От редакции: разум – это первые девять сфирот в структуре АВАЯ, матрицы творения, и одеяние души, как пишет Рабаш со слов Бааль Сулама в нескольких статьях в “Шамати”. Форма идеального единства желания и разума, действующих в отдаче, может быть определена как функция божественного сознания, которая заложена и развить которую обязан человек еще в этом мире скрытия.
Мы публикуем первую часть статьи Бааль Сулама по этим аспектам теоретической каббалы. Источник: Библиотека МАК.
Йегуда Ашлаг (Бааль Сулам)
Подготовка к развитию души
Как не может существовать в мире тело без того, чтобы иметь определенные знания о законах материальной природы; как знания эти являются убивающими наркотиками, и это сжигает и наносит вред; как без знаний и без того, что находится в сердце товарища, не может он существовать в материальном мире, – точно в такой же мере душа человека не может существовать в будущем мире без приобретения знаний о природе системы Высших духовных миров, их изменений, соединений, и результата.
В отношении тела различают три периода:
1 – начинается с момента его появления в мире, когда у него нет никакого знания, а все знания, необходимые для существования, он получает от отца и матери, и существует за счет их оберегающей силы и мудрости; это первое малое состояние;
2 – наступает, когда он подрастает и приобретает некоторое знание, позволяющее остерегаться того, что наносит вред его телу; он заботится об этом вместе с отцом и матерью; это второе малое состояние;
3 – это взрослое состояние, когда он приобрел знания в степени, достаточной для жизни, что охраняет его в правильной мере, позволяющей существовать; тогда он выходит из-под опеки отца и матери и начинает самостоятельную жизнь; таково третье состояние, называемое взрослым состоянием.
Так и в отношении души. Человек совершает кругообороты до тех пор, пока основательно не постигнет мудрость каббалы, без чего не разовьется душа. Но не знания, имеющиеся у человека, являются причиной роста души, а ее внутренняя природа. Однако не удостоишься вырасти под влиянием ее воздействий прежде, чем придут к ней знания духовной природы. И развитие души зависит от уровня ее знаний.
А причина этого в том, что если бы была у нее возможность вырасти без знаний, то это нанесло бы ей ущерб. Так у ребенка, не имеющего знаний, нет силы ходить. А если была бы у него сила ходить своими ногами, он попал бы в огонь.
Однако основу развития составляют добрые дела, а они зависят от постижения каббалы. Обе этих составляющих: и знания, и добрые дела, – зависят от постижения каббалы, и обе они приходят вместе по причине, указанной выше. В этом заключается смысл сказанного: “Если не познаешь ты – уйдешь”, – “выйди и посмотри”.
И потому каждая совершенная душа постигает все души, от Адама Ришона, до Окончательного исправления. Так человек на основе знаний о своих знакомых и соседях или сторонится их, или объединяется с ними, и они сосуществуют. И нет ничего удивительного в том, как человек может постичь все души вместе, так как духовное не зависит от пространства и времени и нет там смерти.
Тело и душа
Любое тело не имеет терпения и полно гнева, поскольку его жизненная сила – это кругооборот семи лет голода и семи лет изобилия. И обязательный закон таков, что годы голода заставляют забыть о годах изобилия. Так тело все время крутится между ними и обтачивается как камешки в море. А еще добавляются ему большие неприятности, когда ему кажется, что товарищ его ощущает себя хорошо.
Это происходит потому, что в душа в основе своей перемалывается, вращаясь между добрым началом и злым. Иногда приносит ей облегчение окружающее доброе начало, а иногда добавляет беды окружающее злое начало.
Постижение знаний в материальном и духовном
Нет между телом и душой иного различия, кроме того, что у одного происходящее с ним обусловлено им самим и природой, а у другой происходящее с ней обусловлено работой и природой взаимоотношений духовного с материальным.
Дополнение же духовного по сравнению с материальным в том, что в материальном действительность познается и без постижения ее источника, – как постигает ее малолетний ребенок, который несмотря на то, что не знает вкуса, не будет жевать то, что нанесет ему вред, – но в духовном нельзя постичь действительность, пока не познаешь ее причину и следствие. И в мере познания происходящего происходит постижение величия его самого и находящейся вокруг него духовной реальности.
Раскрытие действий Творца – в скрытии!
“И буду Я ему множеством забав каждый день”. И разъяснили мудрецы, что перед приходом Машиаха, когда встречают другие народы, выходят им навстречу люди искусства и каждый из них развлекает его. В первый день – раскрывает свет, во второй – создает небеса и т.д. Таковы шесть дней творения. И все получают наслаждение, прекратив работу на седьмой день. В этот день блаженствуют в мирах. Как сказано мудрецами: “Прежде, чем появятся первенцы, – все артисты стоят перед ними”, – то есть именно в тот момент, когда называются они “мудрецами”. И пойми это. Но люди искусства не стоят перед учениками мудрецов, и пойми это. Иди и посмотри, насколько велико значение исправления в момент его совершения. Постигни и поймешь.
