Тания о единстве “Шма Исраэль”. Часть четвертая

Окончание. Третью часть читайте здесь.

Врата Единства и Веры

Глава 7

И таким образом становится понятным утверждение священной книги “Зоар” о том, что “Слушай, Исраэль” – верхнее единство, а “Благословенно имя славы царства Его навеки” – нижнее единство[1]. Ибо слово “навеки [ваэд]” – это “один, един [эхад]” при перестановке букв[2]. Ведь цель и смысл этого ограничения и утаения, которым Всевышний, благословен Он, скрыл и утаил жизненную силу мира, заключается в том, чтобы мир являлся нам как нечто сущее само по себе. Всем известно, что мир сотворен для проявления царства Его, благословенного, а нет царя без народа[3]. Слово “народ [ам]” связано корнем со словом “скрытый, затемненный [oмeмот]”[4], – то, что отдельно, чуждо и отдалено от уровня царя. Даже если бы у царя было много сыновей, он не мог бы над ними царствовать. В той же мере он не может царствовать только над своими министрами, – лишь “в народном множестве великолепие царя”[5].

Имя, указывающее на атрибут царства Его [Малхут], благословен Он, – это “Аднут”. Ибо Он – Властелин [адон] всей земли[6]. И, следовательно, этот атрибут и это имя творят и поддерживают существование мира в том виде, в каком он есть теперь, – реально и отдельно существующим, а не совершенно лишенным бытия. Ибо в случае отдаления этого атрибута и этого имени, сохрани Бог, мир возвратился бы к своему источнику в слове Бога и в дыхании уст Его, благословен Он, и там обратился бы в полное небытие и совсем не назывался бы миром.

Понятие и категория “мир” относимо только к тому, что в пространстве и времени. Пространство – это восток и запад, север, юг, верх и низ, а время – это прошлое, настоящее и будущее. Но все эти категории не относимы к святым высшим атрибутам [Бога][7]. И лишь в связи с атрибутом Малхут, царства Его, благословенного, можно сказать, что Он, благословенный, царствует “наверху без конца и внизу без предела”, а также во всех четырех направлениях. И также в отношении времени [сказано]: “Бог царит, Бог царил, Бог будет царить”[8]. Следовательно, жизненная сила пространства, а также жизненная сила времени и их сотворение – из ничего[9], и их существование все время, пока они существуют, происходят от атрибута Малхут и имени Аднут, благословен Он. И так как Малхут совершенным единством едина с Его сутью и сущностью, благословен Он, как это будет видно далее[10], пространство и время совсем не существуют по отношению к Его сути и сущности, как солнечный свет не существует в Солнце.

И это – соединение имени Аднут с именем АВАЯ. Имя АВАЯ указывает, что Он над временем, что “Он есть, был и будет” одновременно, как сказано (“Раайа меэмана”, глава “Пинхас”[11]). Он также и выше пространства, – Он непрестанно творит все пространство во всех его аспектах: сверху и донизу и во всех четырех направлениях[12].

И хотя Он, благословенный, выше пространства и времени, все же Он пребывает внизу в пространстве и во времени, – а именно [Он] соединяется с Малхут, от которой исходят и получают существование пространство и время, и это – нижнее единство (соединение имени АВАЯ с именем Аднут, благословен Он[13]). А именно – Его суть и сущность, благословен Он, называемая Эйн Соф, благословен Он, наполняет всю землю непосредственно во времени и пространстве, ибо в небесах наверху, и на земле и во всех четырех направлениях все наполнено светом Эйн Соф, благословен Он, в абсолютно равной степени. Ибо Он есть совершенно так же на земле внизу, как и в небесах наверху, ибо все это – категория пространства, не существующая в свете Эйн Соф, благословен Он, и Он облекается в него [в пространство] через Малхут, которая с Ним, благословенным, едина. Но Малхут – это цимцум и утаение, она скрывает свет Эйн Соф, благословен Он, чтобы время и пространство не лишились совершенно своего существования даже для нижних.

