Окончание. Первую часть читайте здесь.
Новый Зоар, глава Берешит
“Йуд י” имени АВАЯ (הויה)
18) Третье строение выходит вследствие искрения свечи, когда уже определена мера, установившаяся под первым видом связи. И это – первое искрение. Когда эта мера установлена, оно производит свечение, поднимается и опускается, и располагается под буквой “йуд י”, и это – одна точка. Затем это искрение распространяется и порождает три других искры, располагающихся под нижним кончиком буквы “йуд י”.
19) А затем выходит другое искрение, из второго вида связи, которое производит свечение, и оно поднимается и опускается, и располагается под буквой “йуд י” в другом свойстве. Затем это искрение распространяется и порождает три других искры, и они располагаются под буквой “йуд י”. После этого выходит другое искрение, от третьего вида связи. И от него устанавливается связь будней согласно величине этой свечи.
Третье строение (меркава) называется вторым парцуфом ИШСУТ, который, в свою очередь, делится на три парцуфа, называемых тремя связями:
первая связь – парцуф ХАБАД;
вторая связь – парцуф ХАГАТ;
третья связь – парцуф НЕХИ.
И это – в отношении келим. Но в отношении светов существует противоположный порядок[1]:
первая связь – парцуф НЕХИ, называемый ибур (зарождение);
вторая связь – парцуф ХАГАТ, называемый еника (вскармливание);
третья связь – парцуф ХАБАД, называемый мохин (разум).
И каждый из них вначале выходит в состоянии катнут, т.е. в свойстве ВАК, а затем приходят к нему ГАР и гадлут.
И всё это зависит от экрана, который установлен в Малхут и оканчивает свет, чтобы тот не распространялся ниже него. И поэтому высший свет производит удар по нему, желая распространиться дальше, и это называется ударным сочетанием (зивуг де-акаа). И вследствие этого от экрана поднимается отраженный свет и облачает высший свет, и этот отраженный свет определяет величину этой ступени[2].
Ведь если экран и Малхут находятся на уровне Бины, то этот экран притягивает с помощью своего отраженного света только уровень ступени ВАК. А если экран и Малхут опускаются из Бины на место Малхут, тогда распространяется уровень экрана и отраженного света в нем и притягивает ГАР. Поэтому называется этот экран свечой, так как отраженный свет зажигается с его помощью и поднимается от него и выше. И он определяет меру, поскольку определяет ступень парцуфа – ВАК это или ГАР, и также, – какой уровень ГАР.
Третье строение (меркава) выходит вследствие искрения свечи, т.е. вследствие искрения экрана, называемого свечой, благодаря ударному сочетанию (зивуг де-акаа) с высшим светом, поднимающему отраженный свет. И тогда он установил меру, т.е. поднял отраженный свет, определяющий уровень ступени, под первым видом связи, чтобы установить связь и исправить первый парцуф, называемый парцуфом НЕХИ, или парцуфом ибур (зарождение). И это первое искрение, называемое искрением в состоянии катнут.
А затем происходит второе искрение, для ГАР. И когда мера, т.е. отраженный свет, установлена и облачает высший свет, тогда оно (это искрение) светит и поднимает отраженный свет, и опускает прямой свет, и располагается под буквой “йуд”, так как становится при этом третьим свойством буквы “йуд”.
И это одна точка, которая вышла теперь в катнуте этого парцуфа и называется первой точкой. А затем, в состоянии гадлут, распространилось это искрение, т.е. экран и Малхут опустились из Бины на их место, и тогда распространяется и увеличивается отраженный свет, притягивая ГАР к парцуфу.
И порождает три других искры, ГАР состояния ибур, и они располагаются под нижним кончиком буквы “йуд”, т.е. строение (меркава) ореха, первый парцуф ИШСУТ, облачающее место от хазе и ниже буквы “йуд י”, называемое нижним кончиком буквы “йуд י”, и второй парцуф ИШСУТ, облачающий первый парцуф ИШСУТ от хазе и ниже, находящийся, таким образом, под нижним кончиком буквы “йуд י”.