Величие субботы. В ней содержится сила исправления всех будних дней. И несмотря на то, что кажется, будто исправление должно происходить в дни работы, а не в субботу, когда прекращается всякая работа, все же сила исправления будней заключена в субботе.
На первый взгляд, кажется, что для исправления требуется работать, но на самом деле сила Творца во всей своей полноте не проявляется нигде, кроме как в скрытии, поскольку при прекращении действия силы скрытия в мире, немедленно само по себе раскрывается Его совершенство и как будто подбрасывает посох снизу к небесам. Посох взлетает вверх под действием подбрасывающей силы слияния с Творцом, и потому весь полет его происходит за счет этой подбрасывающей силы. В этот момент проявляется и мощность этой подбрасывающей силы. Однако когда он возвращается и падает на землю, это происходит не по вине подбрасывающей силы, – он сам возвращается к своему корню, без всякой помощи.
В соответствии с этим во всех сокрытиях видны действия Творца. Но для возвращения к совершенству нет никакой необходимости ни в действии, ни в силе, поскольку с прекращением действия мешающей силы, он сам по себе возвращается к своему корню и совершенству.
И в этом заключается смысл сказанного: “И отдыхал Творец на седьмой день, поскольку в этот день не совершают никакой работы”. То есть, в этот день не проявляется сила воздействия Творца на мир, тогда как в течении всех дней творения она работала, придавая миру его форму. Но на седьмой день не действовала никакая сила, и все отдыхало, как сказано: “И убрал Я руки свои”. И потому сила совершенства отчеканена именно в этом дне, чтобы не действовала здесь сила скрытия, и пойми это.
Постижение духовных свойств
Таково постижение духовных свойств. Две стороны его должен раскрыть постигающий:
– оно ни в коем случае не должно быть воображаемым;
– постигающий не должен сомневаться в его осознании, как не сомневается он в имеющемся у него.
А термин “духовное” указывает на то, что оно подобно воздуху. Несмотря на то, что он (воздух) совершенно не имеет границ, образа и вида, все же нет человека, который сомневался бы в его реальности, поскольку от воздуха зависит его жизнедеятельность. Ведь если из помещения выкачать воздух и поместить в него живое существо, оно умрет. А если так, то реальность воздуха очевидна, поскольку это его жизнь.
И из материального можно понять духовное, поскольку суть внутреннего разума подобна внутренней сущности тела, называемой “душа каждой плоти” и представляющей собой строение АВАЯ и его желания.
Соответственно, внутренняя суть разума называется душой разума, и она также представляет собой строение желания. Постигни и хорошенько пойми это.
Ведь творение, ощущающее свое строение АВАЯ, ощущает и его желания, тогда как от животных этот вид разума совершенно скрыт. У животного нет души разума и ее внутренних свойств, а потому оно ощущает свои желания лишь в мере, необходимой для поддержания физического существования. И в соответствии с мерой постоянства ощущения этого желания измеряется его жизненная сила. А если оно не будет ощущать это желание, то не сможет подпитать себя, чтобы притянуть свое строение АВАЯ и погибнет. Более того, его величина и здоровье зависят от меры ощущения желания, так же как материальное тело, когда оно здорово, – его аппетит максимален, и оно больше ест, а потому улучшается его кровоснабжение и здоровье.
Необходимость постижения Творца
Почему все еще нужно знать, какое желание ощущает душа разума? Потому, говорят тебе, что это желание постижения Творца, ведь в ее природе отпечатано сильное стремление познать Творца и Создавшего ее. И происходит это вследствие того, что она ощущает свое строение АВАЯ, и пойми это. Это означает, что так устанавливаются ее границы в сути – поиском того, что находится наверху.
Не стоит упоминать, что желание это не ограничено лишь постижением ее Творца. Душа тянется ко всему скрытому, ее желанием является познание и находящегося над природой, и кругооборотов, и того, что находится в сердце товарища и тому подобное.
И это не относится к тому закону, о котором я говорил выше, согласно которому внутреннее – это то, что не выходит за его пределы, поскольку тогда не было бы желания постичь что-либо, кроме его Творца. Ведь понятно, что только это постижение является внутренним желанием, которое не называется экстравертным. Тогда как исследование в творениях – это действие, направленное на ближнего, и если бы не было других творений в мире, например, если бы была создана лишь одна душа, то она совершенно не стремилась бы к постижению их.
А постижение ее Творца – это желание по отношению к ней самой, это ее строение, АВАЯ, когда она ощущает себя творением. Постигни и пойми, что все ее проявления толкают к этому, и это желание, в котором она ощущает, что может постичь Творца. И в мере этого проявляемого ощущения мы можем точно представить величину ее самой. Постигни и пойми это хорошенько.