От редакции: тридцать пять глав книги “Врата кругооборотов”, которые переведены и вчерне отредактированы, мы объединили в один текст в части первой книги. Желающие смогут скачать этот текст на нашей странице в Патреоне.
Продолжение. Сороковую часть читайте здесь.
Хаим Виталь
Глава тридцать пятая
О сущности Каина и Эвеля
(283) Уже разъяснено, что Каин и Эвель обрели нефеш Ацилута, которая была у Адама Ришона. Дело в том, что, как известно, все святые миры (находятся) один в другом, и после того, как человек завершил исправление (своей) части мира Асия, может подняться до мира Ецира, а в подобии этому также поднимется до мира Ацилут, – как написано в книге Зоар, в начале главы Мишпатим: “Удостоился большего, – дают ему”. И выше в предшествующих толкованиях уже разъяснено, что эта (способность) имеется только в новой душе, так как тогда (она) может подниматься из мира в мир, как упомянуто там. И находятся все святые миры один в другом, и один покрывает другой, а тот – следующий. Так вот, есть категории душ, которые в исправлении никогда не обретают ничего, кроме лишь нефеш Асия, а есть те, что удостаиваются Ецира, и есть – Брия. И есть те, которые удостаиваются исправления Ацилута, но во всех корнях душ они немногочисленны, – те, что найдут (свой) корень, удостоившись исправления Ацилута. И достойные этого имеются только в корнях душ Каина и Эвеля. Ибо будучи новой душой с этой точки зрения, как нами разъяснено, удостаиваются исправить и обрести даже нефеш Ацилута, но не более чем это. Однако все остальные корни, называемые старыми душами, как нами выяснено, не удостаиваются обрести нефеш Ацилута, и дай Бог чтобы обрели нешаму Брия.
(284) Знай, что в корнях душ самих Каина и Эвеля есть два свойства. Первое – это только аспект самих душ Каина и Эвеля, – падшие души, – это только и осталось от миров БЕА. И есть второе, высшее свойство, – это те части самого Адама Ришона, которые остались от него в наследство его сыновьям Каину и Эвелю. И сказано выше, что это, собственно, искра из нефеш отца, которая передается в нефеш сына, дабы указывать путь. И в этом втором свойстве есть продолжение всех миров, – от нефеш мира Асия до нефеш мира Ацилут. И это в общем. Достоинство же каждого, душа которого от этого второго свойства, велико. Ибо есть у него сила и возможность, придя в мир, исправить за один раз от нефеш Асия до нефеш Ацилута и благодаря своим действиям удостоиться обрести нефеш Ацилута. Однако не руах или нешаму Ацилута, – из-за того, что (такая) душа не называется полностью новой, как упомянуто выше в предыдущих разъяснениях. И уже объяснил я в предшествующих толкованиях, что в этом втором свойстве, которое оставил в наследство Адам своим сыновьям Каину и Эвелю, тоже есть две категории, – это окружающий свет и свет внутренний. И все души этого второго свойства, как выяснили мы в предшествующих разъяснениях, – как например, Исашхар, раби Акива, Хизкияу, – все они от внутреннего света этого свойства. И пророк Элияу, благословенной памяти, тоже был от внутреннего света этого второго свойства. А затем зародились в нем Надав и Авиу, ибо они были от окружающего света нефеш Ацилута этого же второго свойства.
(285) И выясним теперь корни Каина и Эвеля, – где (они) удерживаются в душе Адама Ришона. Знай, что Каин – это категория “левой руки” во всех парцуфах, во всех мирах, как в Арих Анпине, так в Аба ве-Име, так же в ЗОН, – в Ацилуте, и в БЕА. А напротив него – Эвель, категория “правой руки” во всех парцуфах, во всех мирах. И знай, что в трех нижних мирах, являющихся БЕА (эти категории) называется “руки”, но в мире Ацилут (они) называются “крылья”. И получается, что Каин – в левом “крыле” Ацилута, а Эвель – в правом “крыле”. В этих свойствах “крыльев” и “рук” имеются аспекты окружающего и внутреннего светов. И знай, что все души, происходящие из этого второго (т.е. высшего) свойства Каина и Эвеля, наследовавших своему отцу Адаму, в этом мире достойны обрести не более чем до “крыльев” Малхут мира Ацилут, называемой нефеш Ацилута. И все корни душ, которые имеются в этом втором свойстве, могут достичь в этом мире обретения этого за один раз. Но (свойств, имеющихся) оттуда и выше, за один раз достичь невозможно, пока (человек) не придет во втором кругообороте. И поскольку тот, кто из этого второго свойства, может достичь за один раз даже нефеш Ацилута, поэтому все эти праведники называются ангелами (малахим). И в любом месте, где присутствует аспект имени “ангел (малах)”, имеется в виду некий праведник, (происходящий) исключительно из этого упомянутого корня. Поэтому в ситуации с блудницей Рахав: “И взяла женщина двух этих мужей и спрятала их”, – сказано о Пинхасе. Одним словом, должна была прятать (его) одного. Но Пинхас не нуждался в этом вследствие того, что назывался ангелом, и он назывался так потому, что он из этого корня Каина. И потому Элияу, благословенной памяти, был ангелом, так как он из этого корня Каина. Также Йегуда бар Илай, благословенной памяти был из этого второго свойства Каина, а потому намекнули мудрецы в Талмуде о нем, что во всем, – как написано: “Он умывал лицо, руки, ноги и принимал субботу”, – был подобен ангелу Творца воинств. Также Йегуда и Хизкия, сыновья раби Хийи назывались ангелами, будучи из этого второго корня Каина, как намекает об этом Талмуд в сказанном о них: “Отличаются в ней двое амораим на земле, – Йегуда и Хизкия, – и в каббале они оба (как) ангелы в небесах…”. Однако Ханох, который обрел высшее свечение Адама, что до нешамы Ацилута, был ангелом более высоким и величественным, чем Элияу. И получается, что тот, кто от свойства мира Ацилут, называется ангелом и может подняться на ступень ангела. И запомни это.
