтому “весил” действительно как бен Азай, несмотря на то, что не отстранился от жены, что не так у раби Акивы. И вследствие того, что все части Абайе из корня Каина, не была его галаха подобной (галахе) Рабы, его товарища, который был от Эвеля, как мы объясняли. И это причина того, почему Абайе был сиротой, и не знал ни своего отца, ни матери, как намекает его имя на отрывок: “Когда в Тебе утешится сирота (אשר בך ירוחם יתום)”[3], – акроним “Абайе (אביי)”. А дело в том, что поскольку его нефеш, руах и нешама, – все они из корня Каина, и ты уже знаешь из предшествующих толкований, что весь корень Каина называется лишь свойством нефеш, ибо он со стороны Малхут, называемой “нефеш”, в тайне “душа (нефеш) Адама”, поэтому называется сиротой. Ведь когда он только лишь из свойства нефеш, называется сиротой. Как написано в книге Тикуним, тикун 11, в конце книги, по вопросу возмещения из имущества сирот, что при исторжении нешамы остаются нефеш и руах сиротами, и т.д. И поскольку Абайе был сиротой, будучи всеми частями из корня Каина, поэтому была у него сила даже без отстранения от жены создавать души геров, которые тоже (являются) сиротами, без отца и матери, как это известно по-простому. А дело в том, что тайна примешивания Каина во всех искрах остальных душ – не посредством отца и матери, и все они называются сиротами. И так же геры, – это сироты, ибо нет у них отца и матери из Исраэля, которые породили бы их души.
(282) И не удивляйся, – как во всем поколении бен Азая не нашлось того, кто создавал бы нефашот геров? Ведь о раби Ишмаэле бен Элише, великом коэне, разъяснено у нас, что он – искра души праведника Йосефа. И почему же не было у него этой, подобной ему (бен Азаю), силы? Но дело в том, как выяснено у нас, что все десять казненных властями (Рима), – это десять капель семени, которые вышли от Йосефа. И вследствие того, что Йосеф – это собственно раби Ишмаэль, и прегрешил, так как причинил ущерб в этих искрах, которые изгнал в глубины клипот, поэтому не было у него силы создавать нефашот геров. И потому находим, что наказание раби Ишмаэля тяжелее всего из всех десяти казненных властями, – он стал причиной этому благодаря выводу упомянутых капель семени. И в подобии тому, что написано о Йосефе: “И содрали они с Йосефа его рубаху”[4], – так же была содрана кожа раби Ишмаэля. Также раби Ишмаэль походит на Йосефа, поскольку красив образом подобно ему, как упомянуто в Пиркей а-эйхаль. И как Йосеф был пленен среди язычников (гоим) в Египте, также был пленен раби Ишмаэль. Как упомянуто, когда спросили раби Йеошуа бен Хананью, сказав ему: “Кто отдал на разграбление (дом) Яакова?”, – ответил: “Не Всевышний это, – наши прегрешения перед Ним”, намекнув на грех искр капель семени Йосефа, которые опустились в клипот на место раглаим, туда, где эта тайна разграбления. Поэтому были пленены среди язычников (гоим), и это те, кто отдал на разграбление (дом) Яакова, – эти упомянутые капли. И ответил: “Не Творец это, – наши грехи перед Ним”.
[1] На иврите слово “лысый (кэрэах)” созвучно с именем “Корах”.
[2] Досл.: “мутные воды раглаим”.
[3] Пророки, Ошеа, 14:4.
[4] Тора, Берешит, 37:23.
Также рекомендуем: “Рабаш: коротко об основах“, “Виленский гаон о начальных основах духовной работы“, “Бааль Сулам об ошибочном восприятии понятий каббалы“.