Книга «Зоар для всех» («Зоар ле-Ам») – это адаптация Зоар для нашего поколения.

Этот проект имеет своей целью создание полного перевода книги "Зоар" с комментарием "Сулам" на русский и украинский языки с последующим ее изданием в печатном и электронном форматах. Организация и финансирование проекта осуществляется группой энтузиастов из разных стран мира, осознающих важность распространения каббалы для дальнейшего развития человечества

Зоар о смерти и постижении в мире истины. Часть вторая

Слияние 4
Творец

1) Сила отдачи, желание отдавать, наслаждать
2) Общий замысел и природа мироздания, глобальный закон, который нисходит на нас, строит нас, создает нашу Вселенную, управляет всем, ведя к изначальной цели - поднять творения в развитии до Своего уровня.
3) Творец = первопричина = Источник света (наслаждения)

Мир, миры

(на ивр. - олам - от слова «сокрытие») - каждый из миров состоит из множества стадий ослабления (скрытия) света Творца.

Келим

(ивр.- сосуды, мн.ч. от кли) - составные части кли = желания = инструменты восприятия, которые появляются в результате полученного опыта.

Малхут

законченное, самостоятельное творение, которое ощущает, что и от кого оно получает. Центральная точка, корень, основа всего творения.

Древо познания добра и зла

сфирот зэир анпин (исправленные желания) и точка малхут (эгоистические неисправленные желания). «Есть плоды» этого «дерева» и получать наслаждение познания можно только тогда, когда желания малхут будут исправлены.

Душа

Душа - «Я», ощущаемое каждым человеком, делящееся на наше тело, силу, его оживляющую («животную» душу), и силу влечения к духовному («духовную» душу), отсутствующую практически в духовно неразвитом человеке. Развитие души означает постепенное появление в человеке ощущения духовных сил, воздействующих на него, новых альтруистических желаний, появление минимального ощущения Высшей управляющей силы (Творца).

Высший

1) Более высокий, высший - пребывающий в свойстве отдачи более, нежели низший; причина, породившая низшего. Низший является производным от высшего.
2) мое будущее, более совершенное состояние, Творец.

Адам

первый человек, который получил желание к познанию Высшего мира (почти 6000 лет назад). Автор книги «Разиель Малах» («Тайный ангел»).
Адам (ивр. - человек) - означает «подобный Творцу» («эдомэ ле Элион»), самостоятельно строящий себя для того, чтобы стать Ему подобным.

АВАЯ

то же «юд-хей-вав-хей» - четырехбуквенное имя Творца, отражает 4 стадии построения в нас ощущения Творца (кли) и Его имени (наполнения)

Окончание. Первую часть читайте здесь.

Глава Ваехи

Когда приходит время уйти из мира

157) Спросил у него: «Отец, сколько мне еще осталось жить в этом мире?» Ответил ему: «Нет у меня права сообщать тебе об этом, и не сообщают об этом человеку. Однако во время вели­кой радости рабби Шимона», — т.е. в день его ухода, поскольку великая радость пребывала во всех мирах благодаря много­численным тайнам, которые он тогда раскрыл,[1] — «ты будешь готовить стол его», — т.е. участвовать с ним вместе в раскрытии тайн, — «как сказано: «Выйдите и посмотрите, дочери Циона, на царя Шломо в венце, которым украсила его мать в день свадь­бы его и в день радости сердца его»[2]».

158) В этот момент проснулся рабби Ицхак, и он смеялся, а лицо его светилось. Увидел рабби Шимон и посмотрел ему в лицо, спросил его: «Ты слышал что-то новое?». Сказал ему раб­би Ицхак: «Конечно, слышал». И рассказал ему то, что видел в своем сне. Пал ниц рабби Ицхак перед рабби Шимоном.

159) «Мы учили, что с этого дня рабби Ицхак держал своего сына рядом с собой и занимался с ним Торой, и не отпускал его от себя. Когда входил к рабби Шимону, он сажал своего сына снаружи, и входил и садился перед рабби Шимоном, и провоз­глашал перед ним: «Творец! Стеснен я, выручи меня»[3].

160) «В тот тяжкий и грозный день, когда подошло вре­мя человека уйти из мира, четыре стороны мира», ХУГ ТУМ, «пребывают в суровом суде, чтобы вершить суд над миром. И пробуждаются суды с четырех сторон мира, и те четыре» основы человека огонь-ветер-вода-прах, «что связаны друг с другом, сталкиваются, и пребывает меж ними раздор, и хотят они разойтись, каждый в свою сторону»: основа огня в чело­веке — к общей основе огня мира, основа воды в человеке — к основе воды мира, и т.д., а основа праха в человеке — к основе праха мира. Ибо так разделяются четыре основы человека в момент его смерти.

