Продолжение. Четвертую часть читайте здесь.
Врата четвертые
Врата четвертые – условие пророчества.
Об условиях пророчества очень кратко. Уже объяснено, что есть повреждения в душе растительной, есть в животной, есть в говорящей и есть в разумной, и нужно очистить их все. Если так, нужно вначале раскаяться полным раскаянием во всех нарушениях или дурных качествах и больше к ним не возвращаться. После этого быть внимательным исполнять все, что возможно в наше время, из двухсот сорока восьми заповедей “делай”, как обсудили мы в первой части. А в частности:
– установить четкое время изучения Торы днем и ночью и не пропускать даже одного дня; – молиться в полном намерении три молитвы каждый день;
– читать “Благословение на еду”[1] и все виды благословений на наслаждения в намерении;
– почитать Субботу во всех подробностях;
– выполнять “Возлюби ближнего как самого себя” полным сердцем;
– выполнять чтение “Шма”, цицит и тфилин в молитвах.
После этого поостеречься, чтобы не согрешить более в какой либо из трехсот шестидесяти пяти заповедей “не делай” и даже в указаниях мудрецов, а особенно в том, за что полагается отсечение (души) и смерть от руки небес, и смерть по решению суда. А также и в остальных запретах остеречься, а особенно не должно быть следующего:
– сплетни;
– злоязычие;
– пустая болтовня;
– насмешки;
– созерцание наготы;
– семяизвержение впустую;
– приближение к нида[2];
– клятвы, даже истинные;
– нарушение запретов Субботы – это наибольшее из всего.
Также остеречься от всех дурных качеств, ибо они загрязняют душу основ, а особенно же от гордыни – до крайности! Вплоть до того, что будет как тряпка половая, по которой все ходят, и будет приниженность действительно впечатана в его сердце – настолько, что не почувствует радости от того, что его хвалят, и позора от того, что его ругают: и то, и другое будет одинаково для него. Также – от гнева, даже в жизненно важных случаях, ибо нет вещи, отталкивающей святой дух более чем гнев. И от строгости, – до крайности, даже с домочадцами. И от уныния, – до крайности, ведь не приходит пророчество даже на достойного, если он в унынии. Да будет рад доле своей даже в час, когда приходят страдания, как написано (Тора, Дварим, 6:4): “И возлюби Творца Всесильного твоего всем сердцем…” И после всего этого будет заниматься изо всех сил Торой, совершенно во Имя Ее, – только чтобы доставить удовольствие Создателю. А когда занят Торой или заповедями, – будет рад предельно, как написано (Писания, Псалмы, 119:162): “Радуюсь я словам Твоим, как нашедший великую добычу”, – ведь этим притянет изобилие во все миры. А основа всего – страх перед Ним, благословенным, постоянно и каждый миг, чтобы не согрешить, и это посредством того, что поместит Имя перед глазами, как написано (Писания, Псалмы, 16:8): “Представляю Всевышнего пред собою всегда”. И вознамерится прилепить мысль свою к Нему, не оторвет даже на миг, и это тайна “и прилепитесь к Нему”, “к Нему прилепись”.
Врата пятые
Врата пятые – каково свойство пророчества.
Вот разъяснили, что один свет в форме человека распространяется во все четыре мира Ацилут, Брия, Ецира, Асия до конца четырех основ низменного мира, и он сливается со светом высшего человека, называемым десятью сфирот. А они облачаются в этот свет, называемый светом, формирующим души, и все нижние души находятся там. При их спуске в этот мир для облачения в тела остаются их корни слитыми с их источниками, откуда они высечены, и только ветви от этих корней спускаются через распространение и облачаются в тела в этом мире, по образу ветвей дерева, которые прилеплены и буквально коренятся в стволе дерева, а гнутся вниз, и касаются самой почвы, оставаясь прикрепленными к стволу дерева. И когда человек грешит грехом, за который положено карет[3], отсекается та ветвь от ствола дерева, и остается отделена от него, и стоит в этом мире как дух животного. Это тайна: “Отсечением отсечена душа та”. И это тайна: “Ибо человек – дерево полевое”.
И это то, что написано о праведниках, что удваиваются их имена: Авраам-Авраам, Яаков-Яаков, Моше-Моше. Одно – напротив корня, остающегося наверху прилепленным к дереву, и это называется мазалем человека. Как сказали учителя наши, благословенной помяти (трактат Менахот, 29б), что увидел Моше, учитель наш, мир ему, судьбу рабби Акивы, сидящего и толкующего и так далее. Ведь оттуда течет изобилие к ветви, которая спустилась и облачилась в тело.
И вот, корень весьма высок, – в рош вершины мира Ацилут, а ветвь длинна весьма, – распространяется во все миры, пока не облачится конец ее в тело. И на каждой ступени в каждом мире оставляет там один корень таким образом, что нет души, у которой не было бы корней нескончаемо много, один выше другого. А с помощью своих действий удостаивается подняться ко всем, ибо на каждой ступени мира Асия свои корни, там оставляемые, – все называются одной полной душой Асия. И также на остальных ступенях.
С этим прояснится предмет пророчества, ибо когда станет человек материей тонок, полностью без загрязнения злого начала в силах души основ, и нет у него греха в каком-либо корне из корней его нешамы, тогда, если направит себя прилепиться к высшему корню, – может слиться с ним. Однако, хотя он достоин этого, должен снять с нешамы все и отделить ее от всех явлений материи, и тогда сможет прилепиться к духовному корню.
[1] Биркат а-Мазон.
[2] Жена в период менструации.
[3] Отсечение головы. Один из видов наказания.
Также рекомендуем: “Часть, отдаваемая нечистой силе, чтобы оставила святость“, “Святость египтянина“, “Рабаш о понятии святости“, “Распорядок учебы каббалиста“.