Врата кругооборотов. Часть одиннадцатая

Продолжение. Десятую часть читайте здесь.

Хаим Виталь

(67) А теперь разъясним сущность отличия, имеющегося между этой третьей ступенью и второй ступенью. Оно в том, что для руаха второй ступени искр Каина и Эвеля невозможно выйти из глубин клипот, пока не завершится исправление их нефеш, а (лишь) после этого выходит тоже. И вследствие этого получается, что нет исправления для его руаха посредством другого человека, кроме как только благодаря самому себе. И поэтому или этот человек умрет, и руах вместе с нефеш придет затем во второе тело, или, возможно, что он (сделает это) самостоятельно посредством упомянутого намерения в тайне (стиха): “Душа моя стремится к тебе ночью”, (когда) нефеш после завершения исправления выйдет, а в него войдет для исправления сам руах. И таков же этот процесс у нешамы. Но в искрах третьей ступени личная сила иная. И это то, что хотя они не могут достичь (исправления) всех частей одновременно, есть у них для выведения их руаха из глубин клипот исправление посредством намерения во время падения ликом в молитве, в тайне подъема маин нуквин в стихе: “Тебе, Всевышний, душу мою возношу…”, несмотря на то, что не завершили исправление нефеш. И придет его руах при его жизни в тело некоего другого родившегося человека, соединившись с нефеш гера. А если удостоится большего, возможно, что продолжит (свой руах) в собственного сына, который у него родится. И следует знать, что (это) исправление относится только лишь к руаху, ибо может выйти из клипот посредством намерения “падения ликом” до завершения исправления нефеш. Но нешама никоим образом не выходит из глубин клипот до завершения исправления нефеш и руаха, и смерти людей, которые обладают этими руахом и нефеш. А после этого выходит нешама и приходит в кругооборот для исправления.

(68) И вернемся к объяснению вопроса об упомянутых руахе и нефеш. Итак, несмотря на то, что они вдвоем могут прийти в мир в два различных тела благодаря (намерению) “падения ликом”, и оба исправятся, вместе с тем эти люди находятся в тщательном взвешивании, (как) на чашах весов: какой из них “победит” своего товарища. Ибо если человек, который взял руах, завершит исправление прежде другого, исправляющего нефеш, получается, что обладатель руаха – главный. И поэтому во время воскрешения мертвых войдут руах и нефеш вдвоем в тело обладателя руаха. Но если обладатель нефеш завершит исправление вначале, – я не помню то, что слышал от него (т.е. от своего учителя), – но согласно моему скромному пониманию, во время воскрешения мертвых они оба войдут в тело обладателя нефеш, ибо он – главный.

Есть еще отличие, – большее значение[1] человека, который взял этот руах, вышедший посредством “падения ликом” до завершения исправления нефеш. И это то, что если этот человек удостоится в своих деяниях, сможет притянуть все добро этого руаха на себя, и останется одно законченное зло. И это тайна стиха: “Завершит все зло грешника и установит праведника”. Ибо тот, кто виновен в своих деяниях, полностью принимает все зло на себя. И об этом сказано: “Завершит все зло грешника”, и тогда все добро (грешника) обретает тот праведник, который удостоился своими деяниями. И посредством этого завершается и устанавливается полностью, и это – установление праведника. Как известно, человек смешан (из) добра и зла, – (в аспекте) чистоты в клипе. И иногда его добро мало, а зло велико, и т.д., и нуждается в очищении всего зла в нем, пока не останется совершенное добро.

(69) Говорит автор: такими слышал я эти слова от моего учителя, благословенной памяти, и я не помню хорошо их значение. Но кажется мне в их свете, что, возможно, это (двойное) зло, (имеющееся) в нефеш и руахе, – обе (категории зла) вместе, – придут в тело того человека, который грешит в своих делах. (А двойное) добро в нефеш и руахе придет в тело человека, очистившего деяния свои. И из этого пойми, что было трепетом царя Давида, мир ему, в сказанном им: “Многие говорят о нефеш моей: “Нет спасения у него во Всевышнем! Сэла!”. Ведь это речение странно: как будут выражать порицание такому великому человеку, как царь Давид? И пойми это в точности, потому что (вместо) “нет спасения у него” подобало бы ему (сказать): “нет спасения у нее”, что соответствует словам “нефеш моей”, сказанным вначале. Но станет (это) понятным вместе с разъясненным: знай, что нефеш царя Давида, мир праху его, была очень высокой, однако вследствие исконного прегрешения Адама Ришона спустилась оттуда в глубины клипот в стадию нуквы клипот. И когда родился Давид, – (это) было первый раз, когда (его нефеш) вышла из клипот. И поэтому начал свое исправление только лишь со стадии Асия, называемой “нефеш”, по той причине, что был он воплощен от третьей ступени. И это тайна упомянутого в Саба де-Мишпатим, стр.103/1, а также в некоторых других статьях, что Давид был со стороны нуквы[2]. И не от дхуры[3], а из мира смерти, называемом нуквой.

