Перевод группы переводчиков МАК. Руководитель перевода Гади Каплан.
Новый Зоар, глава Берешит
Десять сфирот неведомого
147) Выяснение десяти сфирот неведомого. Первая сфира – Кетер. Четыре могущественных стороны света. Две стороны реальные, и перемещения свои Он производит в них. Одну сторону Он установил без ничего. И появилась в северной стороне одна книга, и Он расположил над ней три начертанные буквы, под ней установил три других буквы. Начертал одного над двумя. И над ним букву «тав».
Объяснение. Зоар выясняет десять сфирот Малхут в отношении основных изменений, происходящих в каждой определенной сфире. Вначале выясняется первая сфира – Кетер в Малхут. И поскольку она является первой сфирой, корнем для девяти других сфирот, приводятся в ней три линии Зеир Анпина, от которых получает наполнение сфира Кетер этой Малхут. А от нее оно нисходит к остальным сфирот Малхут. И поэтому они не приводятся в остальных сфирот. А затем приводятся три средние сфиры, ХАГАТ Кетера, и три последние сфиры, НЕХИ Кетера, а в конце приводятся КАХАБ Кетера.
«Четыре могущественных стороны света» – это четыре стороны света: юг-север-восток, являющиеся тремя линиями Зеир Анпина, ХАГАТ (Хесед-Гвура-Тиферет), и западная сторона, т.е. Малхут, получающая от трех линий Зеир Анпина. «Две стороны реальные» – две стороны, правая и левая линии, являются реальными светами, потому что все света хасадим находятся в правой линии, а все света Хохмы – в левой.
Раскрытие светов в порядке трех линий называется перемещением[1]. И свои перемещения для раскрытия света хасадим и света Хохмы Он производит в двух линиях – правой и левой.
«Одну сторону Он установил без ничего», – потому что в средней линии нет собственного свойства, и она только включает те света, которые имеются в правой и левой линиях, не добавляя к ним ничего нового относительно света.
«И появилась в северной стороне одна книга». В левой стороне Зеир Анпина, северной, вышла одна книга, – т.е. Малхут, называемая книгой, которая получает от трех линий Зеир Анпина. И это первая сфира Малхут, называемая Кетером.
И Он разместил над Малхут три буквы, т.е. три линии, исходящие от трех линий Зеир Анпина, и это – ХАГАТ Кетера. «Под ней установил три других буквы» – три линии от хазе парцуфа Кетер и ниже, называемые НЕХИ Кетера.
«Начертал одного над двумя» – начертал одну сфиру над двумя, т.е. установил три линии де-ГАР, в которых средняя линия находится наверху, а две линии, правая и левая, внизу. Потому, что Кетер де-Кетер является средней линией, объединяющей правую и левую, Хохму и Бину Кетера[2].
И таким образом восполнились десять сфирот Кетера. Однако имеются десять сфирот также и в каждой сфире, находящейся под Кетером, но в них не рассматриваются все эти особенности, но только основные, относящиеся к каждой определенной сфире. И только в Кетере, который является корнем всех сфирот, упоминаются десять его сфирот.
От Кетера каждой ступени зависит исправление весов, т.е. образование двойного экрана вследствие подъема Малхут в Бину, откуда она не выходит никогда. И если бы не это исправление, средняя линия не могла бы объединить две линии, правую и левую, друг с другом. И символизирует все эти весы буква «тав ת» в сфире Кетер (כתר).
148) Вторая сфира – Хохма. Произвел от северной стороны, от левой линии Зеир Анпина, вторую книгу (сефер), т.е. вторую сфиру Малхут, называемую книгой, Хохму де-Малхут, с помощью четырех букв, т.е. трех линий и Малхут, получающей их. И Малхут, главным образом, относится к левой линии Зеир Анпина, однако создается она не из левой линии Зеир Анпина, а из трех линий и Малхут, являющихся четырьмя сторонами мира Зеир Анпина.