161) «Воззвание» — свечение Хохмы от зивуга левой линии, «выходит и провозглашает в высшем мире», — в Твуне, — «и оно слышно в двухстах семидесяти мирах», — т.е. от хазе и ниже, где находятся две сфиры, Нецах и Ход, и это «двести», а так­же две трети Тиферет, и это «семьдесят». «Если праведник он, — все миры радуются ему», — т.е. «если удостоился — стало добром»[4]. «Но если неправеден он, — горе тому человеку и его уделу», — ведь «если не удостоился — то злом»221.

162) И он объясняет, что происходит в состоянии, когда «если не удостоился — то (стало) злом»221, и говорит: «Мы изу­чали, что тотчас с провозглашением воззвания, выходит одно пламя с северной стороны и непрерывно разгорается в реке огненной», — о которой сказано: «Река огненная (ди-нур) выте­кает и протекает перед ним»[5], — «и простирается на четыре стороны мира, и сжигает души грешников».

163) «И выходит это пламя», — т.е. суд Малхут, раскрываю­щийся в случае «если не удостоился — то (стало) злом»221, — «и поднимается» к Бине, «и опускается в мир», и возвращается к Малхут. «И пламя это протягивается под крылья черного петуха и бьет по его крыльям, и он кричит на входе между вратами».

Объяснение. Он поясняет, как суд Малхут, раскрывающий­ся в случае «если не удостоился — то (стало) злом»221, может принести ущерб келим Бины. Поэтому говорит: «И выходит это пламя и поднимается», — т.е. оно поднимается к Бине и при­чиняет ей ущерб, а затем «опускается в мир», — опускается к Малхут, называемой миром, и может причинить ущерб келим в ней. И потому говорит: «И пламя это протягивается под крылья черного петуха», — происходящего от Гвуры Бины, «и он кри­чит на входе между вратами», — т.е. он посередине этих двух врат: между вратами Бины и вратами Малхут. Иначе говоря, из-за того что стоит посередине, благодаря включению Малхут в Бину, он наносит ущерб обеим. И, также, в полуночном зивуге исправляются поэтому они обе.[6]

164) «В первый раз провозглашает, говоря: «Вот приходит день Творца, пылающий как печь»[7]. Во второй раз провоз­глашает, говоря: «Ибо вот Создающий горы, Творящий ветер и Сообщающий человеку предреченное ему»[8]. В этот час сидит человек и слушает о делах своих: свидетельствуют перед ним очевидцы, и он признаётся в них. В третий раз, когда хотят забрать у него душу, провозглашает петух, говоря: «Кто не убоится Тебя, Царь народов, как и подобает Тебе»[9]».

165) Сказал рабби Йоси: «Черный петух — почему он при­ходит?». Сказал ему рабби Йегуда: «Всё, что свершил Творец на земле, указывает на мудрость, только люди этого не зна­ют. И это означает сказанное: «Как многочисленны дела Твои, Творец. Все их с мудростью содеял Ты, полна земля создания­ми Твоими»[10]. И поскольку содеяны они с мудростью, все они указывают на мудрость».

166) «И относительно черного петуха, мы изучали, что суд пребывает только в том месте, которое соответствует ему. И чернота исходит со стороны суда», — так как черный цвет указывает на Малхут, являющуюся свойством суда. «И пото­му ровно в полночь, когда пробуждается северный ветер», — т.е. левая линия, — «выходит одно пламя и стегает под крылья петуха, и он кричит», как мы уже выяснили. «И, в особенности. черный петух», происходящий от свойства суда, «указывает на это больше другого», — т.е. это более явный намек, чем петух другого цвета.

167) «Также и здесь — в час, когда пробуждается суд над человеком», черный петух «начинает взывать. И никто не зна­ет об этом, кроме того человека, который должен умереть. Ибо мы изучали: когда человек должен умереть, и суд пребывает над ним, чтобы уйти из мира, добавляется ему высший дух в такой мере, какой не было у него во все дни его. И когда пре­бывает над ним и сливается с ним, видит он то, чего не удо­стоился увидеть за все свои годы, и все потому, что добавился ему этот дух».