И потому сказано там[4]: “Почему (Овед) обработал корень? Чтобы окопать основание и исправить его”[5]. И это потому, что (нефеш Давида) была погружена в глубины клипот нуквы. А поскольку так, получается, что Давид может тогда обрести только лишь нефеш. И тогда его руах придет при его жизни в другое родившееся тело. А поскольку Давид прегрешил с Бат-Шевой, – причинил вред своей нефеш. Так вот, обладатель его руаха удостоился восполнения руаха первым, прежде чем Давид восполнил нефеш. И вследствие этого получается, (что) при возрождении мертвых “нет спасения у него”, – у тела Давида, – поскольку иное тело обладателя руаха возьмет обоих, – нефеш и руах. Но у самой нефеш ущерба от этого нет, только у тела. И об этом сказано: “нет спасения у него”, и не сказано: “нет у нее спасения”. И вот продолжение интерпретации стиха: “многие говорят: по причине того, что у меня есть только нефеш”, – это, как сказано, что нет спасения для тела Давида в воскрешении мертвых.

(70) Еще есть другое объяснение упомянутого отрывка: “Завершит все зло грешника”. Ибо иногда случится, что нефеш не войдет в него полностью и окончательно, будет только руах, – добро и немного зла. Однако малость его добра, если много зла в нем, входит в тело другого человека. И если оба эти человека – товарищи, у человека, который имеет много добра, есть сила притянуть к себе все части добра. А все части (своего) зла (он) отторгнет к человеку, у которого много зла. И о втором говорится: “Завершит все зло грешника”. А о первом сказано: “Установит праведника”, – как упомянуто выше в первом объяснении.

Также возможно, что они оба “весят половина на половину”. И тогда если один из них придет к совершению греха, а, тем более, если второй придет к совершению заповеди, – в таком случае (он) усилится над своим товарищем и начнет постепенно притягивать от него добро, пока не восполнятся: этот – в добре, а тот – во зле. (Это) подобно тому, как понимается высказывание мудрецов, благословенной памяти: “Ахав был уравновешен. И то, что сказано в Писании (Пророки, Мэлахим 1, 26): “И все воинства небесные стояли над ним, – справа и слева него”, – сказано о царе Ахаве”. И это удивительно, ибо Писание считает поблажкой Ахаву то, что было как утяжеление Йероваму, – так как же говорит, что был уравновешен? А дело в том, что в он не был уравновешен в деяниях, но склонен к чаше вины. Однако в свойстве своей нефеш был уравновешен, – половина добра и половина зла. И, несмотря на то, что иногда усиливалось над ним свойство руаха и работал над этим, сама нефеш была наполовину добром и наполовину злом. А потому Всевышний, благословенно имя Его, не отторг его совершенно, а ожидал, что, быть может станет лучше, когда возвратится к раскаянию. И потому пророк Элияу, благословенной памяти, постоянно добивался от него возвращения к раскаянию, пока не произошло его прегрешение с дочерьми Израиля (Пророки, Мэлахим 1, 21).

Введение восьмое

Небольшое предисловие к вопросу кругооборота душ, – почему (они) перевоплощаются

(71) Знай, что души будут перевоплощаться по нескольким причинам. Первая, – потому что (человек) совершил какое-то преступление из грехов, (упомянутых) в Торе, и приходит для (его) исправления. Вторая, – для исправления какой-либо необходимой ему заповеди. Третья, – приходит ради других, для того, чтобы указать им путь к их исправлению. Так вот, первая (причина) близка к прегрешению, поскольку в ее основе – грех. Вторая, – далека от прегрешения. А третья, – безусловно не прегрешит. Еще есть другие причины, и они в том, что иногда перевоплотится, (чтобы) обрести (истинную) супругу, ибо в первый раз не удостоился ее получить. А иногда, когда уже обрел (истинную) пару, но прегрешил в каком-то грехе, и вынужден воплотиться для его исправления, – тогда он приходит только один, как написано в Саба де-Мишпатим об отрывке: “Если в теле своем придет…”. Иногда есть у него заслуги, и поэтому, несмотря на то, что его жена не нуждается в кругообороте, она возвращается в кругооборот с ним в тайне “И вышла жена его с ним”. А иногда он не удостоился обрести (истинную) пару, но встретится ему жена согласно его деяниям, и (среди) всех душ женщин в мире нет такой, кто будет близок к нему так, как эта женщина, несмотря на то, что в действительности это не его пара. И когда прегрешит и перевоплотится, воплотится с ним эта женщина, несмотря на то, что она не должна воплощаться, и в действительности она не его пара.

(72) Еще знай, что есть несколько корней душ, которые остались в клипот, – они и их (истинные) супруги. И зхарим сейчас могут выйти в этот мир из клипот, но их нуквы до прихода Машиаха не могут выйти вообще. И они сейчас погружены и переданы внутрь клипот (нечистой) некевы. И я забыл, каково ее имя, – либо это Аграт, дочь Махлат, либо Наама, мать демонов. Так вот, женские души всего корня Хура, сына Мирьям, не выйдут до прихода Машиаха. И по моему скромному мнению, как слышал я от своего учителя, благословенна память о жизни его в будущем мире, что также Аарон-коэн не был женат на своей (истинной) супруге, ибо он близок корню души Хура, сына Мирьям, сестры своей, как разъяснено у нас.

[1] Досл. “вес”.
[2] Здесь имеется в виду женское начало.
[3] Мужское начало.
[4] В статье Старец главы Мишпатим.
[5] Пункт 177; неточная цитата.

Читать далее…

Также рекомендуем: “Зоар о восхвалении “алелуя”в молитве“, “Рабаш о том, чего желает Творец“, “Зоар о добром и злом началах“, “Во плоти моей опора Творца“.