И теперь это станет понятным в соответствии со сказанным: “Я, АВАЯ, не изменялся”[14]. Это означает, что совершенно нет никакого отличия: так же, как только Он был до сотворения мира, так только Он есть и после того, как мир сотворен. И таков смысл слов: “Ты – тот же до сотворения мира, Ты – тот же и т.д.”[15], – безо всякого изменения в сущности Его, или в Его знании. Ибо знанием Себя самого Он знает всех сотворенных, ведь все – от Него и не имеет существования по отношению к Нему. И, как писал Рамбам, благословенна его память, “Он – знающий, и Он – знаемое, и Он – само знание – все одно”. И подобное невозможно ни сказать, ни выслушать, и не может сердце человеческое это постичь до конца. Суть, сущность и знание Всевышнего, благословен Он, – все совершенное единство, во всех аспектах и отношениях, во всех видах единства. Его знание по отношению к Его сути и сущности не есть нечто дополнительно присоединенное, как в душе человека знание дополняет суть его и соединено с ней. Когда человек изучает и познает что-либо, в нем была рациональная душа и до этого изучения и познания, а после того, как он это изучил и узнал, знание соединилось с его душой, и так изо дня в день: “Дни говорят, и многие годы сообщают мудрость”[16]. И это не простое, а сложное единство. Но Всевышний, благословен Он, есть простое единство, совершенно безо всякого сложения и без умножения. И потому неизбежно следует, что суть, сущность и знание Его – все совершенно едино безо всякого сложения. И потому так же, как никто в мире из сотворенных не может постичь суть Творца и Его сущность, так же не может он постичь, что собой представляет Его знание. В его возможности лишь уверовать верой, которая выше разума и постижения, в то, что Всевышний, благословен Он, един и единствен, Он и Его знание – все абсолютное единство, и знанием самого себя Он воспринимает и знает всех существующих, верхних и нижних, до мельчайшего червячка и до мельчайшего насекомого, будь оно и в недрах земли. Ничто от Него не скрыто, и знание это совершенно не добавляет в Нем множественность и сложение, ибо это – не что иное, как Его знание о себе, а Его сущность и знание – все одно. И так как это очень трудно представить себе нашим умом, сказал пророк: “Как небо выше земли, так пути Мои выше ваших путей, а Мои мысли выше ваших мыслей”[17], и написано: “Разве может Бога найти испытатель и т.д.”[18], и написано: “Разве у Тебя глаза из плоти, разве Ты видишь как человек?”[19]. Ибо человек все видит и знает внешним для себя знанием, а Всевышний, благословен Он, – знанием самого Себя”. Таковы слова Рамбама. (См. Законы основ Торы[20], а мудрецы кабалы согласились с ним, как это объясняется в книге “Пардес”[21] раби Моше Кордоверо, благословенной памяти.)

И в связи с этим нужно понять заблуждение некоторых, считающих себя мудрецами, да простит им Всевышний. Они впали в заблуждение и неверно истолковали, изучая труды раби Ицхака Лурии, да будет благословенна его память. Они буквально поняли принцип ограничения, – цимцум, упоминаемый там, – что Всевышний, благословен Он, удалил Свою суть и сущность, да сохранит Бог, от этого мира и лишь сверху печется о каждом в отдельности и обо всех творениях, что в небесах наверху и на земле внизу. Однако не только совершенно невозможно понимать цимцум буквально, ибо такое понимание заимствовано из мира материального и перенесено на Всевышнего, который отделен от него [этого мира] мириадами разделений до бесконечности. То, что они утверждают, к тому же и не мудро, ведь они – “верующие и сыны верующих”[22] [и им известно], что Всевышний, благословен Он, знает все творения в этом низком мире и печется о них, и потому Его знание о них не придает Ему множественности или добавления чего-то нового, ибо Он знает обо всем через знание самого Себя, ведь у Него суть и сущность, и знание – все это одно.

