Posted: 01 Nov 2015
Скрытая реальность
Бааль Сулам. Статья “Наука каббала и ее суть”: Первоначальным намерением мудрецов Каббалы было скрыть ее от масс, среди которых было распространено мнение, что наука Каббала и Мусар – это одно и то же.
И потому Первые мудрецы скрыли науку, используя в ее описании такие названия, как точка, линия, крыша, нога и т.д., что породило тысячи вариаций, определенных 22–мя буквами.
Есть скрытая от нас реальность. Я не воспринимаю ее своими органами чувств, т.е. я не могу сформировать ее в каком-то виде, подобно тому, как ощущаю этот мир, который формируется внутри пяти моих органов чувств.
Духовная реальность раскрывается в шестом органе чувств – в чувстве отдачи, не данном нам изначально от природы. Мы строим его с помощью высшего света, который воздействует на нас.
Поэтому я не могу взять ничего из этого мира, чтобы сформировать, обрисовать, каким-то образом выразить то, что я ощущаю в шестом органе чувств, называемом “душа”.
Я не могу произнести какой-то звук, нарисовать какую-то линию на листе бумаги, взять какую-то ноту, какой-то цвет, я не могу привести никакой пример из этого мира в поведении людей или животных, ничего из наук о неживой, растительной, животной или человеческой природе.
Как же мне выразить свои чувства от постижения духовного мира, ведь у меня есть ощущения, восприятие, выяснения? Какими словами я могу выразить это вовне, ведь даже если я найду какие-то слова, они запутают людей? В чем я могу это выразить?..
Духовный алфавит
Каббалисты изобрели для этого даже не один язык, а четыре. Прежде всего, они создали для этого алфавит – 22 буквы + 5 конечных букв, всего 27 букв.
Все это символы моделей, т.е. соотношений духовных сил, у которых есть 27 стандартных, постоянных форм отношений – алеф (א), бет (ב), гимел (ג), далет (ד) и т.д., включая 5 конечных букв (МаНЦеПаХ – мэм, нун, цадик, пэй, хаф).
Все это – формы духовных сил Хохма и Хасадим и их взаимосвязи по 27-ми моделям. Отсюда у нас есть формы букв, представляющие собой отношения двух сил, единственно действующих в природе.
После этого каббалисты начали выражать свои постижения письменно. Что же они пишут с помощью последовательностей этих букв? Они пишут согласно процессу, который проходят эти духовные формы, связываясь между собой.
Так эти формы образуют более сложные модели, так называемые “слова”, а из слов образуются предложения, из предложений – фразы, из фраз – еще большие части текста.
То есть каббалисты начинают выражать внутреннюю мелодию своих ощущений света Хохма и света Хасадим с помощью двух направлений, имеющихся в буквах: горизонтальное – это Хасадим, вертикальное – Хохма, связь между ними – парса, точка, кончик буквы юд – это кетэр, юд – хохма и т.д.
Все эти элементы мы изучаем в науке каббала. Но откуда они проистекают? – Из основ постижения высшего света, высшего мира. Так каббалисты описывают процессы, происходящие в духовном.
Мы читаем то, что они пишут, и видим в этих буквах язык. Этот язык мы не понимаем. Написано: “Берешит бара Элоким” (“Вначале создал Бог”), но нам ничего не понятно.
Однако каббалисты понимают этот язык, исходя из постижения букв, моделей, всей их внутренней сути, всевозможных гематрий (числовых значений букв и слов), уровней информации, заключенной во всех этих последовательностях букв.
А люди, которые не раскрывают этого, могут читать эти буквы, слова, предложения и понимать их на своем земном уровне. Это значит, что последовательности букв правильны и в духовном, и в материальном мире. И потому это называется язык ветвей.
И наоборот это также работает: можно взять слово из этого мира, которое мы используем в нашем земном языке, и с его помощью выразить некое понятие в духовном мире. Но как это возможно, ведь этот язык постановляется сверху, а не снизу?
Однако неважно, с какой стороны подходить, ведь все происходит под общим управлением. Бааль Сулам приводит пример с Масличной горой. Обычный человек в этом мире увидел, что эта гора хороша для выращивания оливковых деревьев, и потому назвал ее Масличной горой. Но это произошло под тем же высшим управлением. Круг замыкается или сверху вниз, или снизу вверх.
Четыре языка высшего мира
Изучая науку каббала, мы говорим о высшем мире, о мире истины – подлинном мире, который существует. Кроме него ничего не существует, но в нашем восприятии есть также воображаемый мир.
Однако из этого воображаемого мира мы можем достичь высшего мира, и наоборот – протянуть из высшего мира линии в воображаемый мир, чтобы понять высший. И потому для описания высшего мира есть четыре языка. Каббалисты могут говорить на них, а мы можем как-то через эти языки начать предощущать, нащупывать, соприкасаться с духовным миром.
Язык Танаха
Допустим, я говорю на языке Танаха. Значит, за всеми этими сценами, которые я представляю, читая согласно своему пониманию, я должен стараться увидеть действия высшей силы в духовных явлениях, действия двух духовных сил – получения и отдачи.
Их сочетания могут дать мне буквы алфавита, а могут представить мне всевозможные картины в отношениях между силами природы на неживом, растительном, животном и человеческом уровнях.
