Продолжение. Первую часть читайте здесь.
Врата Единства и Веры
Глава 4
Сказано: “Ибо солнце и щит АВАЯ Элоким”[1]. Смысл этих слов следующий: “щит” – покров солнца для защиты творений, чтобы они были способны переносить его [жар]. И сказали наши мудрецы: “Во времени грядущем[2] Всевышний вынет солнце из ножен, и грешники будут им покараны и т.д.”[3]. Как покров заслоняет солнце, так имя Элоким заслоняет [скрывает] имя АВАЯ, благословен Он.
Смысл имени АВАЯ – “вызывающий все к существованию из небытия”. Приставка “йуд” [к корню “хэй”- “вав”-“хэй”] указывает на постоянное действие, происходящее в настоящем. Так же Раши понимает и слово “яасэ [делает]”, [согласно комментарию Раши] во фразе: “Так поступает Йов во все дни”[4], – и это жизненная сила, притекающая ежесекундно ко всем творениям от “исходящего из уст Божьих” и “дыхания Его” и вызывающая их из небытия к существованию ежесекундно. Ибо сотворения их в шесть дней творения недостаточно для того, чтобы оно и далее поддерживало их существование, как указывалось выше[5].
В перечислении хвалебных эпитетов Всевышнего написано: а-Гадоль [Великий], а-Гибор [Сильный] и т.д. Слово а-Гадоль указывает на атрибут, называемый Хесед [“доброта”, “милосердие”] и бесконечное и беспредельное распространение[6] жизненной силы во всех мирах и творениях, чтобы они возникали из небытия и существовали в силу “хесед хинам [доброты ничем не заслуженной]”[7]. И [этот атрибут Хесед] называется Гдула [“величие”], ибо он происходит от величия Всевышнего, благословенно имя Его, Его славы и сущности, ибо “велик Всевышний… и величие Его непостижимо”[8], и потому Он также сообщает жизненную силу и возникновение из небытия бесчисленным мирам и творениям, так как “в природе доброго творить добро”[9].
И этот атрибут [Хесед] – хвала, относимая лишь ко Всевышнему, благословенно имя Его, ибо ни одно творение не может создавать из ничего и оживлять. Этот атрибут выше присущих творениям возможностей осознания и постижения. Никакое творение не может разумом осознать и постичь этот атрибут и его способность творить сущее из ничего и оживлять. Сотворение из ничего есть нечто превышающее разум творений, так как оно связано с атрибутом величия Всевышнего, а Всевышний и Его атрибуты представляют собой простое [абсолютное] единство, как написано в книге “Зоар”: “Он и Его атрибуты – одно”[10]. И как никакой ум не способен постичь Творца, так он не может постичь и Его атрибуты. И как никакое творение не способно постичь атрибут, называемый Гдула, то есть Его способность творить из ничего и оживлять, как написано: “Мир строится добротою [Хесед]”[11], совершенно так же оно не способно постичь атрибут Всевышнего, называемый Гвура [“сила”, “ограничение”], – атрибут, ограничивающий и препятствующий тому, чтобы жизненная сила распространялась от атрибута Гдула, спускалась вниз и проявлялась в творениях для оживления и поддержания их существования явно и открыто, но это утаивающий [Его] внутренний [аспект][12].
Жизненная сила скрыта в теле творения, и [кажется], будто тело существует самостоятельно, как будто оно не есть распространение жизненной силы и духовности, – такое же, как распространение солнечного излучения и света, – а некая сама по себе существующая вещь. Но в действительности оно существует не само по себе, а подобно распространению исходящего от Солнца света. В этом и проявляется препятствующая сила Всевышнего, благословен Он, могущий все, – она сжимает жизненную силу и духовность, текущую от “дыхания уст Его” и скрывает ее, чтобы тело творения не обратилось в ничто. Никакое творение не может постичь умом суть этого сжатия и утаения [жизненной силы] и того, что, несмотря на это, тело творения создается из ничего, – так же, как ни один сотворенный ум не способен постичь суть сотворения из ничего.
(Сжатие и утаение жизненной силы называется “сосуды”, а сама жизненная сила называется “свет”[13]. Как сосуд скрывает то, что в нем, так категория ограничения [цимцум] прикрывает и скрывает изливаемый свет и жизненную силу. Сосуды – это [Божественные] буквы[14], и корень их – пять [конечных] букв “мем”-“нун”-“цади”-“пей”-“каф”[15]. Это – пять “препятствующих сил”, которые делят и распределяют дыхание и голос по пяти путям произношения, и это дает начало двадцати двум буквам. Источник пяти “препятствующих [сил]” – буцина де-кардинута [“свет из тьмы”][16], и это – Гвура илаа [высшая Гвура] Атика Йомина[17]. А источник категорий Хеседа – также Хесед Атика Йомина, как известно сведущим в тайном.
[1] Теилим, 84:12.
[2] В Мессианский период. Имя АВАЯ тогда будет светить явно.
[3] Недарим, 8б.
[4] Йов, 1:5.
[5] В гл.2.
[6] Свойство, характеризующее Хесед, – беспредельное распространение и воздействие.
[7] Сила, оживлявшая мир до сотворения человека, когда еще не было “пробуждения снизу”, то есть исполнения заповедей. Ведь уже первому человеку было сказано “возделывать и охранять” рай, что соответствует всем 613 заповедям в двух их аспектах – позитивном и негативном.
[8] Теилим, 145:3.
[9] Р. Цви Ирш Ахкенази, сборник респонсов “Хахам Цви”, разд. 18. Р. Йосеф Иргас, “Шомер Эмуним” 2:14 (цит. каббалистические источники).
[10] Введение к книге Тикуней Зоар. См. Тания, часть 4, посл. 20.
[11] Теилим, 89:3.
[12] См. Тания, часть 1, гл.22.
[13] Сосуды и свет вместе составляют сфирот. Они представляют собой соответственно конечный и бесконечный их аспекты. Сосуды ограничивают бесконечный свет в той мере, в какой это необходимо для того, чтобы конечные по своей природе творения могли его принять. Таким образом, сосуды одновременно и скрывают Божественный свет, и раскрывают его творениям. (Из пояснений последнего Любавичского Ребе)
[14] В гл.1 говорилось, что буквы – это жизненная сила, то есть свет. Здесь же говорится, что буквы – сосуды, то есть ограничение распространения жизненной силы (как облечение мысли в словесную форму ограничивает ее). Сосуды не просто заслоняют свет, они – особая сущность. Буквы, источник многообразия мира, возникают не по природе света, природа которого – простота и неделимость, а оттого, что свет проходит через ограничивающие его сосуды. Так, пройдя многоцветные стекла, свет далее дает цветное освещение, которое не зависит от природы самого света. Однако действует он уже как окрашенный свет. (Из пояснений последнего Любавичского Ребе)
[15] Эти буквы завершают слово, что является актом ограничения, свойственным категории Гвура. (Из пояснений последнего Любавичского Ребе)
[16] То есть свет, уменьшенный и скрытый в процессе сжатия (цимцум). Это – высшая ограничивающая сила (Гвура илаа), определяющая величину и свойства каждого мира, сфиры или творения. (Из пояснений последнего Любавичского Ребе)
[17] Начало эманации – одновременно и нижняя ступень Эманирующего. То есть на самых высоких ступенях жизненная сила и буквы (Хесед и Гвура) имеют тот же корень. (Из пояснений последнего Любавичского Ребе)
Также рекомендуем: “Рабаш об основах возвращения“, “Зоар об источнике всего сотворенного“, “Мир в мире“.