Бааль Сулам о каббалистическом смысле “жалобы Луны”

Учение о десяти сфирот, часть пятнадцатая

(фрагмент)

5) Несмотря на то, что есть множество частностей, предел уменьшения в Нукве не (может быть) меньшим, чем одна точка, состоящая из десяти, и являющаяся точкой Малхут, – последней в ней. А предел ее роста – это когда будут в ней все десять ее сфирот, и будет полностью равной с Зеир Анпином паним бе-паним. И два мэлаха (царя) будут пользоваться одним Кетером (короной). Это то, в чем обвиняла луна, как известно.

Ор пними

5) Предел уменьшения в ней не (может быть) меньшим, чем одна точка, состоящая из десяти, и являющаяся точкой Малхут, – последней в ней. Здесь сказано не о начале создания Малхут. Ведь вначале она была разбитым свойством в БЕА, являясь категорией седьмого мэлаха из семи умерших мэлахим, а известно, что все они разбились, – (как) паним, (так) и ахор. Тем самым, в Ацилуте от нее не осталось даже свойства одной точки. Но сказано это с точки зрения категории постоянных мохин в Ацилуте. Ибо даже после исправления Ацилута исправляются в свойстве сущности только келим де-паним семи мэлахим. А именно, – подобно тому как они вышли во время катнута Некудим в стадии никвей эйнаим САГ де-АК, когда были у них только шесть келим ХАБАД ХАГАТ до хазе, а точка сиюма, являющаяся точкой хазе считалась там седьмым мэлахом, свойством Нуквы Зеир Анпина. Но в категориях их светов семь мэлахим считаются ХАГАТ НЕХИ, а точка сиюма, находящаяся под Есодом, считается седьмым мэлахом, будучи аспектом Нуквы Зеир Анпина. И они считаются в Некудим келим де-паним, поскольку не было у них никакого ущерба из-за них самих, ведь свет эйнаим САГ де-АК установил их в этом совершенстве ХАГАТ НЕХИ подобно тому, как они выходят во время катнута. Их разбиение произошло не из-за них самих, а потому что во время гадлута эти семь мэлахим распространились и соединились с келим де-БЕА, которые уже вышли ниже находящейся там парсы Ацилута. Эти келим не были способны получать высший свет по причине второго сокращения, которое вытолкнуло их из Ацилута наружу, и в силу этого они называются келим де-ахор, как написано в части седьмой. Поэтому разбились и умерли, а также вызвали разбиение келим де-паним, которыми являются келим ХАБАД ХАГАТ до хазе. Изучи там внимательно, поскольку здесь нет места для продолжения. И потому, после того, как эти келим де-паним отбираются из разбиения один раз, в них нет никакого уменьшения вновь, – ведь все разбиение в них было из-за их соединения с келим ахораим де-БЕА, а не из-за их самих. Поэтому после того, как в Мире исправления парса установилась таким образом, что эти келим де-паним более не могут соединиться с келим ахораим де-БЕА, в них больше уже не может быть никакого уменьшения. Однако все то, что отобрано из БЕА как нечто большее, чем упомянутая мера, – то есть ХАБАД ХАГАТ келим до хазе и ХАГАТ НЕХИ светов до точки под Есодом, – считается свойствами добавки, и нет для них постоянного состояния в Ацилуте, а они поднимаются и опускаются в соответствии с деяниями нижних. И мы уже подробно рассмотрели это в предыдущих частях.

Сказано (равом): “Предел уменьшения в ней не (может быть) меньшим, чем одна точка, состоящая из десяти, и являющаяся точкой Малхут, – последней в ней”. То есть, как разъяснено, седьмой мэлах катнута Некудим, являющийся точкой хазе де-келим и точкой Есода светов, – это категория кли де-паним, у которого все его разбиение было только из-за соединения с келим де-ахораим, находившимися в БЕА. И потому после того как он отобран один раз и исправлен в Ацилуте, больше не происходит у него никакого уменьшения, как и в ХАГАТ НЕХИ Зеир Анпина.

И эта точка в свойстве келим Зеир Анпина слита с его хазе, ибо так же в семи мэлахим катнута Некудим она была слита со свойствами ХАБАД ХАГАТ де-келим. Однако в категории светов там есть только лишь руах-нефеш, ведь при недостатке НЕХИ келим недостает ГАР светов, а руах-нефеш считаются ХАГАТ НЕХИ, как известно. И получается, что Нуква в этом свойстве – это точка под Есодом, и слита с Есодом Зеир Анпина Ацилута. В свойстве келим эта точка называется Кетером, когда ее девять нижних (сфирот находятся) в БЕА. А в категории светов она считается Малхут, то есть аспектом нефеш. Ибо при нехватке девяти нижних келим не хватает девяти первых светов, как известно из обратного соотношения келим и светов.

Так вот, все упомянутые выше имена из перечисленных ты найдешь разбросанными в речениях рава, то есть соответственно сказанному либо с точки зрения келим, либо с точки зрения светов. А здесь он говорит со стороны светов, и потому именует эту точку “точка под Есодом”. Также он именует ее “Малхут”, то есть “нефеш”, – как такую, которая в свойстве светов. Помни это и не запутайся в определениях.

