Продолжение. Первую часть читайте здесь.
Перевод группы переводчиков МАК. Руководитель перевода Гади Каплан.
Новый Зоар, глава Берешит
Десять сфирот неведомого
151) Пятая сфира – Гвура в Малхут. Над сиянием пятой книги, т.е. Гвуры, Он протянул «разделительную завесу»[1], чтобы разделить между нижними и высшими, и в ней предоставлена власть этому писцу. Над ней совершают движение с ее помощью двое сильных. Тысяча миров в нем. Унаследованное имущество держится на нем. В нем пять букв записаны в двух – три над двумя. Он установил рядом с ними две другие буквы, записанные по пять в пяти. И поместил Он над ним букву «йуд י».
Объяснение. Разделительная завеса – это окончание, которое образовалось посреди каждой ступени под сфирой Хохма вследствие подъема Малхут в место Бины. И даже во время гадлута, когда Малхут опускается из Бины на свое место, и сфирот Бина, Тиферет и Малхут возвращаются на свою ступень, парса не отменяется, но Бина и ТУМ (Тиферет и Малхут) должны подняться над парсой, и там они соединяются со своей ступенью. И это исправление способствует средней линии установить левую линию так, чтобы она светила только снизу вверх, т.е. не распространялась ниже парсы.
Поэтому «над сиянием пятой книги, т.е. Гвуры, Он протянул “разделительную завесу”» – т.е. парсу, которая ограничивает левую линию, Гвуру, называемую пятой книгой, таким образом, чтобы она не светила под парсой. «Чтобы разделить между нижними и высшими» – это парса, разделяющая между ХАГАТ, находящимися выше парсы, и НЕХИ, находящимися под парсой. «И в ней предоставлена власть этому писцу» – парса дает силу, т.е. помогает средней линии, называемой писцом, так, чтобы свечение левой линии не происходило сверху вниз, потому что парса пресекает его.
Правая и левая линии, Хесед и Гвура, включают друг друга, «и есть Хесед и Гвура как в сфире Хесед, так и в сфире Гвура». Поэтому сказано: «Над ней» – над парсой, «совершают движение с ее помощью двое сильных», – т.е. светят два сильных света, Хесед и Гвура в свойстве Гвуры. И поскольку оба они находятся в Гвуре, они называются сильными. Иными словами, Хесед и Гвура свойства Гвуры вообще не светят под парсой, а только над парсой.
«Тысяча миров в нем», – т.е. в них происходит свечение Хохмы, называемой тысячей миров. «Унаследованное имущество» – свечение высших Абы ве-Имы, называемое наследием, «держится на нем», – держится на Хохме, на левой линии, ведь, поскольку в самих Аба ве-Име нет места свечению Хохмы, свечение их держится на Хохме левой линии.
Каждый парцуф делится на два по пять сфирот. Кетер, Хохма, Бина, Хесед, Гвура и треть Тиферет до хазе являются свойством ГАР, так как КАХАБ являются законченными ГАР и свойством рош, а Хесед, Гвура и треть Тиферет до хазе относятся к ГАР свойства гуф. И основой их являются Хесед и Гвура, поскольку Тиферет относится уже к ВАК свойства гуф. И есть также пять сфирот ниже хазе, которые относятся к ВАК свойства гуф, и это – Тиферет, Нецах, Ход, Есод и Малхут.
И пять первых сфирот Кетер-Хохма-Бина-Хесед-Гвура светят в Гвуре, т.е. в пятой книге, и вследствие того, что свойство Гвуры включает Хесед и Гвуру, считается, что пять сфирот Кетер-Хохма-Бина-Хесед-Гвура светят в Хеседе свойства Гвуры, и пять сфирот Кетер-Хохма-Бина-Хесед-Гвура светят в Гвуре свойства Гвуры.