После того как были выяснены состояния катнут и гадлут парцуфа ибур вторых ИШСУТ, парцуфа НЕХИ, выясняются состояния катнут и гадлут парцуфа еника вторых ИШСУТ, парцуф ХАГАТ его. И говорится, что затем выходит другое искрение, из второго вида связи.
Второй вид связи – это парцуф ХАГАТ вторых ИШСУТ. На его экран выходит искрение, которое светит и поднимается и опускается, т.е. светит и поднимает отраженный свет и опускает прямой свет, и это ступень катнут и ВАК этого парцуфа. И располагается под “йуд י” в другом свойстве, т.е. в свойстве еника и ХАГАТ.
Затем это искрение распространяется, т.е. экран и отраженный свет опускаются из Бины этой ступени на свое место, и тогда распространяется отраженный свет, чтобы притянуть уровень ГАР, и порождает три других искры – ГАР состояния еника. И располагаются в этом свойстве под буквой “йуд י”, т.е. в состоянии еника и ХАГАТ.
И после того, как были выяснены состояния катнут и гадлут парцуфа ХАГАТ и еника (вскармливания) вторых ИШСУТ, рассматривается парцуф ХАБАД, являющийся парцуфом мохин вторых ИШСУТ. И говорится: “После этого выходит другое искрение, от третьего вида связи”, – т.е. парцуф ХАБАД и мохин, называемый третьим видом связи.
Искрение парцуфа ХАБАД сначала тоже вышло в катнуте в виде одной точки, а затем вышло в гадлуте, в свойстве ГАР, т.е. распространились от него три искры, так же как в парцуфе НЕХИ и ХАГАТ.
И от парцуфа ХАБАД вторых ИШСУТ исходит всё свечение Хохмы, имеющееся в ЗОН и в БЕА. “И от него” – от этого парцуфа ХАБАД, “устанавливается связь будней согласно величине этой свечи”, – т.е. этот парцуф является корнем мохин, получаемых в будни и называемых огненными светилами, которые связываются “согласно величине этой свечи”, – т.е. согласно величине экрана парцуфа ХАБАД вторых ИШСУТ, являющегося корнем этих мохин.
20) Таким образом, у буквы “йуд”, являющейся высшей точкой, есть девять столбов, свойства НЕХИ ХАГАТ ХАБАД второго парцуфа ИШСУТ, и она располагается над ними. И все они являются строением (меркава) этой буквы “йуд”. Тогда “йуд” светит и располагается на этих девяти столбах, и тогда светят из нее восемь других. И все они находятся в букве “йуд”, являющейся высшей скрытой точкой.
Объяснение. Девять сфирот, НЕХИ ХАГАТ ХАБАД, выходящие во втором парцуфе ИШСУТ, который является третьим свойством “йуд”, считаются девятью опорами этой “йуд”, так как сама “йуд” скрыта со стороны Хохмы. И ее второе свойство, строение (меркава) ореха, называемое первым парцуфом ИШСУТ, находится в шести окончаниях (ВАК), которые тоже скрыты со стороны Хохмы. И вследствие того, что Хохма скрыта в них и раскрывается только в девяти сфирот второго парцуфа ИШСУТ, то считается, что они поддерживают “йуд”, чтобы восполнить ее со стороны Хохмы, так как они раскрывают Хохму, скрытую в “йуд”.
Таким образом, у буквы “йуд”, являющейся высшей точкой, есть девять столбов, на которые она опирается, т.е. эти девять сфирот НЕХИ ХАГАТ ХАБАД второго парцуфа ИШСУТ поддерживают раскрытием Хохмы в них букву “йуд”, в которой Хохма скрыта. И все они являются строением (меркава), восполняющим букву “йуд”.