И три линии в сфире Хохма этой Малхут записаны в виде «две над одной», т.е. две линии, правая и левая, находятся вверху, а средняя линия – внизу. И это отличается от трех линий Кетер-Хохма-Бина, имеющихся в Кетере Малхут, которые записаны в виде «одна над двумя», так как это имеет место только в Кетере, но от Хохмы и ниже правая и левая линия находятся наверху, а средняя – внизу.
Расположил над ней букву «хэй», так как буква «хэй» указывает на Малхут, и Малхут связана с Хохмой.
149) Третья сфира – Бина. Расположил над счетом третьей книги, Бины де-Малхут, одну сторону букв, одну запись, имеющуюся в Кетере Малхут, находящуюся над тем, что выше нее, и от нее исходит одна сторона, являющаяся искусным писцом, и дал ей ту букву, с помощью которой усовершенствовалось это искусство. И северная сторона приобрела совершенство и была создана от нее. Под ней приобрели совершенство три стороны, от трех видов сияний, и Он расположил над ней букву «вав».
Сфира Хохма не светит нижним свойством Хохмы, но только сфира Бина, которая снова стала Хохмой, светит нижним свойством Хохмы. И это объясняет нам Зоар, рассматривая третью сфиру Малхут, т.е. Бину.
Также известно, что Хохма называется счетом. И об этом сказано: «Расположил над счетом третьей книги»[3], – т.е. расположил над счетом, содержащимся в третьей книге, и это Бина, которая вернулась в Хохму и называется счетом. И для того чтобы раскрыть Хохму в ней, Он расположил над ней одну сторону букв, северную сторону, левую линию, в которой раскрывается Хохма, имеющаяся в Бине. И левая линия вначале не может светить из-за разногласия с правой, пока средняя линия не сократит ГАР Хохмы в ней и не соединит ее с правой линией[4].
А средняя линия черпает силы, чтобы уменьшить Хохму левой линии, от весов, установленных в сфире Кетер. «Одна запись» – это весы, т.е. буква «тав ת», установленная в первой сфире Малхут, в Кетере Малхут, «находящаяся над тем, что выше нее». Потому, что сверху от Бины – Хохма, а над Хохмой находится эта запись, называемая весами.
От этих весов «исходит одна сторона, являющаяся искусным писцом» – средняя линия, которая исходит и получает силы от записи в Кетере Малхут для того, чтобы исправить левую линию и соединить ее с правой, и это исправление называется искусством средней линии. «И дал ей ту букву» – и буква эта, являющаяся средней линией, передается Бине для исправления левой линии в ней. С помощью этой буквы усовершенствовалось это искусство исправления единства правой и левой линии.
«И северная сторона приобрела совершенство и была создана от нее», – т.е. с помощью этой буквы, средней линии, приобрела совершенство северная сторона, левая линия, и уменьшилась с ее помощью, так как ГАР Хохмы левой линии уменьшились с помощью средней линии.
И от этих трех линий исходят три другие линии от хазе и ниже – НЕХИ (Нецах-Ход-Есод). От хазе этой Бины и ниже приобрели совершенство три стороны, три линии НЕХИ, от трех видов сияний, т.е. от трех светов ее, трех линий выше хазе Бины. И расположил в Бине букву «вав», указывающую на исправление средней линии.
150) Четвертая сфира – Хесед. Он породил наверху тьму луны, ее четыре начала (рош). Он запечатлел ее в четвертой книге, Хесед, изобилием великой бездны. Эта великая бездна, в которой расположен суд, – место, где находится палата суда. Как сказано: «Суды Твои – бездна великая»[5].
И установил над ней две буквы, начертанные на перстне Царя – перстень, с помощью которого перемещаются и останавливаются. Одну Он расположил над четырьмя и поместил над ней букву «алеф א».
Объяснение. Малхут была свойством «далет (четырех)», а затем стала свойством «хэй (пяти)». Потому что есть два состояния в Малхут:
- Когда Малхут получает наполнение от левой линии Бины и находится в свойстве Хохмы без хасадим, она является свойством «далет (четырех)», и в ней есть только четыре ангела, представляющих собой строения ее, и тогда она – бедна и темна без света.