И это смысл слов: «Пять букв записаны в двух – три над двумя». «Пять букв» – это пять сфирот КАХАБ, Хесед и Гвура, «записаны в двух» – светят в двух, т.е. в каждой из сфирот Хесед и Гвура, имеющихся в свойстве Гвуры: Кетер-Хохма-Бина-Хесед-Гвура в Хеседе и Кетер-Хохма-Бина-Хесед-Гвура в Гвуре. И объясняется, что эти пять расположены в виде «три над двумя», чтобы ты не ошибался, думая, что есть пять сфирот кроме Хеседа и Гвуры, но пять эти сфирот – это «три», т.е. Кетер-Хохма-Бина, «над двумя», т.е. над Хеседом и Гвурой. Но поскольку Гвура сама по себе включает Хесед и Гвуру, сказано, что «пять букв записаны в двух».
«Он установил рядом с ними две другие буквы» – правую и левую линии в Тиферет, «записанные по пять в пяти» – потому что Тиферет включает пять сфирот Тиферет-Нецах-Ход-Есод-Малхут (ТАНХИМ), расположенные ниже хазе. И также пять сфирот Кетер-Хохма-Бина-Хесед-Гвура (КАХАБ ХУГ) светят в ней. Таким образом, правая и левая линии Тиферет, каждая из которых записана как две по пять сфирот – пять высших, находящихся над хазе, и пять нижних под хазе. Итак, есть пять в пяти в правой линии Тиферет, и также пять в пяти – в левой линии Тиферет.
И сказано: «И поместил Он над ним букву “йуд י”» – потому что буква «йуд» косвенно указывает на то, что свечение не распространяется сверху вниз, так как она является свойством рош без гуф. А «вав ו» указывает на то, что ее свечение распространяется сверху вниз. И поскольку в сфире Гвура установилась парса, которая не отменяется, потому что свет ее не распространяется вниз, «поместил Он над ним букву “йуд י”».
152) Шестая сфира – Тиферет в Малхут, средняя линия. Он произвел с помощью огненных искр над шестой книгой, над Тиферет, две стороны, правую и левую. Потому, что средняя линия включает в себя правую линию и левую линию. Одна сторона, т.е. правая линия, пробуждает преодоления (гвурот). Другая сторона, левая линия, содержит в себе светлый дух мудрости (руах хохма). А сияние средней линии распространяется в трех своих ликах – лев-бык-орел, т.е. ХАГАТ.
Ибо средняя линия исправляет Хесед и Гвуру, находящиеся над ней, и распространяется во всех трех линиях, и сияние трех линий ХАГАТ дает жизненные силы трем сфирот внизу, т.е. НЕХИ. Они записаны четыре в четырех. Один соответственно другому правит. Один восседает верхом. Две буквы записаны в одном. И Он расположил над ним букву «вав ו». Пробуждает – означает «порождает», как сказано: «Зародилось в сердце моем доброе»[2].
Объяснение. Шестая книга – это сфира Тиферет, являющаяся средней линией, которая с помощью экрана де-хирик в ней уменьшает левую линию и соединяет ее с правой, и благодаря этому обе они могут светить. И этот экран де-хирик называется искрами огня, так как он уменьшает левую линию, сокращая в ней ГАР Хохмы. И благодаря тому, что средняя линия исправила две линии, правую и левую, она включает их в себя. Потому что всего свечения, которое нижний вызвал в высшем, удостаивается также и нижний. Раскрытие хасадим происходит в правой линии, а раскрытие Хохмы – в левой.
Поэтому сказано: «Произвел с помощью огненных искр над шестой книгой» – средняя линия, называемая шестой книгой, произвела и установила над искрами огня, т.е. экраном де-хирик, «две стороны» – правую и левую. «Одна сторона пробуждает преодоления (гвурот)» – правая сторона, в которой содержится свет хасадим, пробуждает гвурот, т.е. в ней устанавливается экран де-хирик, с целью оберегать хасадим в ней, чтобы не отменились они под воздействием левой линии. «Другая сторона содержит в себе светлый дух мудрости (руах хохма)» – это левая сторона, в которой раскрывается светлая Хохма.
«А сияние средней линии распространяется в трех своих ликах – лев-бык-орел, т.е. ХАГАТ», – потому что сияние и исправление средней линии приходит ко всем трем. «И сияние трех линий ХАГАТ дает жизненные силы трем сфирот внизу, т.е. НЕХИ», – потому что из ХАГАТ выходят три линии НЕХИ.
