Продолжение. Сорок восьмую часть читайте здесь.
Хаим Виталь
(341) Также относительно раби Эльазара бен Араха, знай, что его нефеш была в свойстве нефеш геров, а руах, вошедший в нее – без нефеш, относящейся к нему.
(342) Что касается Баба бен Бута, уже известно тебе, что он перевоплотился в рава Шешета, и эти буквы (их имен) изменились в (порядке) АТ-БАШ. А вследствие того, что царь Хордус (Ирод) выколол ему глаза, поэтому он перевоплотился в рава Шешета, который тоже был слепым, ибо безусловно он возвратился сейчас таким, каким был вначале.
(343) Относительно пророка Амоса знай, что его нефеш была из свойств мира Некудим (נקודים), – как разъяснено в наших книгах, что эти свойства со времени царей Эдома, которые умерли. И это пять гвурот МАНЦЕПАХ, являющихся двойными (буквами). И знай, что они в гематрии пятьсот семьдесят (תק”ע), соответственно тому, что дважды МАНЦЕПАХ – это пятьсот шестьдесят[1], со свойством общности самих десяти получается пятьсот семьдесят. И это тайна (стиха): “…который был (одним) из скотоводов (נקודים) в Текоа (מתקוע)”[2].
(344) О сущности раби Тарфона знай, что он из двухсот восьмидесяти восьми (רפ”ח) известных искр, – оттуда “тараф (טרף)”[3] в (имени) “Тарфон (טרפון)”. И известно, что это пять гвурот МАНЦЕПАХ, являющиеся МАН. И они в гематрии двести восемьдесят, а если разделить их на пять частей, каждая часть будет (числом) пятьдесят шесть (нун-вав), и это две буквы вав-нун (ו”ן) в (имени) “Тарфон (טרפון)”. И получается, что имя “Тарфон” – это одна часть, в гематрии пятьдесят шесть, из пяти гвурот, все они в гематрии двести восемьдесят девять (טרף) искр, а общность всего этого называется “Тарфон”.
(345) Также поведал мне мой учитель, что он видел воочию Йеошуа бен Карху и раби Йеошуа, сына раби Акивы. И это не один человек, – в противоположность тому, что написано Раши, благословенной памяти, в первой главе трактата Швуот по вопросу светлого пятна (на коже), что оба они – один (человек).
(346) Также Рамбам, благословенной памяти, автор книги-руководства, именуемой “Мишне Тора”, и Рамбан, благословенной памяти, – их корень в двух пеот[4] Зеир Анпина в его дикне, в едином исправлении, называемом “Эль (אל)”. И уже разъяснили мы, что пеот называются “Эль”, и это тайна (имени) “Эль шадай (אל שדי)”, которое в гематрии “Моше (משה)”, а потому эти два великих авторитета называются “Моше”. Однако Рамбам (происходит) из левой пеа и потому не был достоин познать мудрость Зоара. Но Рамбан, благословенной памяти, – из правой пеа, а потому удостоился его, как известно. И согласно тому, что известно, упомянутые знатоки Торы – это находящиеся там жесткие кончики, а это свойство Малхут, и там источник судов. Вследствие того, что они – свойство сэарот и жестких кончиков (в них), а еще поскольку это свойство Малхут, как упомянуто[5], о них сказано: “И гневается Всевышний каждый день”[6]. И поэтому даже раби Моше бен Нахмани (Рамбан), благословенной памяти, который (происходит) из правой пеа, удостоился этой мудрости только в его старости, как упомянуто в книгах. Ибо в своей юности не верил в нее, пока его учитель раби Азриэль не привел его к ее изучению, а благодаря действию, которое совершил, произошел у него перескок (на духовном) пути, как известно.
(347) Еще знай, что блудница Рахав была очень святой душой и неслучайно вышла замуж за Йеошуа бен Нун. Как известно из того, что написано нашими мудрецами, покоилось на ней пророчество, когда сказала, и скрывались они (разведчики Исраэля) там три дня, пока не возвратились преследователи. Также в книге Зоар об отрывке: “И дадите мне верный знак”[7] в мудрости рассказано подробно, что имеется в виду в этой просьбе. А дело в том, что блудница Рахав происходит из упомянутого корня Каина, и поэтому просьба к ним: “И дадите мне верный знак (אות אמת)[8]” соответствует тому, что написано о нем: “И поставил Всевышний Каину знак”. И сказано учителями нашими, благословенной памяти, что это буква вав (имени) АВАЯ в Тиферет, называемая истиной. А дело в том, что все нефашот геров – из Малхут, некевы, в тайне праведного гера. А она просила у них, чтобы подняли ее (אותה)[9] к Тиферет, захару, называемому истиной, откуда (происходят) души сынов Исраэля. И они ответили ей: “Вот мы приходим в землю”[10], – а это категория Малхут. И более того, Моше, который из Тиферет, как известно, умер в пустыне. А “мы приходим в землю”, являющуюся Малхут, – нет у нас сил поднять тебя. Но мы можем поднять тебя до чертога желания некевы, о котором написано: “Как алая нить – губы твои”[11], как упомянуто в Зоаре, глава Пкудей, о том, что сказано Писанием: “этот шнурок из алой нити”[12]. Но она желала подняться в чертог желания высшего, захара, называемого Тиферет, где укрыта душа Моше, учителя нашего, мир ему, как извещено там, в главе Пкудей.
