Древнейшие знания человека о мироздании
Книга “Зоар” (“Сияние”) – древнейший источник знаний о тайнах мироздания, месте и роли человека в нем. Написанная во втором веке нашей эры великим каббалистом РАШБИ совместно с девятью его учениками, она таинственно пропала из поля зрения человечества на десять веков. И только в тринадцатом веке – так же таинственно явилась в мир через испанского каббалиста Моше де Леона. Появление этой книги предшествовало выходу европейской цивилизации из мрака средних веков и переходу европейских обществ к эпохе Реннесанса с его гуманистическими идеалами.
Будучи, по сути, каббалистическим комментарием на Пятикнижие Моисея, книги “Святые Писания” и “Пророки”, эта удивительная книга оказала огромное влияние на христианский мир и христианское мировоззрение.
С одной стороны, развиваемые ею основные категории – “справедливость”, “милосердие” и “мир” способствовали возникновению христианских мистических учений и эзотерических взглядов, ограничивая, таким образом, догматизм ортодоксальной церкви.
С другой стороны, заложенные в ней знания о путях достижения категории “истина”, а также – некоторые поразительные для времени ее написания утверждения о строении вселенной послужили развитию философских воззрений европейских ученых – гуманитариев и прорыву в области фундаментальных наук. Достаточно сказать, что такие великие ученые как Исаак Ньютон или Джордано Бруно специально изучали иврит и его обратную “копию” – арамит для того, чтобы изучать каббалу и ее квинтэссенцию – книгу “Зоар”.
Но, как говорится: “знание умножает скорбь”. Великие мудрецы того времени придерживались мнения о том, что раскрытие великого знания людям, которые к этому знанию еще не готовы, может привести к неисчислимым бедствиям. Невозможно дать маленькому ребенку как игрушку то, что может нанести вред ему и окружающим. Человек должен вырасти до уровня, когда он может воспользоваться мудростью великих для пользы всех. Как писал РАШБИ в книге “Зоар”: “Горе мне – если раскрою (истину), – тогда грешники могут воспользоваться во вред. Горе мне, – если не раскрою, – тогда праведники не смогут постичь мудрость”.
Поэтому книга “Зоар”, как и некоторые другие источники великого знания была написана языком, расшифровать который мог лишь человек, достойный этого знания. И оно, поэтому, передавалось из поколения в поколение только путем личного контакта, “от учителя к ученику”, которого учитель считал достойным.
Однако человечество постепенно развивается. И, начиная с пятнадцатого века, раскрытие “тайного” знания становилось все более актуальным. Начало этому распространению было положено трудами великого каббалиста Ари и его учеников. А в двадцатом веке его труды были продолжены и выведены на уровень широкого распространения не менее великим каббалистом Бааль Суламом.
Одной из основных работ Бааль Сулама стал полный комментарий на книгу “Зоар” под названием “Сулам” (“Лестница”), от названия которого он, собственно, и получил свое второе имя. Этот комментарий разъясняет наиболее трудные и запутанные места текста “Зоар” с точки зрения лурианской каббалы (каббалы Ари), и дает ответы на многие вопросы, над разрешением которых многие века бились исследователи принципов мироздания и мироощущения, описанных в этой книге.
С этого момента и далее книга “Зоар” в совокупности с комментарием “Сулам” стала доступной для изучения всеми теми людьми, у которых возникает вопрос о смысле их собственной жизни – в частности, и смысле существования всего человечества и мироздания – в целом.