А предел ее роста – это когда будут в ней все десять ее сфирот, и будет полностью равной с Зеир Анпином паним бе-паним. И два мэлаха (царя) будут пользоваться одним Кетером (короной). Это то, что (называется) обвинением луны, как известно. Так вот, эти слова рава неимоверной глубины, и вследствие того, что без них нет истинного понимания во всех аспектах мохин, их переменах в субботы и праздники и т.д., поэтому необходимо их понять, – по крайней мере вследствие необходимости связать толкования, приведенные в этом вопросе. А корни этих вещей – в речениях мудрецов в трактате Хулин, стр.60/2. И слова эти таковы. “Раби Шимон бен Пази дал притчу: “Написано: “И создал Всесильный два больших светила”. И написано: “Светило большое и светило малое”. Сказала луна перед Святым, благословен Он: “Владыка мира, возможно ли, чтобы два царя пользовались одной короной?”. Сказал Он ей: “Иди и уменьши себя…”. Изучи там. И эта жалоба относительно возможности двум мэлахим пользоваться одним Кетером, называется обвинением луны. Так вот, там эти слова мудрецов слышатся, на первый взгляд, такими: жалоба была о том, что невозможно для двух мэлахим использовать один Кетер, а она, якобы, желала отдельный Кетер для себя, чтобы быть независимой от солнца, которым является Зеир Анпин. Но рав говорит, что когда будут двое мэлахим использовать один Кетер, – это предел ее исправления. А если так, почему тогда она жаловалась в то время, когда они пользуются одним Кетером?

В действительности же когда уточним речения мудрецов, найдем, что ее жалоба была не об одном Кетере. Ведь трудность в следующем: почему прежде написано: “Два больших светила”, что слышится как равенство их обоих относительно одного Кетера, а после этого написано: “Светило большое и светило малое”, – то есть одно больше другого, и они уже не равны на уровне одного Кетера? Из этого получается, что луна жаловалась (на отсутствие) возможности для двух царей пользоваться одной короной. И не (следует) толковать так, что она хотела, чтобы ее корона была большей, чем его корона, поскольку это не называлось бы “обвинением луны”: не (может быть) обвинением, если она желала быть больше него. Ведь обвинение означает обиду и унижение, которые она предъявила солнцу, а какая обида может быть на солнце, если она хотела быть больше него? И более того, было у нее возмущение, когда сказала: “Владыка мира, поскольку сказала я достойное речение, уменьшу сама себя”, – смотри там. А если ее жалоба была о том, что ее Кетер будет больше его Кетера, – как это может быть здесь достойным речением? И наиболее трудное из всех, – почему гнев от этого так велик? Разве потому, что хотела Кетер больший, чем у него, а потому настолько уменьшается и полностью опустошается от своего света, пока не поднимается в результате, – и не самостоятельно, а тем, что солнце дает ей. В действительности не так уж просты эти речения.

И чтобы понять эти вещи, необходимо понять сущность Зеир Анпина и Нуквы в их коренных свойствах, а также понятия извлечения “ребра” и выстраивания Нуквы, которые будут разъяснены далее в толковании отделения (Нуквы от Зеир Анпина). А здесь объясним только в общих чертах. И дело в том, что значение написанного “И создал Всесильный два великих светила” в том, что уровень солнца и луны в четвертый день дней начала творения был равен. Далее будет разъяснено, что Нуква вырастает посредством облачения НЕХИ Имы внутрь нее, пока не становится по уровню равной с Зеир Анпином в его ахораим. И поскольку отделяется благодаря этому от своего мужа, Зеир Анпина, и восходит для вскармливания от Тиферет Имы будучи такой же большой как и он, поэтому от нее закупориваются его хасадим. И тогда она начинает обвинять эти света гадлута, которые получает от НЕХИ Имы, как написано мудрецами: “Сказала она: “Возможно ли двум царям пользоваться одной короной?”. То есть жаловалась, что не может пользоваться одним Кетером вместе с Зеир Анпином из-за того, что не может выдержать большую закупорку хасадим и хочет возвратиться на свое прежнее место, а именно быть ахор бе-ахор с Зеир Анпином от хазе и ниже, – ведь тогда хасадим у нее были в изобилии от свойства ВАК Зеир Анпина. И это называется “обвинение”, поскольку обвиняла великое свечение, которым ее наделяла Има, и это обида на Создателя.

И на это ей было сказано: “Иди и уменьши себя”, что означает: возвратись к свойству точки под Есодом, а это наибольшее уменьшение, которое может быть у Нуквы. Так как при этом получается, что все ее девять первых (сфирот) и все строение ее парцуфа исторгаются из нее, и она возвращается к своему корню, будучи только к свойстве экрана для подъема отраженного света ради Зеир Анпина.

И это ее жалоба: “Владыка мира, поскольку сказала я достойное речение, уменьшу сама себя”. То есть она жаловалась, что невозможно ей пользоваться одним Кетером с Зеир Анпином иначе, как только возвратившись ахор бе-ахор от хазе и ниже, то есть к свойству ВАК. И это безусловно в ее разумении было вещью достойной, ведь не могла устоять в гадлуте в силу нехватки хасадим. А потому сердилась на то, что было ей указано возвратиться к точке под Есодом, что кажется ей наказанием за ее обвинение, а она не чувствует в этом никакого греха, – ведь не может там устоять никоим образом по причине нехватки хасадим.

Сказано (равом): “А предел ее роста – это когда будут в ней все десять ее сфирот, и будет полностью равной с Зеир Анпином паним бе-паним. И два мэлаха (царя) будут пользоваться одним Кетером (короной). Это то, что в чем обвиняла луна, как известно”. То есть, тогда будет исправлено обвинение луны, ибо в свойстве гадлута ахораим луна там не может устоять вследствие недостатка хасадим, а потому и обвиняла. Но когда будет с Зеир Анпином на равном уровне в свойстве паним бе-паним до Кетера, тогда будут у нее в изобилии также и хасадим, – свет Хохма облачится в свет хасадим, и тогда у луны более не будет обвинения. И это все ее исправление, как написано равом в последующих пунктах.

Также рекомендуем: “Жалоба луны” в подъемах и падениях“, “Падения приходят из будущего“, “Рабаш о жизни и смерти в духовном“, “Хаим Виталь о сути пророчества“.