«И когда добавляется ему этот дух, и он видит, тогда он выходит из этого мира, как сказано: «Добавишь дух им — умрут и к праху своему возвратятся»[11]. Тогда сказано: «Ибо не может человек увидеть Меня и остаться в живых»[12]. То есть, при жиз­ни не удостаиваются они увидеть, но при смерти — удостаива­ются».

168) «В час, когда человек умирает, дается ему позволение видеть, и он видит рядом с собой своих близких и друзей из мира истины и узнаёт их. Все они запечатлены в том облике, в каком были в этом мире. И если человек праведен, — все они радуются перед ним и первыми приветствуют его».

169) «Если же он неправеден, то являются ему лишь те греш­ники, которых бьют каждый день в аду, и все они печальны, — с возгласа «о, горе!» начинают и возгласом «о, горе!» заканчи­вают. И этот человек поднимает глаза и видит их, как нечто спаленное, подымающееся из огня. И тогда он тоже начинает говорить о них с возгласа: «О, горе!»».

170) «В час, когда вышла душа человека, все его близкие и друзья в мире истины идут с его душой и показывают ей место наслаждения (эден) и место наказания. Если он праведник, то видит свое место, и поднимается, и поселяется, и услаждается в высшем Эдене того мира».

«А если он не праведник, остается та душа в этом мире, пока тело не будет погребено в земле. Когда же оно погребено, многочисленные обвинители держат ее, пока она не дойдет до Думы, и вводят ее в пределы ада».

171) Сказал рабби Йегуда: «Все семь дней траура ходит душа от дома к могиле и от могилы обратно домой и скорбит по телу, как сказано: «Лишь пока плоть его на нем, — больно ему, и душа его скорбит о нем»[13]. Отправляется она и сидит дома, и видит всех в печали, и сама тоже скорбит».

172) «Спустя семь дней тело становится тем, чем становит­ся, а душа вступает на свое место и входит в пещеру Махпела, и видит то, что видит, и вступает туда, куда вступает, пока не приходит к Эденскому саду и встречает херувимов и пламя меча, что в Эденском саду. [14] И если она достойна войти, то входит».

173) «Четыре столпа», — т.е. четыре ангела, происходящие от четырех духовных основ ХУБ ТУМ, «предуготовлены душе, и форма тела ее у них в руках», — т.е. одеяние, называемое ман­тией мудрецов, «и она облачается в нее с радостью, и поселя­ется в пределе нижнего Эденского сада до срока, назначенного ей» проживать там.

174) «Трехцветный столп предуготовлен там», в нижнем Эденском саду, и это — три цвета радуги. «Столп этот называ­ется местом горы Цион, как сказано: «И сотворит Творец над всем местом горы Цион и над собраниями ее облако днем, и дым»[15]. И душа поднимается по этому столпу ко входу правед­ности, где находятся Цион и Йерушалаим», — т.е. Есод и Малхут Нуквы Зеир Анпина, называемой праведностью.

175) «Если же она удостоилась подняться еще выше, то пре­красны ее участь и удел, чтобы слиться с телом Царя», — т.е. с Зеир Анпином, ведь поскольку она уже удостоилась поднять­ся к Циону и Йерушалаиму, т.е. к Нукве, то следующая после этого ступень — это тело Царя, т.е. Зеир Анпин. «Если же она не удостаивается подняться выше, то сказано о ней: «И будет, кто останется в Ционе и кто уцелеет в Йерушалаиме», в Нукве, «тот будет назван святым»[16]. А если она достойна подняться выше — счастлив тот, кто удостоился славы Царя», Зеир Анпи­на, «и наслаждаться в высшем Эдене наверху, от места, назы­ваемого небесами», т.е. от Зеир Анпина, «как сказано: «Тогда наслаждаться будешь в Творце (досл. над Творцом)»[17]. Имен­но «над Творцом (АВАЯ)»», — т.е. Зеир Анпином, называемым АВАЯ. «Счастлив удел того, кто удостоился этой милости, как сказано: «Ибо велика, выше небес, милость Твоя»[18]».