И об этом написано в книге “Тикуним”, тикун 57: “Нет места, свободного от Него, ни наверху, ни внизу”, а в “Раайа меэмана”, глава “Пинхас”, написано: “Он охватывает все, и никто не охватывает Его… Он окружает все миры… и ничто не выходит из Его владений наружу, Он наполняет все миры… Он связывает и единит вид с видом его, верх и низ, и сближение четырех элементов[23] только в Нем, ибо Он в них”[24]. И смысл слов “никто не охватывает Его” таков: никто, [даже ни один] из всех высших интеллектов[25], не способен охватить постижением ума суть и сущность Всевышнего, благословен Он, как сказано в книге “Тикуним”: “Сокровенный из сокровенных, и мысль не постигает Его совершенно”[26]. И также в нижнем мире, хотя Он наполняет собою все миры, но не так, как душа человека [наполняет] тело. Душа захвачена телом так, что и она подвергается его влиянию и изменениям, связанным с изменениями тела и его страданием от боли, холода, от жара огня и тому подобного. Но Всевышний не подвергается никаким изменениям в связи с изменениями в этом мире, со сменой лета и зимы, дня и ночи, как написано: “И тьма не темна Тебе, и ночь, как день, светит”[27], ибо Он совсем не захвачен мирами, хотя и наполняет их.

То же следует сказать о понятии “Он окружает все миры”. Когда, например, человек созерцает своим разумом некую мудрость или что-либо материальное, мыслимое им, разум и мысль его охватывает ту вещь обрисованной в его мысли или разуме, однако реально, в действительности, они ее не охватывают. Но у Всевышнего, благословен Он, о котором написано: “Ибо мысли Мои – не ваши мысли и т.д.”[28], – Его мысль и знание, которым Он знает все творения, охватывают каждое из них самым реальным образом, ведь в действительности оно [Его знание] есть жизненная сила творений, вызывающая их из небытия к реальному существованию[29].

А “наполняет все миры” – это жизненная сила, которая облекается в самом сотворенном существе. И она уменьшена великим уменьшением соразмерно с присущей ему природой, как существа конечного и ограниченного своим количеством и качеством, достоинством своим и значением, как Солнце, тело которого конечно и ограничено количественно – величина его приблизительно в 167 раз больше земного шара[30], – а качество и достоинство его – это его свет. Есть также предел его возможности свечения, оно не может светить при бесконечном удалении, ибо оно – конечное творение. Так и все творения конечны и ограничены, ибо “от земли до неба 500 лет пешего пути и т.д.”[31].

Таким образом, жизненная сила, облаченная в них, находится в состоянии большого и сильного ограничения, ибо она должна сначала уменьшиться многократными и значительными ограничениями, пока не возникнут ее силой и светом творения, как они есть – конечные и ограниченные.

Ибо источник жизненной силы – это дыхание уст Всевышнего, которое облекается в Десять речений Торы. Но дыхание уст Всевышнего могло распространиться бесконечно и беспредельно и сотворить количественно и качественно бесконечные и беспредельные миры и оживлять их на веки вечные, а этот мир не был бы сотворен вообще. (Ибо так же, как Всевышний, благословен Он, называется Эйн Соф [Бесконечный], так [же бесконечны] и все Его атрибуты и действия, “ибо Он и Его атрибуты – одно”[32], то есть жизненная сила, исходящая от Его атрибутов – Хеседа и милосердия, и прочих Его святых атрибутов при их облачении в “дыхание уст Его”[33], – “Ибо Он сказал и стало”[34], “мир добротою [Хесед] строится”[35], “и словом Бога и дыханием уст Его”[36], которое становится “сосудом” и “одеянием” этому атрибуту Хеседа, “как та улитка, одеяние которой есть часть ее тела”[37].)

Но Всевышний, благословен Он, уменьшил свет и жизненную силу так, чтобы он смог распространиться от дыхания уст Его, и облек его в сочетания букв Десяти речений и в комбинации комбинаций через смены и перестановки самих букв, числовых значений и их эквивалентов, а каждая смена и подстановка указывает на нисхождение света и жизненной силы со ступени на ступень так, что он может создать и оживить творения, ступень качества и достоинства которых меньше ступени качества и достоинства творений, которые могут быть созданы буквами и словами самих Десяти речений, в которых облекается Всевышний, благословен Он в славе и сущности своей, так как [Десять речений] – это Его атрибуты[38].

