От редакции: основа развития разума как облачения души – в устремлении к постижению. Вершиной же этого устремления является жажда, страсть к постижению Творца. И без методики каббалы удовлетворить эту страсть невозможно.
Подпитывает любую страсть сокрытие страстно желаемого объекта, – “препятствия в любви – только усиливают ее” (Г.Горин, “Все тот же Мюнгхаузен”). Поэтому существование нашего материального мира для духовного продвижения человека является обязательным фактором.
Продолжение статьи; первую часть читайте здесь.
Йегуда Ашлаг (Бааль Сулам)
Постижение Творца
Сказано: “…поскольку не видели всей картины”. И это требует разъяснения, поскольку лишь глупец может думать и размышлять (об образе Творца), в то время, как у Творца нет никакого материального образа. А на самом деле, есть в мире аспект постижения Творца, поскольку не пробудится желание к тому, чего не существует в действительности.
Благодаря этому мы можем рассуждать о духовном виде и его законах. И вид этот более духовен, чем вся действительность. И в этом суть разума, форма которого определяется ощущением человека в анализе правда-ложь. Эта различаемая особенность в материальном мире называется самим разумом, и пойми это. О ней сказано, что это часть Творца, данная свыше, и это на самом деле не имеет никакого отношения к воображению, определяется только ощущениями и называется решением, или действительностью, или отсутствием (исчезновением) действительности, что выясняется в законах и способах действий. Эта функция называется самим разумом и его образом, и пойми это. Об этом можно сказать, что функция эта является частью Творца, данной свыше. А потому этот образ раскрывается в самом целом (объекте), и его ощущении себя и своей действительности. Постигни и поймешь.
И образ в этой функции является полной и постоянной формой его состояния, которая не может исчезнуть целиком или частично. Эта форма называется необходимой и обязательной, без дополнений и без уменьшений. Постигни и поймешь.
И в этом смысл сказанного: “Я, и да не будет у тебя другого Творца. Слышали это от Гвуры”. В “Я” включено также “да не будет у тебя”. То есть, если бы раскрытие Творца было обязательным законом, то не потребовалось бы ни каббалы, ни предостережения: “да не будет у тебя”. Но Творец раскрывается им по собственному желанию, а не в обязательной форме.
Это подобно человеку, показывающему своему товарищу свое богатство, и говорящему: “Посмотри, у меня есть возможность показать тебе, но ты сейчас ничего не знаешь о моем богатстве. Постарайся запомнить эту форму, и тогда у меня появится желание дать тебе часть моего богатства, и уж тем более – показать все мое богатство. Но увидишь ты его только тогда, когда эта форма будет сохранена в твоей памяти, то есть когда это решение будет дано тебе не в обязывающей форме, – как будто нет хозяина, – а Я буду хозяином, “поскольку Мне вся земля”. И все свидетельство – в Его простом желании. Когда Я захочу – не вспомнишь даже то, что видел, а когда захочу – всегда будешь видеть Меня. Более того, Я также напомню тебе все, что ты забыл. Такова удивительная цель Творца, которая не укладывается ни в каком разуме, – научить человека в соответствии с абсолютной целью, чтобы это осталось в его разуме, и стало его желанием, а не обязанностью, – находиться во власти Высшего.
Осознание постижения – только с помощью методики каббалы
И удивляюсь я исследующим Творца. Все их исследования – один стыд для нас. Ведь они стараются привести доказательства известного, которое в этом не нуждается, а что скрыто, то, из-за отрицания ограниченностью материального, полностью отвергают.
На самом деле Творец не нуждается в философских моделях, и это основное правило, с какой стороны ни посмотри. Это подобно тому, как одного человека спросили: “Кто написал такую необыкновенно мудрую книгу?”. А он ответил, что на самом деле такого мудреца в мире нет, и все произошло потому, что его маленький сын пролил чернила на края страниц. Чернила расползлись и собрались в буквы, которые и соединились в слова этой необыкновенной науки.
Но все преграды исходят из управления Творца творениями, и отрицание этого обусловлено ограниченностью материального мира. А об этом им совершено нечего сказать, потому что не осуществится это иначе, чем с помощью мудрости каббалы, и не поможет здесь никакое исследование в мире.
И еще знай, что позитивность действительности должна исходить из ощущения Творца. И это называется полным осознанием, несущим с собой любовь Творца и Его благо. Тогда как знание, полученное в результате сухого умственного исследования, не возвышает и не опускает. Постигни и поймешь.