Тогда эта “йуд” светит и располагается над девятью этими столбами. Ибо, когда раскрываются девять сфирот второго парцуфа ИШСУТ, эта “йуд” светит и располагается на этих девяти опорах. И хотя сама “йуд” никогда не получает Хохму, будучи высшими Аба ве-Има, находящимися в свойстве “хафец хесед”, всё же она опирается и раскрывается в девяти этих опорах, исходящих от нее.
Однако вся эта поддержка и раскрытие Хохмы – только для нее самой. А другие ничего не получают от этой Хохмы, так как внутренней сущностью “йуд” является Хохма стимаа (скрытая Хохма), и эта Хохма вообще не раскрывается другим[3]. Другим же раскрывается отсюда только Бина, которая вернулась в Хохму так, что не все девять опор раскрываются другим, а только восемь опор – только ниже Бины.
После выхода девяти опор от Хохмы и ниже, для нее самой, от нее светят другим только восемь опор – только ниже Бины, поскольку Хохма внутри “йуд” не может раскрыться, будучи скрытой Хохмой Арих Анпина, т.е. свойством Бесконечности, так как Арих Анпин и Атик считаются свойством Бесконечности.
И все они находятся в букве “йуд”, являющейся высшей скрытой точкой, т.е. все девять опор во втором парцуфе ИШСУТ находятся в букве “йуд”, так как они являются третьим свойством буквы “йуд” и ее свойством ЗАТ. Поэтому они тоже скрыты, как и “йуд”, и свечение их раскрывается снаружи только лишь от Бины и ниже.
21) Девять опор, находящихся ниже “йуд”, восходят к имени и не восходят. Потому что имя означает постижение. И всё, что мы не постигаем, мы не можем назвать по имени. И поэтому считается, что они восходят к имени относительно себя, и не восходят – относительно других, потому что другие не постигают их.
И поскольку эти девять называются Бесконечностью, в силу скрытой Хохмы Арих Анпина, светящей во внутренней сущности “йуд”, то считается, что они существуют и не существуют, потому что относительно себя они существуют, а относительно других – не существуют и неизвестны другим. И называются по имени и не называются, и неизвестны вовсе. И они восходят к имени и не восходят.
22) Сказано: “И провозглашу имя Творца перед тобой, но Я помилую того, кого помилую, и пожалею того, кого пожалею”[4] – это указывает на постижение девяти опор “йуд” во втором парцуфе ИШСУТ, ибо нет того, кто мог бы устоять на них и на их именах, и они не раскрываются, чтобы следовать их путем, потому что они не раскрываются другим в силу того, что скрытая Хохма светит во внутренней сущности “йуд”, т.е. в свойстве Бесконечности. И поэтому Моше не мог устоять на них.
Дело в том, что они предшествовали его ступени, так как являются первым искрением, т.е. свойством “йуд”. Иными словами, ступень Моше – это Бина, так как Моше удостоился Бины, а девять опор относятся к искрению, предшествующему Бине, т.е. к “йуд” в свойстве самой Хохмы. Поэтому сказано: “Перед тобой” – перед твоей ступенью “провозглашу имя Творца”, а не на твоей ступени, потому что на твоей ступени она не называется по имени. И так же – все девять опор, исходящих от “йуд”, предшествовали ступени Моше, ведь они исходят от “йуд”, свойства Хохмы.
И поэтому он не мог устоять на путях Творца, так как все они восходят в мысли, т.е. являются свойством Хохмы, и оттуда распространяются пути Творца к многочисленным свойствам, волей Творца, и они непознаны вовсе, так как Хохма непознаваема.
[1] См. “Введение в комментарий Сулам”, п.12.
[2] См. “Введение в науку Каббала”, п.14.
[3] См. “Введение в комментарий Сулам”, п.45.
[4] Тора, Шмот, 33:19.
Также рекомендуем: “Разум, вера, мысль“, “Постигаемое и постигающий“, “Зоар о единстве мысли и действия“, “Стыд в духовной работе“.