Числовое значение указывает на постепенное уменьшение света и жизненной силы, пока не остается от него лишь последний уровень, сумма и количество видов сил и ступеней, заключенных в этом свете и жизненной силе, облаченной в этом сочетании [букв] данного слова.

(И после всех этих и подобных им сжатий, как установила мудрость Его, благословенного, свет и жизненная сила может облечься также и в нижних, в неодушевленных камнях и земле. Если взять, например, камень, то имя, которым он назван [эвен], показывает, что корень его – от [Божественного] имени, числовое значение которого равно 52, [имя БОН, состоящее из букв “бэт” и “нун”[39]], а его дополняет буква “алеф”, и она – от другого имени по причине, ведомой Творцу. Само имя БОН – в высочайших мирах, и только через многие и сильные уменьшения от ступени к ступени от Него спустилась вниз очень и очень небольшая жизненная сила, так что она может облечься в камне, и это – душа неодушевленного, оживляющая и творящая его из ничего ежесекундно, как объяснялось выше[40]. И это – “наполняющий все миры”, а “окружающий все миры” [относится к сотворенному совершенно] иначе.)

И каждая сила и ступень [жизненной силы] может создавать творения в соответствии со своим уровнем также и бесконечно и беспредельно количественно и качественно и оживлять их навеки, так как это сила Всевышнего, благословен Он, распространяющаяся и эманируемая от дыхания уст Его, и нет ей препятствия. Однако их качество не будет на таком же высоком уровне, как качество и достоинство творений, которые могут быть сотворены от самой силы и ступени букв.

[1] Зоар, часть 1, стр.18б.

[2] Зоар, часть 2, стр.134а. Согласно с правилами еврейской грамматики, буквы делятся на несколько групп по принципу их произношения. Внутри каждой группы буквы могут заменять друг друга. Буквы “алеф”, “хэй”, “вав”, “йуд” составляют одну из таких групп. Они служат огласовкой тех букв, за которыми следуют, и произносятся с ними на одном дыхании, а иногда совсем не произносятся. Другая группа – “алеф”, “хэт”, “хэй”, “айн”. Это гортанные, в которых огласовка очень стойкая. Верхнее единство, единство мира Ацилут, – неощущение себя существующим. Нижнее единство – когда сотворенный сознает, что лишь Творец существует, но почувствовать это он не в состоянии. Это отражается в превращении “эхад” в “ваэд”. Источник жизненной силы (“алеф”) продолжается вниз (“алеф” превращается в “вав” – линия продолжения), затем облекается в высшую мудрость (Хохма илаа), но в основном только в семь ее нижних ступеней (“хэт” превращается в “айн”, числовое значение которой 70), затем создаются сотворенные миры через буквы речи (“дибур”, – буква “далет”). Но в слове “эхад” пишется большая буква “далет” (единство с Источником, верхнее единство), а в слове “ваэд” – “далет” обычная, так как в сотворении миров, кажущихся существующими (нижнее единство), участвуют буквы речи, уже реализованной, в полной мере облаченной в форму. (Из комментариев последнего Любавичского Ребе)