176) «Но разве милость (хесед) находится над небесами, — ведь сказано: «Ибо велика, до небес, милость Твоя»[19]?», — и отсюда следует, что милость находится под небесами. Ска­зал рабби Йоси: «Есть милость и есть милость, и это — выс­шая милость и нижняя милость. Высшая милость (хесед)», т.е. Хесед самого Зеир Анпина, «находится над небесами», так как небесами называется Тиферет, а Хесед (милость) предшеству­ет Тиферет, «и об этом сказано: «Выше небес милость Твоя»235. А нижняя милость», — т.е. Хесед Зеир Анпина, облачающийся в Нукву через Нецах и Ход Зеир Анпина, «это, — как сказано: «Неизменные милости Давиду»[20]», — т.е. они называются по имени Нуквы, зовущейся Давидом. «И о них сказано: «До небес милость Твоя»», так как они находятся под небесами, т.е. под Тиферет Зеир Анпина.

[1] См. Зоар, главу Аазину, Идра зута, п.п. 23-31.
[2] Писания, Песнь песней, 3:11. «Выйдите и посмотрите, дочери Циона, на царя Шломо в венце, которым украсила его мать в день свадьбы его и в день радости сердца его».
[3] Пророки, Йешаяу, 38:14. «Щебетал я, как ласточка, (как) журавль, вор­ковал, как голубь, — подняты были глаза мои к небу: «Творец! Стеснен я, выручи меня»».
[4] См. «Предисловие книги Зоар», п. 123, «Малхут — это Древо познания добра и зла, если удостоился человек — стало добром, а если не удосто­ился — то злом».
[5] Писания, Даниэль, 7:10. «Река огненная вытекает и протекает перед ним, тысячи тысяч служат ему, и десять тысяч десятков тысяч стоят перед ним; суд сел, и книги открылись».
[6] См. «Предисловие книги Зоар», п. 171, со слов: «И сказано в Зоаре: «Когда наступает полночь»».
[7] Пророки, Малахи, 3:19. «Ибо вот приходит день тот, пылающий как печь, и станут все надменные и все творящие преступление, как соло­ма. И спалит их день грядущий тот, — сказал Творец воинств, — так, что не оставит им ни корня, ни ветви».
[8] Пророки, Амос, 4:13. «Ибо вот Создающий горы и Творящий ветер, Сообщающий человеку предреченное ему и Обращающий зарю во тьму, Попирающий высоты земли, — Творец Всесильный воинств имя Его».
[9] Пророки, Йермияу, 10:7. «Кто не убоится Тебя, Царь народов, как и подобает Тебе, ибо среди всех мудрецов народов и во всем их царстве нет подобных Тебе».
[10] Писания, Псалмы, 104:24.
[11] Писания, Псалмы, 104:29. «Скроешь лицо Свое — испугаются, добавишь дух им — умрут и к праху своему возвратятся».
[12] Тора, Шмот, 33:20. «Ты не сможешь увидеть лик Мой, ибо не может человек увидеть Меня и остаться в живых».
[13] Писания, Иов, 14:22. «Лишь пока плоть его на нем, больно ему, и душа его скорбит о нем».
[14] Тора, Берешит, 3:24. «И изгнал Адама и поместил к востоку от сада Эденского херувимов и пламя обращающегося меча, чтобы охранять путь к Древу жизни».
[15] Пророки, Йешаяу, 4:5. «И сотворит Творец над всем местом горы Цион и над всеми собраниями ее облако днем, и дым и сияние пылающего огня ночью, — ибо над всею славою будет покров».
[16] Пророки, Йешаяу, 4:3. « И будет, кто останется в Ционе и кто уцелеет в Йерушалаиме, тот назван будет святым, — все, кто записан для жизни в Йерушалаиме».
[17] Пророки, Йешаяу, 58:14. «Тогда наслаждаться будешь в Творце, и Я возведу тебя на высоты земли, и питать буду тебя наследием Яакова, отца твоего, потому что уста Творца изрекли это».
[18] Писания, Псалмы, 108:5. «Ибо велика, выше небес, милость Твоя и до облаков — истина Твоя».
[19] Писания, Псалмы, 57:11. «Ибо велика, до небес, милость Твоя и до облаков — истина Твоя».
[20] Пророки, Йешаяу, 55:3. «Преклоните ухо ваше и идите ко Мне, слушай­те, и жива будет душа ваша, и Я заключу с вами союз вечный — неиз­менные милости Давиду».

Также рекомендуем: «Что означает в духовном, что «вредитель находился внутри потопа и умерщвлял«, «Свобода воли«, «Зоар. Сифра де-цниюта: создание Имени«, «Во плоти моей опора Творца«, «Судьба и реинкарнация«.

Оставьте комментарий

Чтобы оставить комментарий, заполните форму.
*Все комментарии проходят модерацию.

Вы можете использовать HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>