И известно, что нет строения, содержащего менее четырех, т.е. трех линий и Малхут, получающей их. И поскольку в средней линии есть два света, хасадим и Хохма, поэтому нуждается в двух строениях, одно строение – для света хасадим, другое строение – для света Хохма. Поэтому сказано: «Они записаны четыре в четырех», – т.е. записаны в шестой книге два строения, в каждом из которых четыре. Четыре – для притяжения хасадим, и четыре – для притяжения Хохма.
«Один против другого правит» – с помощью этих строений властвует один против другого, т.е. существуют в двух видах светов – света хасадим и света Хохмы. «Один восседает верхом», – однако один свет находится над двумя этими строениями, только свет хасадим. И поэтому «две буквы», – т.е. правая и левая линии, в которых есть два света, Хохма и хасадим, «записаны в одном», – т.е. оба они записаны в одном свете, в свете хасадим.
Потому, что таково правило: тот, кто восседает над этими строениями, тот и правит ими. И поскольку только свет хасадим восседает над двумя этими строениями, он и является правящим.
«И расположил над ним букву “вав ו”», – потому что «вав ו» указывает на свечение его сверху вниз, и поэтому есть у нее ножка, в отличие от «йуд י», у которой отсутствие ножки показывает, что свечение ее не распространяется вниз.
153) Седьмая сфира – Нецах в Малхут. Над сиянием седьмой книги, Нецах, распростер силу без ничего, господство выяснения и бурю, являющуюся исцелением, и они являются драгоценностями в этой седьмой, и они закрывают седьмую. Они управляемы и не продвигаются, продвигаются и не ступают, ступают и не присутствуют, присутствуют и не созданы, созданы и не явны. Высшие и нижние опускаются и поднимаются. Три восседают наверху, четыре записаны и возвращаются к одному. И он один – в силу той тропинки, которая простерлась над ним. И поместил над ним букву «далет ד».
Объяснение. Уже выяснилось[3], что граница и сила суда, образовавшаяся в середине ступени и называемая парсой вследствие подъема Малхут в Бину, остается в силе также и во время гадлута, несмотря на то, что к этому времени Малхут уже опустилась из Бины, вернувшись на свое место. И это исправление соединяется с силой экрана де-хирик, имеющегося в средней линии, и способствует усилению правой линии и уменьшению левой. И благодаря этому подчиняется левая линия, и Хохма в левой соединяется с хасадим в правой[4].
И эта сила суда, которая осталась в парсе, правит главным образом от нее и ниже, т.е. над тремя линиями и Малхут, находящимися под парсой и называемыми НЕХИМ[5], так как она производит разделение между высшими, находящимися над парсой, и нижними, находящимися под парсой.
И так же, как в правой линии сфиры Тиферет над парсой[6], – говорится, что правая сторона пробуждает гвурот, и это означает, что сила суда экрана устанавливается в правой линии для закрепления превосходства хасадим в ней над Хохмой в левой, – точно так же в правой линии, находящейся под парсой, т.е. в сфире Нецах, установилась сила суда с целью усилить хасадим в ней и уменьшить Хохму левой, для того, чтобы обе они соединились вместе.
И необходимо знать, что хотя Нецах и Ход, являющиеся правой и левой линией под парсой, включаются друг в друга с помощью средней линии, Есода, это не означает, что правая линия принимает форму левой, и, также, левая принимает форму правой, но формы правой и левой линий еще отличаются друг от друга, как и до их взаимного включения. И правая линия светит свойством хасадим, т.е. свечением ВАК, и не получает Хохму, а левая светит свечением Хохмы, т.е. свечением ГАР.
Но включение правой и левой линий друг в друга, произведенное средней линией, означает, что образовались две линии, правая и левая, в правой линии, – т.е. правая и левая линии в Нецах, – и, также, образовались две линии, правая и левая, в левой линии, – т.е. правая и левая линии в Ход. И они меняются в правлении своем: иногда властвует правая линия Нецах в свечении ВАК, как и свойственно ей, а иногда властвует левая линия Нецах со свечением Хохмы, как свойственно ей. И точно так же – в правой и левой линиях свойства Ход.
