Глава Ваикра
Нефеш, руах, нешама
430) «И сказал рабби Шимон: “Мы ведь учили. Есть такие, кто удостоился нешамы. А есть такие, кто удостоился пробуждения руаха. А есть такие, кто удостоился только нефеш. Тот, кто удостоился только нефеш и не поднимается выше”, чтобы удостоиться руаха или нешамы, “прилепляется тогда к этой нечистой стороне.[1] И когда он спит, эти дурные стороны приходят и прилепляются к нему, и сообщают ему во сне о событиях в мире, часть из них – ложь, а часть – правда. А иногда они насмехаются над ним и показывают ему лживые вещи, и мучают его во сне. И поэтому народы-идолопоклонники, – из тех, кто видит во сне истинные вещи, благодаря той стороне, к которой они прилепились”, так как она сообщает им их. И всё это – события, которые произойдут в скором времени”».
431) «”Смотри, есть три ступени в этих дурных видах, одни над другими. Высшая ступень в них – это те, кто подвешен в воздухе”, и они слышат приговор, вынесенный свыше, но они не приходят в этот мир. “Нижняя ступень – это те, кто насмехается над людьми и мучает их во сне, поскольку все они наглые, как собаки. И есть над ними верхняя ступень”, т.е. средняя, “и они – из верхних и нижних”, и они слышат вещи от верхних, т.е. от тех, кто подвешен в воздухе, “и они сообщают эти вещи человеку” во сне,[2] “часть из них – ложь, а часть – правда. И эти истинные вещи – это то, что произойдет в скором времени”».
432) «”И эта ступень – тех, что подвешены в воздухе, так как они более высокие. И вот тот, который удостоился только нефеш, и эта нефеш желает исправиться, чтобы получить руах, но до того как она удостоилась” руаха, ночью, во время сна, “выходит то, что выходит из этой нефеш, и распространяется по миру”». Другими словами, не вся нефеш выходит из человека во время сна, а только ее часть, ибо остается от нее свойство «киста де-хаюта (минимальная жизненная сила)», «”и она хочет и не хочет подняться” наверх, между ангелами, “пока она не встречается с теми” клипот, “что в воздухе”, как уже говорилось выше, “и они сообщают ей вещи, часть из которых” произойдет “в ближайшем” времени, “а часть – в более позднем. И с этой ступенью” подвешенных в воздухе “он всё время соединяется во сне, пока не обретает руах”».
433) «”Когда он обрел руах, этот руах (ветер) выходит и сокрушает горы и скалы”, то есть внешние силы. “И он поднимается и простирается, и входит между высших святых ангелов”, поскольку руах нисходит от мира Ецира, где пребывают ангелы, “и там он узнаёт, что узнаёт, и учится у них (разным) вещам и возвращается на свое место. Тогда это связь человека со святостью, пока он не удостаивается нешамы и не обретает ее”».
434) «”Когда он обретает нешаму, она поднимается высоко наверх”, т.е. в мир Брия, откуда нисходит нешама, “и стражники входов не задерживают ее, и она непрерывно простирается и поднимается” всё выше, “между теми праведниками, которые завязаны в узле жизни”, т.е. в Малхут мира Ацилут, “и там видит царское наслаждение и наслаждается высшим свечением”».
435) «”А когда пробуждается святая лань”, т.е. Малхут, “под воздействием северного ветра”, т.е. в полночь, “она спускается, и тот праведник, который обрел нешаму, встает и укрепляется как могучий лев, в Торе, пока не воссияет утро, и тогда он идет с этой святой ланью, чтобы предстать пред Царем и получить от Него одну нить милости (хесед). И что она такое? Это нить Авраама”, т.е. свет Хесед, “которую он обрел, как написано: “Что от нитки до ремешка от обуви”[3]. Он не наслаждается от иного вовсе, и сказал: “Что от нитки до ремешка от обуви не возьму”542, – поэтому “удостоился этой нити”, т.е. света Хесед. “И это называется нитью Авраама”».
436) «”И когда этот праведник приходит с этой ланью”, т.е. с Малхут, “он увенчивается с ней пред Царем, и Давид произносит: “Руководителю: на “аелет а-шахар (рассветную лань)”[4], и это Кнессет Исраэль”, Малхут. “Аелет а-шахар” – это песнь Кнессет Исраэль, которую произносят в изгнании: “Всевышний мой! Всевышний мой! Зачем Ты оставил меня, далек от спасения моего, крика молитвы моей?!”[5]».