И как сказано нашими мудрецами: “И те, кто здесь, и те, кто не здесь, все души народа Израиля находятся перед горой Синай, поскольку из этого состояния протянулись все души к народу Израиля во всех поколениях. И об этом сказано, что похоже это на телесную душу, которой является АВАЯ и ее желания. А увеличение жизненной силы зависит именно от постоянства желания. И если бы было позитивное свидетельство, то душа разума не хотела бы большего. А если так, то не смогла бы насытиться, и аннулировалась бы совсем.
Однако чудо совершенного познания заключается в том, что свидетельство немедленно становилось желанием, сопутствующим ему без какого-либо принуждения, и незамедлительно предоставляло средства для укрепления этого желания.
Смысл сказанного “чтобы умножились дни ваши” заключается в следовании методике каббалы и ее законов. Таким образом, раскрывается свидетельство, как будто сегодня полученное на горе Синай. И каждый день все для них как новое, так как от этого зависит свидетельство. Однако если будет нарушен хотя бы один закон каббалы, тотчас же останутся во тьме как слепцы, которые не видят света.
Суть восприятия разумом
И уже известно тебе, что тех, кто опираются на разум физического тела, совершенно не трогает познание Творца, так же, как равнодушны они к познанию своих товарищей, как самих себя. И даже близкий человек не может осознать только лишь их духовную суть, внутреннее в чистом виде, без одеяний, поскольку сам разум тоже закутан во внешний покров – силу воображения.
И поскольку разум его не может вообразить духовное свойство, то весь этот вид полностью ускользает от него. Вместе с тем, он все время смотрит именно на внешнее, то есть на тело товарища и его физические действия. И сила постоянства позволит ему хорошенько узнать в нем все его духовные ступени, так как, разумеется, только это он хочет познать, а не его физическое тело.
И он совсем не почувствует, что ему этого мало, и не ощутит никакого уныния от того, что не знает его разума и уровня сути его духовной формы, так как не обязан познать своего товарища больше, чем знает самого себя, и пойми это. Не постигает он также и его внутренней сущности.
И поэтому творение, хорошо знающее все законы природы и ее порядки в материальном мире, когда взгляд его постоянно прикован к ним, скажет, что знает Творца “лицом к лицу”, подобно тому, как разговаривает человек со своим ближним, когда каждый в своей части слит со своим ближним в воображении, то есть силой уподобления в формах и движениях разума.
И когда исследуем, в соответствии с нашими силами, суть разума, придем к выводу, что он – в объединении духовных творений. Это же объединение определяет “его поведение”. Это означает, что все преимущество человека над животным состоит в том, что благодаря строению человека у него есть такой орган, который готов объединить внутри себя духовные творения.
И потому преимущество одного человека над другим заключается в силе притягивания, упомянутой выше, а также в свойствах самих творений, когда один притягивает важные творения, а другой – творения, которые менее важны и т.п.
И различие между духовным творением и поведением в том, что рамки творения – это картина в разуме, которая порождается разумом и находится в нем без каких-либо изменений, – то есть ее не дано разъяснить (изменить) с течением времени, – а поведение зависит от времени и места. Так скупец от природы может один раз в жизни дать щедрое подаяние, находясь под влиянием места или времени. И пойми это.
Притягивания, накапливающиеся в разуме человека
И знай, что вышеупомянутая подготовка, называемая разумом человека, является как бы каплей экстракта всех органов и свойств его физического тела, и накладывается на первые притягивания, отложившиеся в мозгу человека. Например, когда ребенок смотрит на формы творения в мире и на Творца, то одна заставляет его тянуться к разуму, другая – к богатству, третья – к мужеству. И если он выбирает для себя важность знаний, поскольку это нравится ему, то получается, что он притянул внутрь себя хорошее творение, которое впоследствии породит хорошее поведение. А если тянется к богатству, то говориться, что он притянул в свой разум менее хорошее духовное творение.
Затем, когда подрастает, он видит градации. Например, один человек бросает все материальное и устремляется к знаниям, а другой выбирает знания, но материальные вещи не теряют для него своей привлекательности. И если ребенок взращивает ценность первого, то притягивает в свое сознание прекрасное творение. А если ему больше понравилось второе, то притягивает в свое сознание худшее творение.
А впоследствии он видит виды знания: от Творца, или от творений. И затем проверяет, получать вознаграждение или не получать. И когда создаются все эти картины, то из этого накопления образовывается один материал, называемый разумом.
Также рекомендуем: “Суть духовного постижения”, “Наука каббала и ее суть”, “Уровень постижения Творца”, “Тайна буквы “каф”.