И известно, что раскрытие Хохмы происходит лишь во время движения[7], поэтому движение называется свечением ГАР. И всё это в том случае, если совершает движение собственными силами. Однако, если управляем другими, то считается свойством ВАК. И, также, если он идет пешком (досл. ногами), считается свойством ВАК, так как переступает с правой на левую и с левой на правую, как это свойственно идущему пешком.
Когда властвует правая линия в Нецахе, то правая и левая линия в Нецахе управляются высшим, – и это свечение ВАК, – а не перемещаются сами, что является свечением ГАР. А в час, когда властвует левая линия в Нецахе, то они перемещаются, но не идут, – поскольку правая и левая линии Нецаха находятся обе под властью левой линии, то они перемещаются, т.е. производят свечение ГАР, но не идут, что называется свечением ВАК.
Есть две особенности в ходьбе. В то время, когда идущий опирается на правую ногу, «они присутствуют и не созданы», – тогда уже присутствуют суды, но они не уменьшают света потому, что свет ходьбы является в совокупности своей светом хасадим и свечением ВАК, и суды не властвуют в нем, чтобы уменьшить его. Ведь суды властвуют только во время свечения Хохмы, но не во время свечения хасадим – потому что на хасадим не было никакого сокращения.
И известно, что свет хасадим в правой линии светит сверху вниз, а свет Хохмы левой светит только снизу вверх[8]. И поэтому сказано: «Высшие и нижние опускаются и поднимаются», – когда властвует правая линия, – они опускаются, т.е. светят сверху вниз, а когда светит левая, – они поднимаются, т.е. светят только снизу вверх.
И эти правая и левая линии в Нецахе не являются самостоятельными правой и левой линиями, но обе они – лишь свойства правой линии. И только вследствие ее включения в левую, непременно остается впечатление от левой. Но кроме этого, еще и каждая из трех линий включила в себя все три линии.
Три линии находятся над Нецахом, поскольку он состоит из всех сфирот НЕХИ (Нецах-Ход-Есод). И если принять в расчет также и Малхут, принимающую их, то имеется четыре – Нецах-Ход-Есод-Малхут (НЕХИМ). «Эти три записаны в четырех» – вместе с Малхут, принимающей их. «И все они возвращаются к одному» – возвращаются под власть одной лишь правой линии, свойства хасадим. «И он один», – поэтому находится под властью одного света, хасадим, «в силу той тропинки» – это сила суда, установившегося в Нецахе[9], называемом тропинкой, который простерся над ним.
Есть два вида судов:
- суды в левой линии без правой, называемые бедностью и тьмой, потому что Хохма левой линии не может светить без включения в свечение хасадим правой; и они обозначены буквой «далет ד», символизирующей бедность и тьму;
- суды левой линии – это суды, имеющиеся в экране и в парсе; и они обозначены буквой «хэй ה», которая указывает на суды в центральной точке.
И суды левой линии подслащены благодаря их включению в правую. И поэтому «поместил над ним букву “далет ד”», – т.е. над сфирой Нецах, являющейся правой линией, поместил букву «далет ד», для того чтобы подсластить ее. А букву «хэй ה», указывающую на суды правой линии, поместил для подслащения ее в сфиру Ход, являющуюся левой линией.
[1] Тора, Шмот, 35:12.
[2] Писания, Псалмы, 45:2.
[3] См. п.151.
[4] См. «Введение в комментарий Сулам», п.32.
[5] См. п.149.
[6] См. п.152.
[7] См. Зоар, глава Бешалах, п. 137, со слов: «И три эти линии».
[8] См. «Введение в комментарий Сулам», п.32.
[9] См. п.151.
Также рекомендуем: “Ступени лестницы, избранные статьи. Часть пятая“, “Единство линий в работе Творца“, “Зоар. Сифра де-Цниюта: создание имени“, “Алгоритмы духовной работы“.