437) «Сказал рабби Шимон: “Счастливы обретшие душу (нешама), обретшие Тору, служащие святому Царю. Горе тем грешникам, которые не удостоились соединиться со своим Господином и не удостоились Торы. Ибо всякий не удостоившийся Торы, не удостаивается ни руаха, ни нешамы, и слияние его с той стороной дурных видов, и у такого нет доли в святом Царе, нет у него доли в святости. Горе ему, когда уйдет он из этого мира, ведь известно, что он у этих дурных видов, обладающих безудержной как у собаки наглостью, посланцев огня преисподней, которые не жалеют его”».
438) «”Смотри, что отличает Исраэль от народов-идолопоклонников. Исраэль, несмотря на то, что человек из Исраэля удостоился только нефеш, над ним пребывает высшая ступень, ибо если он желает обрести руах, и если желает обрести нешаму, он обретает и удостаивается ее. Но народы-идолопоклонники никогда не обретут” больше, чем свою нечистую нефеш, “но только если он произведет обрезание, при котором обретает нефеш от другого места”», от святости.
439) «”А Исраэль, стоящие на нижней ступени де-нефеш, – если он не желает удостоиться большего, наказание его велико.[6] Горе тому грешнику, который забывает заповеди Торы, т.е. не занимается Торой и забывает своего Господина. О нем написано: “Пусть грешники исчезнут с земли!”[7]»
440) «”Смотри, есть люди, которые прилепляются к этой стороне”, скверны, – “из-за этой нефеш, более которой они не удостоились. И когда прошел над ними дух этой скверны, он пребывает над ними, и они прилепляются к нему. Тогда тот грех, который совершил этот человек, он на этой нечистой стороне, и его жертва – это одна коза, поскольку это животное, исходящее от той же стороны,[8] чтобы искупить грех его”».
441) «Сказал ему рабби Эльазар, сын его: “Но ведь написано: “Не оставляй на ночь труп его на дереве… и не оскверни земли твоей”[9]. Ибо земля – это святость, и дух скверны не должен обрести место в святой земле и пребывать над ней. В таком случае, если над этим животным”, козой, “пребывает дух скверны, и исходит с его стороны, почему же его приносят в жертву святой стороне?”. Сказал ему: “Хороший вопрос”».
442) «”Но смотри, сын мой, написано: “Ибо Творец Всесильный твой – огонь пожирающий Он”[10]. Есть огонь, пожирающий огонь, – огонь Творца пожирает другой огонь, ситры ахра. И смотри, есть ангелы, произносящие песнь пред Творцом, и когда заканчивают пение, они исчезают в искре пожирающего огня”, который сжигает их. “А внизу Творец устроил огонь жертвенника”, и это огонь Малхут от судов ее, “и этот огонь пожирает и уничтожает всю ту нечистую сторону. И исчезает та сторона в пламени этого огня, и ничего не остается от нее в мире. И тот человек, который приносит свою жертву, стоит над ней, и с тем духом, который поднимается от жертвы, уходит от него сторона духа скверны, пребывающего над ним, и он искупается. И поэтому всё исчезает и уничтожается, и нет того, кто бы устоял перед этим огнем”» жертвенника.
[1] См. далее, п.439.
[2] См. Зоар, главу Ахарей мот, п.368.
[3] Тора, Берешит, 14:21-23. «И сказал царь Сдома Авраму: “Отдай мне души, а имущество возьми себе”. И сказал Аврам царю Сдома: “Поднимаю руку мою к Творцу, Владыке Всевышнему, Создателю неба и земли, что от нитки до ремешка от обуви не возьму из всего твоего, чтобы ты не сказал: “Я обогатил Аврама”».
[4] Писания, Псалмы, 22:1. «Руководителю: на “аелет а-шахар”. Псалом Давида».
[5] Писания, Псалмы, 22:2 «Всевышний мой! Всевышний мой! Зачем Ты оставил меня, далек от спасения моего, крика молитвы моей?!»
[6] См. выше, п.430.
[7] Писания, Псалмы, 104:35. «Пусть грешники исчезнут с земли, и нечестивых не будет больше! Благослови, душа моя, Творца! Алелуйа (хвалите Творца)!».
[8] См. выше, п.429.
[9] Тора, Дварим, 21:22-23. «И если будет на ком-либо грех, (требующий) суда смертного, и умерщвлен будет он, и повесишь его на дереве; не оставляй на ночь труп его на дереве, но погреби его в тот же день; ибо поругание Всесильному повешенный, и не оскверни земли твоей, которую Творец Всесильный твой дает тебе в удел».
[10] Тора, Дварим, 4:24. «Ибо Творец Всесильный твой – огонь пожирающий Он, Владыка ревностный».
Также рекомендуем: “Врата кругооборотов“, “Понятие обратной зависимости между келим и светами“, “Зоар об исправлениях человека в жертвоприношении“, “Имена и названия в духовном“.