Продолжение. Сорок девятую часть читайте здесь.
Хаим Виталь
(348) Относительно Каина и его потомков Юваля и Яваля и т.д. Мы разъяснили, что подобно тому, как есть свойство Зеир Анпина в мире Ацилут, называемое “Исраэль”, так же есть один из парцуфов, называемый “Яаков”, и это категория ахораим Абы, которые упали вниз во время смерти царей Эдома[1]. И как в свойстве Зеир Анпина, называемого “Исраэль”, есть общность Каина и Эвеля, а это Хесед и Гвура в нем и все корни Адама Ришона, также и в упомянутом парцуфе “Яаков” есть два свойства, называемых Каин и Эвель и все корни Адама Ришона. Так вот, свойство Каина в Зеир Анпине – это сам Каин, сын Адама Ришона. А свойство Каина в парцуфе “Яаков”, – это Юваль из сыновей сынов Каина, как сказано в Писании: “И родила Ада Юваля”[2]. И потому этот Юваль обрабатывал медь и железо, будучи из свойства гвурот Каина. И известно, что гвурот происходят от Имы, называемой “йовель (יובל)”, – это пятидесятый год, а потому Юваль (יובל) назван по его имени. Это свойство Юваля указано в отрывке: “И пускающее корни свои у протока (יובל)”[3], так как также и в нем есть все корни, удерживающиеся в Каине Зеир Анпина. Так вот, этот Юваль должен исправиться до прихода Машиаха, который придет вскоре в наши дни, амен. И это тайна (стиха): “(Пусть) принесут (יובילו) дар Страшному”[4]. И этот Юваль в будущем будет исправлен посредством Моше, учителя нашего, мир ему, в тайне убара, который зародится в нем, ибо также и в Моше есть немного искр из корня Каина, несмотря на то, что его корень от Эвеля. И в последней части (поколений), близкой ко дню прихода Машиаха, которая называется домом Яакова, – как будет разъяснено ниже, что это поколение называется домом Яакова, – этот Юваль в парцуфе “Яаков” будет исправлен теперь благодаря Моше рабейну, как упомянуто. И это тайна (отрывка): “И гневался Господь на меня из-за вас (ויתעבר ה’ בי למענכם)”[5], – аббревиатура “Юваль (יובל)”. И пойми это. Так вот, я уже известил тебя, что также Исашхар, сын Яакова, из корня Каина. Он – свойство пяти гвурот в Зеир Анпине со стороны высшей Имы, Бины, и поэтому (отрывок): “Из сыновей Исашхара умеющих понимать времена”[6] намекает на (слово) “Юваль (יובל)” в аббревиатуре (словосочетания): “умеющих понимать времена (יודעי בינה לעתים)”. И, как сообщил я тебе, есть несколько свойств Каина. Так вот, сыны его сыновей – это Яваль и Юваль, но Исашхар – он из свойства Яваль.
(349) По вопросу Лота, сына Арана. Уже поведал я тебе выше, что он – один из корней Эвеля, сына Адама Ришона, а теперь завершим его вопрос. Знай, что Лот бен Аран (исходит) от свойства органа “большой палец (боэн) правой руки” Адама Ришона. И этот боэн происходит от свойства Бины, а потому (в словах) “боэн (בהן)” и Бина (בינה) одинаковые буквы, но в слове “Бина” – дополнительная буква йуд, так как (у слова) “боэн” отсутствует вав[7]. И дело в том, что слово “Бина” – это акроним слов “Бина (בינה)”, “Есод (יסוד)”, “Нецах (נצח)”, “Ход (הוד)”. А “боэн” – акроним (слов) “Бина (בינה)”, “Нецах (נצח)”, “Ход (הוד)”. И поскольку боэн – это место судов, как разъяснено у нас в главе Идра Насо о том мире, который протягивается “в кормлении” ибура, откуда боэн, и все это – “властители плачущих”[8], поэтому когда прегрешил Адам Ришон, а затем породил Эвеля, перемешались его искры с клипот зла искр Эвеля и Каина. А во время кругооборотов все они раскрываются, возвращаясь к своему корню, как разъяснено у нас. И тогда в этом боэне, корень и место которого в самом Адаме, властвует примесь стороны зла, что в Эвеле, обретенная им и смешанная с ним. И об этом свойстве мы говорим, что Лот бен Аран из корня Эвеля, но в действительности это не более чем боэн Адама, который примешался к Эвелю. И потому на (слово) “Эвель (הבל)” намекает аббревиатура (слов) “Лот (לוט) сын (בן) Арана (הרן)”. А вследствие того, что Лот был тогда испорченным, смешанным и удерживаемым в клипот боэна (в) имени “шэдай боэн”, известном в колдовских премудростях, раскрываемых на ногтях, поэтому сказал ему Авраам: “отделись же ты от меня”[9]. Ибо, несмотря на то, что праотец наш Авраам и Лот оба из корня самого Адама Ришона, вместе с тем, “поскольку ты отделился от Адама и смешался с клипот зла Эвеля, и пока не исправлен, – сейчас же отделись, прошу, от меня. И это то, что написано: “ибо мужи-братья мы”[10], так как они оба из одного корня самого Адама.