(286) И разъясним теперь это понятие левой руки и крыла в корне Каина, а из этого поймешь правую руку и крыло в Эвеле. Знаешь, что Каин – это орган левого плеча Адама Ришона, как упомянуто выше в предыдущих толкованиях. И есть в этом органе три категории, – плоть, жилы и кости (басар, гидим, ацамот). Так вот, в БЕА, во всех пяти парцуфах, имеющихся в каждом из трех миров, есть корень у Каина в левой руке, – в органе плечо каждого парцуфа из них. Однако там нет свойства крыла. Но в пяти парцуфах, находящихся в Ацилуте (кроме) свойств плеча, – плоти, жил и костей, – имеется еще и аспект крыла. И получается, что в корне души из этого второго свойства Каина есть свойства самого плеча, являющиеся плотью, жилами и костями, но также есть у нее свойство крыла, выходящего оттуда, которое является перьями, выходящими из упомянутого органа “плечо”. И это в Ацилуте. Но в БЕА крыло отсутствует, – имеется лишь свойства самого плеча, а понятие этого левого плеча уже разъяснено в предыдущих толкованиях.
(287) Теперь же разъясним понятие крыла. Знай, что в том левом крыле, в котором удерживается корень Каина, есть три тысячи “перьев”, – тысяча больших, тысяча средних и тысяча малых. И в каждом пере из них имеется сто пятьдесят “волосинок”, которые являются свойством искр душ. Так вот, у каждого из перьев в органе плеча, куда вставлено перо, и откуда оно растет, есть одна “перьевая сумка”[1]. Еще у каждого пера в его верхнем конце, вставленном в перьевую сумку, существует поглощение внутрь него аспекта “крови”. Также в начале самого пера, а это его конец его, вставленный в перьевую сумку, есть сверху нее еще небольшая часть полого стержня без волоса. А затем упомянутый стержень в этом свойстве протягивается еще, и продолжается, и растут на нем с двух сторон волосинки, и таким образом продолжается до окончания пера. Среди волосинок, растущих с двух сторон стержня, есть волосинки большие, длинные, а есть волосинки короткие, малые. Так вот малые волосинки – это искры душ малых детей, которые умирают во младенчестве. И есть в них несколько свойств, так как не все малые волосинки равны по длине, и это понятно. Подобно этому есть несколько ступеней в больших волосинках, – какова их длина, такова продолжительность лет (жизни) этих душ в этом мире. И знай, что достоинство самого пера более велико, чем у перьевой сумки, из которой оно растет, и чем у крови, поглощаемой внутрь в начале конца стержня, в месте, где он вставлен в перьевую сумку. И достоинство пера больше, чем волосинок, растущих с двух сторон, а длинные волосинки достойнее, чем короткие.
(288) Также знай, что в каждом пере есть сто пятьдесят искр, как упомянуто выше, и это числовое значение слова “крыло (כנף)”. И это число сто пятьдесят (ק”ן), – от имени “Каин (קין)”, в котором имеются буквы куф-нун (ק”ן) и йуд (י). Однако правое крыло, являющееся свойством Эвель, по имени “Эвель” разделено по другому: каждое перо в нем делится на пять частей, а каждая часть содержит тридцать две искры. И это (слово) “Эвель (הבל)”, – пять (ה’) раз по тридцать два (ל”ב). И получается, что также и они числом сто пятьдесят, как у Каина. Но каждая из ста пятидесяти искр Каина в каждом пере отдельна сама по себе, и называется “гнездом (קן)”. А (перья) Эвеля, разделены на пять частей, и каждая часть в тридцати двух искрах. И лишь в этом отличие между Каином и Эвелем.
[1] Досл.: “тростник”, “папирус”. В переводе использован анатомический термин “перьевая сумка”, называемая также “птерилий”.
Также рекомендуем: “Путь к свободе“, “Понятие обратной зависимости между келим и светами“, “Некоторые аспекты осознания зла“, “Зоар об исправлениях в новолетие и день Искупления“.