Тания о единстве “Шма Исраэль”. Часть третья

Продолжение. Вторую часть читайте здесь.

Врата Единства и Веры

Глава 5

И об этом сказали наши мудрецы: “Вначале возникла мысль создать мир судом[1], увидел Бог, что [так] мир не устоит, и присоединил к суду милосердие”[2], то есть – раскрытие Божества[3] через праведников, знамения и чудеса, упомянутые в Торе[4]. И в книге “Зоар” об этом сказано, что “наверху, в стороне наивысшей освященности, есть правая и есть левая [категории]”, то есть Хесед и Гвура. И значит, обе последние есть атрибуты Божества, и они выше разума созданий и их [способности] постижения, ибо “Он и Его атрибуты – одно в мире Ацилут”[5]. И даже постижение Моше Рабейну, мир ему, в его пророчестве, достигало мира Ацилут лишь при его [мира Ацилут] облачении в мире Брия, и даже это [постижение] было не на ступени Хесед и Гвура[6], а при их облачении в категориях, которые ниже их ступенью, то есть в категориях Нецах (“победа”, “вечность”), Ход (“великолепие”, “благодарение”), Есод (“основание”)[7], [как это объясняется во “Вратах пророчества”].

И только праведникам в Ган Эдене[8] служит вознаграждением постижение распространения жизненной силы и света, исходящего от этих двух категорий – Хесед и Гвура, и оно – пища душ[9] праведников, которые в этом мире занимались изучением Торы с целью ее исполнения. Ибо от распространения этих двух категорий простирается небо над душами, находящимися в Ган Эдене. И небо это называется “тайна Торы [раза де-орайта]”. И в нем – тайна двадцати двух букв Торы, которая дана через эти две категории[10], как написано: “Из десницы Своей Он дал им огонь Закона”[11]. И с этого неба нисходит роса, которая служит пищей душам, то есть – познание тайны двадцати двух букв Торы. Ибо это небо – “тайна познания”, а Тора – пища для душ в Ган Эдене, заповеди же – их одеяния[12], как все это объясняется (в книге “Зоар”, глава “Ваякель”, стр. 209-210 и в книге “Древо жизни”, врата 44, гл.3)[13].

Глава 6

Элоким – имя, обозначающее атрибут Гвура и ограничение [цимцум]. Поэтому числовое значение его также совпадает со словом “природа [а-тева][14], ибо это имя скрывает свет, который наверху и который творит и оживляет мир, и кажется, будто все в мире существует и происходит естественным образом[15]. Имя Элоким – щит и покров имени АВАЯ, оно должно скрыть свет и жизненную силу, исходящие от имени АВАЯ и творящие из ничего, дабы они не стали явны творениям, отчего последние перестали бы существовать. Но эта Гвура и этот цимцум есть также и Хесед[16], ибо ею [категориями Гвура и цимцум] “строится мир”.

И это – Гвура, включенная в Хесед. В этом взаимном включении друг в друга двух категорий ясно видно, что “Он и Его атрибуты – одно”, ибо это – Его атрибуты. Именно в силу того, что они находятся в абсолютном единении с Ним, они соединены друг с другом и включены друг в друга[17]. Как сказал [пророк] Элияу: “Он – Тот, Кто их связывает и соединяет и т.д. И без Тебя нет единения наверху и т.д.”[18].

В этом и заключается смысл слов: “И тверди сердцу своему, что АВАЯ есть Элоким”[19]. Оба имени находятся в полном единстве, ведь и имя Элоким, ограничивающее и скрывающее свет, так же является категорией Хесед, как и имя АВАЯ, потому что оба эти атрибута Всевышнего, благословен Он, едины с Ним абсолютным единством, и “Он и Его имя едины”, а Его атрибуты – это Его имена[20]. И таким образом ты убедишься, что “в небе наверху и на земле внизу нет более, [кроме Бога]”[21], и вещественная земля, которая всем кажется реально существующей, представляет собой отсутствие и полное небытие пред Всевышним, благословен Он. Ибо имя Элоким скрывает и ограничивает [свет] только для нижних, а не для Всевышнего, так как “Он и Его имя едины”. Поэтому и земля и все, что под землей, есть отсутствие [существования] и полное небытие пред Всевышним, благословен Он, и [все это] не может быть никак названо, [нельзя их назвать] даже “еще [од]”, что говорило бы о подчиненном второстепенном существовании [в том смысле, в каком] сказали наши мудрецы: ” [Обычаи] Иудеи – дополнение [од] к Писанию”[22], подобно тому, как тело второстепенно по отношению к душе и жизненной силе, которая в нем. (Таков смысл слов: “Восхвалю Всевышнего в жизни моей, воспою Богу моему, пока я есть [беоди]”[23], – ведь жизнь происходит от имени АВАЯ, а “дополнение”, то есть тело, нечто второстепенное, происходит от имени Элоким). Ибо душа не творит тело из ничего, но Всевышний творит все из ничего, и все пред Ним – небытие, как солнечный свет в самом Солнце.