Так вот, суть этой нити, – это то, что написано в книге Зоар об отрывке: “Если от нитки и до ремня обувного”[13]: это “нить Хеседа (милосердия)” Авраама, посредством которой пробуждаются души геров, – в тайне этого укоренения раба Авраама в ситре ахра, как упомянуто в главе Трума (Зоара) в отрывке “И кожи тахашевые”. А будучи в некеве, называется алой нитью. И сказано в Писании: “Как алая нить – губы твои”, – это суд, поскольку это в некеве. Она (т.е. Рахав) в своем видении того, что не может подняться до Тиферет, не хотела привязывать шнурок (из алой) нити, который является Малхут, называемой шнурком, а не нитью, – то есть самой основой (Есод) в свойстве нити Авраама, укореняющей нефашот геров. Однако привязала алый шнурок в окне, а это двое ерехим – Нецах и Ход. А затем перевоплотилась в мужчину, – Хэвера кейнийца. И Рахав (רחב) обратилась в Хэвера (חבר), а он тоже из корня Каина, как упомянуто. После этого Хэвер кейниец перевоплотился в Хану, мать Шмуэля, и вследствие того, что привязала алый шнурок, а это Нецах и Ход, как упомянуто, поэтому родила Шмуэля, который пророчествовал из (свойств) Нецаха и Хода. И это то, на что намекает пророчица Хана в своей песне: “Широко разверзлись уста мои на врагов моих”[14]. И также сказала: “Я – жена, скорбящая духом”[15]. Иными словами, поскольку начала (воплощение) в кругообороте блудницы Рахав, была скорбной духом от нечистой стороны. Однако Яэль, жена Хэвера кейнийца, тоже удостоилась перевоплощения в мужчину, и это коэн Эли (עלי), – “перевернутая” Яэль (יעל), – который служил в Скинии (в городе) Шило, – как известно, что была Скиния и не было Храма. И это то, что написано в Писании: “Из жен в шатрах да будет она благословенна”[16], так как Яэль была благословлена более остальных женщин, и это все “благословенная из жен Яэль”. И объяснение сути этого ее благословения относительно остальных женщин: “Из жен в шатрах да будет она благословенна”, – в том, что была вначале со ступени женщины обращена в мужчину, и (он) служил коэном в Скинии (в городе) Шило, как упомянуто.[17]
[1] Гематрия МАНЦЕПАХ – 280, с учетом двойного значения этих букв автор определяет их гематрию как 560.
[2] Пророки, Амос, 1:1.
[3] Это слово имеет множество значений в зависимости от произношения. Вероятно наиболее близким значением к даному контексту является “перемешивать” или “запретное”. Имеет гематрию 289.
[4] Досл.: края, углы; “пейсы” во множественном числе. В единственном числе: пеа.
[5] См. Учение о десяти сфирот, часть 13.
[6] Писания, Псалмы, 7:12.
[7] Пророки, Йеошуа, 2:12.
[8] Те же слова можно перевести как “букву истины”.
[9] Это слово можно перевести как “ее букву”
[10] Пророки, Йеошуа, 2:18.
[11] Писания, Песнь песней, 4:3.
[12] Пророки, Йеошуа, 2:18.
[13] Тора, Берешит, 14:23.
[14] Пророки, Шмуэль 1, 2:1.
[15] Пророки, Шмуэль,1, 1:15.
[16] Пророки, Шофтим, 5:24.
[17] Примечание составителя: “Сказал Шмуэль: скажу, что согласно моему скромному пониманию, поскольку Хэвер кейниец перевоплотился в Хану, мать Шмуэля, поэтому Хана была бездетной, будучи кругооборотом мужчины, как нам известно. И не считалась (женщиной), пока о ней не поднял молитву коэн Эли, который был перевоплощением женщины, – Яэль, жены Хэвера. И нечистота ее, Ханы, вышла. Это у меня подобно решенному и выученному. Так видится в моем скромном мнении”.
Также рекомендуем: “Тайный язык каббалистов“, “Зоар: Сифра ди-цниюта – создание Имени“, “Важность цели – всегда в приоритете“.