Язык Алахот
Или же это может выражаться на языке Алахот, в описаниях заповедей, когда вместо десяти сфирот я говорю в более обширном виде: РАМАХ частей выше хазэ, ШАСА частей ниже хазэ высшего парцуфа, души, и способы их выражения.
К примеру, сколько есть тонкостей в том же омовении рук, что означает исправление особых получающих желаний! С какой пунктуальной точностью каббалисты выразили весь этот процесс! Сколько дискуссий ведется по этому поводу в Мишне и Гмаре! А говорится языком этого мира о духовном исправлении.
Ведь если бы каббалисты говорили о духовном исправлении каким-то духовным языком, нам особо нечего было бы сказать: получающие желания, которые исправляются светом, возвращающим к источнику, и потому надо делать это определенным образом.
Мы не пришли бы к всевозможным тонкостям, которые заключаются в этом процессе, поскольку в духовном нет стольких слов. А на языке Алахот все это расписано в мельчайших подробностях. Этот язык Алахот очень близок к языку Танаха, поскольку тоже говорит якобы о людях и их поведении.
Святой язык – язык отдачи
Необходимо понять, что нет ничего кроме духовного мира, все остальное – воображаемый мир. Но этот воображаемый мир помогает нам правильно войти в духовный мир.
И даже еще до того, как мы входим в него, подготавливает нас к тому, чтобы мы смогли в него войти, обрести некую форму, особую матрицу, подобно тому, как ключ входит в замок, и если все его формы – правильные, то открывает его. Так и мы.
Поэтому каббалисты выразили свои постижения в такой форме. И также, когда каббалисты говорят между собой, они понимают этот язык. Только мы, читая написанное каббалистами на этих четырех языках, ощущаем себя в нашем мире и представляем себе, будто бы это происходит в нем, ведь “каждый судит в мере своих недостатков”.
В этом и заключается весь тот огромный изъян, который образовался из-за использования святого языка, иврита, ведь он весь говорит о святости, т.е. об отдаче, отделенной от этого мира.
А мы, притягивая в этот мир то, что написано в святых книгах, святым языком, – тем самым наносим вред, потому что привязываем это “железными цепями” к нашему миру, и это не дает нам подняться в мир святости, в высший мир. Т.е. мы уже не можем использовать святой язык и достичь святости, отдачи, высшего мира.
О чем писали каббалисты
Каббалисты изобрели все эти языки для того, чтобы общаться между собой и писать книги для каббалистов, передавая их из поколения в поколение, поскольку находящийся в постижении понимает, о чем идет речь и не воспримет написанное как происходящее в этом мире.
Ведь все, что написано каббалистами, говорит только о работе Творца, выполняемой полностью в духовном, в отдаче. Они изобрели эти четыре языка лишь ради этого.
Но проблема в том, что язык Танаха побуждает нас думать, что речь идет об истории, а язык Агадот (сказаний) вызывает в нас разные образы – чертей, духов, праведников в этом мире и т.д., что очень запутывает народ.
Язык Алахот еще больше запутывает людей, и они думают, что посредством, допустим, омовения рук человек исправляет свои желания, свою душу. На самом деле это лишь рассказывает о том, как действительно совершать такое исправление в духовном.
А люди останавливаются на физическом исполнении и выполняют действия в материальном, считая, что больше им ничего не нужно. Хотя каббалист, написавший это, подразумевал совершенно иную суть действия, которое обязано быть на духовном уровне, где человек очищает свои желания, чтобы затем насладить в них Творца, достичь слияния с Ним.
Язык каббалы
Только язык каббалы является точным языком, самым высоким из всех, в котором почти невозможно ошибиться. Ведь ясно, что в этом мире у тебя нет ни сфирот, ни миров, ни решимот. Человек в этом почти не ошибается. Хотя среди начинающих изучать науку каббала встречаются такие, которые считают, что уже витают в мире Бесконечности, но впоследствии это проходит.
То есть именно в текстах, написанных на языке каббалы, невозможно ошибиться и думать, что мы уже в этом мире находимся в постижении высшего. Именно этот язык каббалисты скрыли, оставив нам три предшествующих языка – язык Танаха, язык Алахот и язык Агадот, и потому мы очень запутанны.
Но из этой путаницы мы приходим к такому состоянию, что если начинаем заниматься наукой каббала, т.е. на четвертом языке, то с ее помощью можем выяснить, понять и увидеть все четыре языка правильно.
Обрести мир истины
Нет ничего плохого в той путанице, в которой мы пребывали в течение двух тысяч лет, с разрушения Первого Храма, ведь она возникла не просто так. Как раз эта путаница поможет нам еще больше выяснить весь этот процесс – как из этого мира достичь мира истины.
Мы также поймем, что этот мир, который мы представляем себе существующим, и в нем мы можем использовать три первых языка, – это все воображаемый мир. И потому он называется миром лжи, а единственно существующий мир – это духовный. Мы должны правильно интерпретировать все четыре языка – от языка каббалы и далее к другим, чтобы обрести мир истины.
Источник: Блог Михаэля Лайтмана.
В дополнение рекомендуем опубликованные ранее материалы: “Наука каббала и ее суть”, “Наука о сути жизни”, “Наука восприятия”, “Старые уроки о главном”.