И потому в Писании необходимо было предупреждение: “И познай сегодня, и тверди сердцу своему и т.д.” – для того, чтобы ты не помыслил, что небо и все, что в нем, и земля и все, что на ней, есть нечто отдельно и самостоятельно существующее, а Всевышний, благословенно имя Его, наполняет Собой весь мир, как душа, облаченная в тело, и сообщает земле силу взращивания, и силу движения небесным сферам, и движет и управляет ими по Своей воле, как душа движет телом и управляет им по своему желанию. На самом деле такое сравнение совершенно неприменимо, ибо душа и тело в действительности друг от друга раздельны в корне [источнике] своем, ибо корень происхождения тела и сущность его образуется не от души, а от капель отца и матери. И позднее рост его происходит не только [под влиянием] души, а в зависимости от того, что ест и пьет мать в течение всех девяти месяцев, а затем – от того, что он сам ест и пьет. Но это не так в отношении неба и земли. Вся их суть и сущность произведена из абсолютного отсутствия и небытия одним лишь словом Всевышнего и дыханием уст Его, благословен Он. А кроме того, и теперь слово Его стоит навеки и прибывает к ним непрестанно, каждое мгновение, и творит их постоянно из ничего, подобно тому, как солнечный свет исходит от Солнца в самом теле солнечного шара, если вернуться к этому сравнению. Так что они, [небо и земля], совершенно не существуют по отношению к слову Всевышнего и дыханию уст Его, которые едины с Его сутью и сущностью, благословен Он, – как это будет видно при дальнейшем изложении, – подобно тому, как солнечный свет не существует в Солнце[24]. И только действие Его препятствующих сил [гвурот] в атрибуте Гвуры и цимцума заслоняет и скрывает жизненную силу, текущую к ним [творениям] так, что небо и земля и все, что их наполняет, становятся видимыми, как будто они нечто само по себе существующее. Но это сжатие и утаение имеет значение лишь для нижних, а пред Всевышним, благословен Он, все как абсолютное небытие, как солнечный свет в Солнце. Гвура ничего не скрывает, сохрани Бог, пред Ним, благословенным, ибо она не есть нечто само по себе существующее, но АВАЯ есть Элоким.