- Когда она слилась со средней линией и становится центральной точкой, – т.е. Зеир Анпин установил в ней экран для притяжения хасадим при ударном сочетании (зивуг де-акаа) с высшим светом, и благодаря этому она сливается со средней линией и становится центральной точкой. И тогда добавляется эта центральная точка к строению «далет (четырех)», и оно становится «хэй (пятью)». Таким образом, сфира Хесед светит в Малхут только во втором состоянии, когда она в свойстве «хэй (пяти)».
Вначале Малхут вышла в свойстве «тьма луны», т.е. находилась в первом состоянии, в котором она получила Хохму без хасадим от левой линии Бины. У нее есть четыре начала (рош), т.е. в этом состоянии у нее есть только строение «далет (четырех)», когда она бедна и темна без света.
И во втором состоянии, в четвертой книге, являющейся сфирой света Хесед, который она постигает во втором состоянии, когда она в свойстве «хэй (пяти)», «Он запечатлел ее в четвертой книге, Хесед, изобилием великой бездны», – т.е. Он запечатлевает тьму и суды, имеющиеся во тьме Луны, «изобилием», т.е. множеством хасадим, выходящих на экран, называемый великой бездной. Потому что вся тьма и суды улетучились у нее, и она стала наполненной светом.
Есть два вида экранов:
- Малая бездна – экран самой Малхут;
- Великая бездна – экран, подслащенный в Бине. И она называется великой потому, что Бина называется великой.
Исправление экрана, которое Малхут получила от средней линии, относится к экрану великой бездны, т.е. подслащенный в Бине. И поэтому сказано: «Эта великая бездна, в которой расположен суд», – т.е. в самом экране нет суда, так как он относится к Бине, но суд привносится в него от Малхут, которая поднялась в место Бины. И таким образом это «место, где находится палата суда», – т.е. это место, в котором заседают члены палаты суда.
И так же, как нет в месте судебной палаты суда, вызванного им самим, а есть только суд, проводимый собранием судебной палаты в нем (в этом месте), нет так же в самой Бине никакого суда, несмотря на то, что Малхут, называемая судебной палатой, поднялась в нее. Поэтому сказано: «Суды Твои – бездна великая», – потому что суд указывает на свойство милосердия по той причине, что этот экран относится к свойству великой бездны, и в основе его нет суда. Поэтому проявляется над ним милосердие.
Благодаря исправлению средней линии включились две линии, правая и левая, Хесед и Гвура, друг в друга. И есть Хесед и Гвура как в сфире Хесед, так и в сфире Гвура. Поэтому сказано: «И установил над ней», – т.е. в сфире Хесед, – «две буквы» – две линии, Хесед и Гвуру. «Начертанные на перстне Царя» – начертанные в центральной точке, называемой перстнем Царя, потому что без центральной точки не могли бы Хесед и Гвура соединиться друг с другом.
Это «перстень, с помощью которого перемещаются и останавливаются», – во время перемещения происходит свечение Хохмы, а во время остановки происходит только свечение хасадим. От этого перстня зависят как света перемещения, так и света остановки.
«Одну Он расположил над четырьмя», – т.е. Он расположил центральную точку над строением четырех, т.е. устанавливает ее в свойстве «хэй», «и поместил над ней букву “алеф א”», – потому что буква «алеф א» указывает на соединение правой и левой линий вместе. И это единство вызывает свечение сфиры Хесед.
[1] См. Зоар, глава Бешалах, статья «И двигался ангел Творца», п. 137, со слов: «И три эти линии».
[2] См. «Введение в комментарий Сулам», п.40.
[3] См. Зоар, глава Пкудей, статья «Вот исчисления Скинии», п. 28.
[4] См. «Введение в комментарий Сулам», п.32.
[5] Писания, Псалмы, 36:7.
Также рекомендуем: “Учение о десяти сфирот, первая часть“, “Плюс и минус“, “Зоар: сотворение, падение и возрождение человека“, “Сотворение мира боху в причинно-следственном порядке“.