Так вот, в этом Лоте были две искры душ “хороших расставаний”, – Рут и Наама, и обе они были смешаны с Эвелем, как упомянуто, а затем вышли из него (т.е. из Лота), благословились и исправились. И в соответствии с этим боэн – он в тайне Бины, называемой Наоми, как известно. Поэтому от него вышла амонитянка Наама, имя которой как имя Наоми. Так вот, Шимон бен Зума – тоже из упомянутого корня боэна. И в этом боэне есть шестьсот тысяч искр душ, – как тебе известно, что не существует органа из органов Адама Ришона, который соответственно грехам не разделился бы на шестьсот тысяч искр, а иногда – меньше, но не более этого. Так вот, бен Зума, который был из этого боэна, был вынужден зарождаться и перевоплощаться вместе со всеми шестьюстами тысячами (искрами) этого боэна, поскольку это его искры, – чтобы исправить их. И это тайна того, что сказали мудрецы, благословенной памяти, что бен Зума видел толпы народа на Храмовой горе, и сказал, что все они созданы только для служения ему. А дело в том, что поскольку все они – это его искры и подвешены в нем, он зарождается и воплощается, чтобы исправить их. И уже разъяснили мы, что каждый праведник, который перевоплощается вместе с какой-то нефеш, чтобы исправить ее и помочь ей, берет от нее часть в тех заповедях, которые она делает. И получается, что эти шестьсот тысяч, которыми были его искры, созданы для служения ему, ибо они старались и выполняли заповеди, а он обретал свою часть от них без усилий.
(350) Относительно корней душ, упомянутых нами выше в качестве иного корня из Эвеля, который начинается от Лавана бен Нахора и включает раби Хуцфита-переводчика. Знай, что этот корень, поскольку это (корень) из Эвеля, – он от свойства Абы, как известно. И уже разъяснил я относительно Балака и Билама, каким образом все света со стороны Абы прорываются и выходят через келим Имы, когда Аба скрыт внутри нее. Из нее они выходят в ахораим Даат Зеир Анпина к находящейся там Лее, а от нее раскрываются и выходят наружу. И неизбежно то, что при прохождении светов Абы через Иму (их света) смешиваются вместе. Получается, что этот упомянутый корень в общем – это Билам (בלעם), – по имени того, что поглощен (נבלע) внутрь акевим[11] Леи, сокрытых внутри Кетера Рахели. Так вот, они (т.е. эти смешанные света) проходят через первый корень Каина, являющийся совокупностью раби Акивы и раби Йоханана бен Закая, и перемешиваются там, и есть у них некоторое удержание и близость друг с другом. И включается упомянутый корень Эвеля внутрь первого корня Каина, называясь по имени “Каин”, и будет считаться принадлежащим ему. И это тайна того, что он зовется раби Хуцфитом-переводчиком, так как он дерзко (хацуф) и напористо выходит из Абы, проламывает и проходит внутри светов Бины, являющихся Каином, как известно, а оттуда выходит наружу.
(351) Относительно Моше (משה) и мудреца Гилеля (הלל). Они оба равны в мере своей скромности, и возраст их одинаков. Так вот, они – тайна двух имен из имени “бен АБ”, и они “ангелы-служители (מה”ש)” у Нее (ללה)”, близкие друг другу. В АБ их имя: “и двинулся”, “и вошел”, “и простер”[12]. И это то, на что намекал Моше “куст”, когда он поднялся на вершину, сказав ему: “я помогал тебе (היה לך לעזרני)”, – аббревиатура “Гилель (הלל)”, что упомянуто в главе “Раби Акива” трактата Шабат. И согласно тому, что я понял со слов моего учителя, благословенной памяти, – хотя он не сказал (этого) в объяснении, – Моше и Гилель из одного корня. И так же раби Элиэзер, который молился как Моше и говорил: “Да будет желание, чтобы исходило от меня”. И так же – Святой учитель наш[13], и так же – Рашби. И как я сообщил тебе выше при объяснении душ, протягивающихся от пяти стадий высших зивугов, что Рашби, мир ему, и Святой учитель наш – это свойства Есодов в Зеир (Анпине) или в Яакове, – так же и Моше – он в Есоде Абы.
(352) Есть нефашот, которые не от аспекта корня святости самой субботы, а от общности добавки субботы, и у них есть только лишь это свойство. Она (т.е. такая нефеш) тоже не может подняться более, чем это свойство, поскольку ее корень только оттуда.
[1] Имеется в виду разбиение нижних сфирот (мэлахим) мира Некудим и падение их в место миров БЕА. В данном случае, по-видимому, – разбиение мэлаха Хесед.
[2] Тора, Берешит, 4:20.
[3] Пророки, Йермияу, 17:8.
[4] Писания, Псалмы, 76:12.
[5] Тора, Дварим, 3:26.
[6] Писания, Диврей а-ямим 1, 12:32.
[7] Так в оригинале. Возможно здесь ошибка, и следует читать “недостает йуд”.
[8] См. Учение о десяти сфирот, часть тринадцатую, ОП, п.205.
[9] Тора, Берешит, 13:9.
[10] Тора, Берешит, 13:8.
[11] Досл.: пятки.
[12] Имеется в виду семидесятидвухбуквенное имя. См. Зоар, главу Бешалах, статью “И двинулся”, “и вошел”, “и простер”.
[13] Раби Йегуда а-Наси.
Также рекомендуем: “Рабаш о значении сомнений и страданий в духовной работе“, “Моше трудно новолуние“, “Названия света: объяснение Бааль Сулама” “Зоар о различии между понятиями “иш (муж)” и “адам (человек)”.