[1] Суд – то же, что на языке кабалы Гвура. Сказано, что Бог намеревался не управлять миром при помощи суда, а создать им мир. Это ясно показывает, что категория сжатия (Гвура) – не просто ограничение света, а отдельная сущность, иначе нельзя было бы создать ею мир. (Из пояснений последнего Любавичского Ребе)
[2] Раши, комм. к главе Берешит, 1:1; Берешит раба, 12:15.
[3] Суд – это буквы, а милосердие – это свет, он же не связан формой букв, то есть закономерностями нашего мира, поэтому он проявляется в “раскрытии Божества через праведников, знамения и чудеса”, то есть явления, не ограниченные ограничениями природы. (Из пояснений последнего Любавичского Ребе)
[4] Божественный свет, который выше букв и который раскрывается внизу “через праведников, знамения и чудеса”, включен в содержание Торы, а тем самым им также создан мир, так как мир сотворен Десятью речениями, которые приведены в Торе. И так как в буквы включен свет, который выше их и который может снимать ограничивающее действие букв, в мире могут в определенные времена происходить “через праведников знамения и чудеса”. (Из пояснений последнего Любавичского Ребе)
[5] Введение к книге Тикуней Зоар.
[6] Заповеди предполагают, что телесный мир есть “неосвященность”, и только исполнение заповеди возвращает его к освященности Божественной его сути. Возникает вопрос: как может исполнять заповеди праведник, видящий мир в истинной его сущности единым с его Божественным источником? В частности, Моше Рабейну, который и телесным взором видел Божественность мира, как он мог исполнять заповеди? Но и он видел Хесед и Гвура (мира Ацилут, то есть нижней ступени Божественной эманации) не так, как они в Ацилуте, а как они облекаются в нижних ступенях мира Брия (высшего из сотворенных миров) – Нецах, Ход, Есод. И потому мир все же был и для него обладающим существованием, и для него было основание для исполнения заповедей. (Из пояснений последнего Любавичского Ребе)
[7] См. Тания, часть 4, поcл.15.
[8] Ган Эден (рай) находится в мире Брия, и если праведники на земле могут видеть лишь явное раскрытие Божества, то праведникам в Ган Эдене доступно Его постижение, в этом и заключается их неизъяснимое блаженство. (Из пояснений последнего Любавичского Ребе)
[9] “Пища душ” – внутреннее постижение. (Из пояснений последнего Любавичского Ребе)
[10] Тайна включения света, который выше ограничения, в буквы, ограничивающие его. В Торе Хесед и Гвура не противоречат друг другу, они объединены, как написано: “Из десницы (правая сторона, к ней относится также Хесед)… огонь Закона” (огонь – Гвура). (Из пояснений последнего Любавичского Ребе)
[11] Дварим, 33:2.
[12] В раю существует изучение Торы, заповеди же там в виде вознаграждения. Но ведь в раю светят Хесед и Гвура, объединенные воедино, как мы уже видели, а в заповедях Хесед и Гвура разделены (ведь есть заповеди со стороны Хеседа, предписывающие добрые действия, и есть со стороны Гвуры – запреты). Однако если в раю открыто светит Хесед, то существование рая (которое зависит от Гвуры) должно прекратиться. Поэтому необходимо добавить, что заповеди здесь – лишь “одеяния”. Эти одеяния смягчают свет, чтобы души могли вынести его силу (см. Тания, часть 4, посл.29). (Из пояснений последнего Любавичского Ребе)
[13] Здесь закрываются авторские скобки, открытые в конце гл.4. Все заключенное в эти скобки до конца гл.5 представляет собой объяснения на основе кабалы, необходимые для понимания вопросов, возникающих в первых четырех главах.
[14] Буквы еврейского алфавита имеют также числовое значение. Если числовое значение слов совпадает, это показывает, что между ними есть связь.
[15] Живущим на земле кажется, что все в мире происходит в соответствии с законами природы, без участия чего-либо сверхъестественного. Бог не проявляет Себя в природе видимым образом.
[16] Так как Гвура – атрибут Эйн Соф, благословен Он, у которого все в бесконечной степени, следовало бы ожидать и бесконечного действия атрибута Гвура. И так же, как Хесед – бесконечное распространение и сообщение жизни, так и Гвура должна была бы ограничивать до полного разделения и невозможности для творений знания о Творце. Однако ограничение – не самоцель, оно необходимо лишь для того, чтобы мир был сотворен и сохранял существование. И потому на протяжении всех ступеней от самых верхних до нижних в Хесед включена и Гвура для того, чтобы возникающее могло стать существующим. Таким образом, Гвура есть также и Хесед, ибо она не только скрывает, но и дает возможность существования, а с другой стороны, есть Хесед и в Гвура. (Сравнением может послужить темное стекло. Его густой цвет препятствует распространению солнечного света, но его назначение – пропускать ослабленный солнечный свет) (Из комментариев Любавичского Ребе)
[17] Атрибуты взаимно включаются друг в друга и действуют в полной гармонии, отличаясь лишь преобладанием в каждом из них соответствующего качества.
[18] Введение к книге Тикуней Зоар.
[19] Дварим, 4:39.
[20] Атрибуты Бога соответствуют Его именам. Имени АВАЯ соответствует Доброта, Милосердие [Хесед], имени Элоким – Могущество, Сила [Гвура], имени Аднут – Господство.
[21] Единство Бога не только исключает предположение о существовании иных богов, оно означает, что Он – единственно существующий и нет существующих, кроме Него. Вся Вселенная в Нем – небытие. Таков смысл высшего единства, о котором говорится в следующей главе.
[22] Кидушин, 6а.
[23] Теилим, 146:2.
[24] С солнечным светом сравниваются творения, а с Солнцем – жизненная сила, творящая и оживляющая их.

Читать далее…

Также рекомендуем: “Бааль Сулам о каббалистическом смысле “жалобы Луны“, “Что такое “ради Творца“, “Зоар об именах, создающих миры“.