[3] Сефер а-Хаим, Геула, гл.2; Рабейну Бахья, Ваешев, 38:2; Пиркей де-раби Элиэзер, гл.3 и др.
[4] См. комм. Раши к Шофтим, 5:14.
[5] Мишлей, 14:28.
[6] Йеошуа, 3:11,13.
[7] То есть к девяти высшим атрибутам, или сфирот. Сфира Малхут – десятый атрибут, самая нижняя ступень из всех десяти.
[8] Из утренних молитв. Стихи из книги Теилим, 93:1,10,16; Шмот, 15:18.
[9] Время – также сущность, сотворенная из ничего, ибо оно зависит от движения творений, а все, что неотделимо от сотворенного, также неминуемо является сотворенным. Время, бесконечно делимое на части, не может быть бесконечным, ибо бесконечность неделима и проста. А как конечная сущность время должно быть сотворенным из ничего.
[10] См. ниже, гл.8.
[11] Зоар, часть 3, стр.257б.
[12] При соединении букв имени АВАЯ с буквами имени Аднут буква “алеф” из имени Аднут стоит на первом месте. Это указывает на существование пространства и времени, но они проникнуты именем АВАЯ, Бесконечного. И в книге Зоар сказано, что молитва “Благословенно имя славы царства Его навеки” выражает нижнее единство. “Царство Его” указывает на конечную, материальную сущность, проникнутую сущностью Бога.
[13] При соединении букв имени АВАЯ с буквами имени Аднут буква “алеф” из имени Аднут стоит на первом месте. Это указывает на существование пространства и времени, но они проникнуты именем АВАЯ, Бесконечного. И в книге Зоар сказано, что молитва “Благословенно имя славы царства Его навеки” выражает нижнее единство. “Царство Его” указывает на конечную, материальную сущность, проникнутую сущностью Бога.
[14] Малахи, 3:6.
[15] Из утренних молитв.
[16] Йов, 32:7.
[17] Йешаяу, 55:9.
[18] Йов, 11:7.
[19] Йов, 10:4.
[20] Мишнэ Тора, книга Мада, Законы основ Торы, 2:9,10.
[21] Шаар маут ве-анъага, 13.
[22] Шабат, 97а.
[23] Огонь, воздух, вода и земля – четыре элемента, из которых складывается все сотворенное, как материальное, так и духовное. См. Тания, часть 1, гл.1.
[24] Зоар, часть 3, стр.225а.
[25] Ангелы, согласно Рамбаму (Морэ невухим, 1:49), бестелесны, существование их не связано с пространством. Друг от друга они отличаются уровнем и объемом постижения, поэтому они названы “высшими интеллектами”.
[26] Введение к книге Тикуней Зоар.
[27] Теилим, 139:12.
[28] Йешаяу, 55:8.
[29] См. Тания, часть 1, гл.48.
[30] См. Мишнэ Тора, книга Мада, Законы основ Торы, 3:8; введение к комм. к Мишне. Разницу между этим определением и утверждением современной астрономии, что Солнце около 5/4 миллиона раз больше Земли, последний Любавичский Ребе объясняет следующим образом: определение современной астрономии имеет в виду объем Солнца, Рамбам же имеет в виду его диаметр. По современным данным, диаметр Солнца равен примерно 110 диаметрам Земли (а не 170, как утверждает Рамбам в другом месте), однако это определение учитывает не все зоны Солнца. Внешние слои Солнца время от времени то сжимаются, то расширяются, и не все они доступны прямому наблюдению (наблюдаются лишь некоторые связанные с ними явления). Поэтому их измерение сопряжено с особыми трудностями. Не учитываются при этих измерениях и протуберанцы. Произведенные измерения показали, что Солнце было расширено – его диаметр превышал более чем в 170 раз диаметр Земли – и впоследствии подверглось сжатию.
[31] Хагига, 13а.
[32] Введение к книге Тикуней Зоар.
[33] “Дыхание уст Его” также бесконечно, и только при облачении в Десяти речениях Торы возможно сотворение конечного мира.
[34] Теилим, 33:9.
[35] Теилим, 89:3.
[36] Теилим, 33:6.
[37] Берешит раба, 21:5.
[38] Пардес, Шаар 2, 3-6. См. ниже, гл.11. В Десяти речениях светит свет десяти сфирот.
[39] Четыре буквы имени АВАЯ могут быть произнесены по-разному. Каждый из этих видов произношения имеет иное числовое значение. См. Тания, часть 1, гл.46, прим. 25.
[40] В гл.1 и 2.

Также рекомендуем: “Закон и суд – имя Творца“, “О понятии “Он и имя Его“, “Зоар о святости единства“.