Врата кругооборотов. Часть пятьдесят пятая

Продолжение. Пятьдесят четвертую часть читайте здесь.

Хаим Виталь

(374) Затем, во второй день Песаха четырнадцатого Ияра, он рассказал мне более подробно. И поведал мне следующее. Знай, что хотя сказано в книге Зоар, что Каин был загрязнен змеем, а Эвель – со стороны Адама, объясняются эти слова так. Вследствие греха Адама Ришона смешались добро и зло, и Каин с Эвелем оба вышли состоящими из добра и зла. В Каине зло многочисленнее из-за нечистоты змея, а в Эвеле многочисленнее добро со стороны Адама и меньше зла со стороны змея. Но хорошая часть Каина – она очень и очень велика по той причине, что был первенцем и взял первородство от части добра, как упомянуто в Зоаре, глава Берешит, стр.36/2 о тайне (отрывка): “А ты будешь разить его в пяту”[1]. А после того, как началось исправление Каина в Кейнане и Меалалеле, как упомянуто в Зоаре, в главе Трума[2], то когда вышли Яаков и Эсав, они были в свойствах Эвеля и Каина. И когда рождались, – родился Яаков, а его рука держалась за пяту Эсава, и это та часть первородства, которую обрел Эсав. И она была добром Каина, которое смешалось со злом, как упомянуто о тайне (отрывка): “А ты будешь разить его в пяту”. По имени этой пяты (акев עקב), которую (Яаков) взял от него, он и был назван Яаковом. А после того, как родился Исашхар, (Яаков) оставил ему в наследство эту хорошую часть от добра Каина, которую взял от Эсава. И это тайна (отрывка): “И лег он с нею в ту ночь”[3], поскольку сам Яаков, который так называется по имени упомянутой “пяты”, отдал ее в Лею в тайне зивуга, а оттуда произошел Исашхар. И написано в мидраше Неэлам Рут, что от Исашхара произошел раби Акива, являющийся упомянутой “пятой”. Затем (Исашхар) воплотился в Надава и Авиу, которые являются двумя половинами гуфа, как упомянуто в Зоаре, в главе Ахарей мот[4]. Затем они воплотились в тайне убара в Пинхасе, которым является пророк Элияу, да будет помянут к жизни в будущем мире, до того времени, когда он ушел в пещеру, ибо вследствие деяния с дочерью Ифтаха они пропали у него, и ушло от него пророчество. Но после того снова обрел их в пещере горы Хорев, как упомянуто в Зоаре. А в то время, когда они ушли от Элияу, благословенной памяти, воплотились в тайне кругооборота в пророка Шмуэля, мир ему. И сказал мне мой учитель, благословенной памяти, что по этой причине показали ему во сне, что мое место было в “пяте”, месте пророка Шмуэля, мир ему. Но затем снова воплотились в Элияу, а после чего воплотились в пророка Элишу, благословенной памяти. Затем (эта нефеш) воплотилась в Хизкияу, царя Иудеи, да будет благословен, потом перевоплотилась в Матитьяу бен Хасмонея, великого коэна, после чего воплотилась в Акавию бен Меалалеля, затем – также в раби Йоханана бен Закая, а после перевоплотилась в раби Акиву бен Йосефа, благословенной памяти. После этого – в рава Йеву Саву из главы Мишпатим (Зоара), затем – в раби Ахая, упомянутого в Гмаре (как) “хрупкий рав Ахай”, – в рава Аху из Шабхи, гаона, автора “Вопросов”. После этого перевоплотилась в гаона раби Дустая, затем – в Аарона а-Леви, внука рава Зерахия а-Леви, автора (книги) “Маор”. Потом перевоплотилась в дона Видаля ди Толоса, автора (книги) “Магид Мишне”, а после этого – в раби Шауля Тристи, потом – в рава Йеошуа Сорейну, затем – в одного юношу по имени Авраам. И после этого – в меня. Я – молодой Хаим.

(375) Затем (учитель) поведал мне подробно о множестве людей из корня моей души, и все они – от свойства моей нефеш. И еще есть другие люди, тоже от свойства моей нефеш, и это те упомянутые: Каин, Кейнан, Юваль, Меалалель, Исашхар, Шела бен Йегуда, Надав и Авиу, Яваль, его отец Лемех, Нахшон бен Аминадав, Натаниэль бен Цоар, Корах, Датан и Авирам, Итро, Пинхас, Отниэль бен Кеназ, Карми – отец Ахана, Самегар бен Анат, Шимшон, Элькана, пророк Шмуэль, Авия бен Шмуэль, Хэвер кейниец, Яэль – жена Хэвера кейнийца, блудница Рахав, коэн Эли, Афалель, Сасми – друг отца Сохава, Йешабах – отец мужа Тамы, Яшуви и Лахэм, Ишай – отец Давида, Авишай бен Церуй, Шима – брат Давида, Доиг и Ахирофель, Авиа бен Рохавам, пророк Элияу, пророк Элиша, Йона бен Амитай, Хилель бейтэлиянин, Навот израильтянин, Миха марештианин, Наум элкосиянин, царь Хизкияу, Менаше бен Хизкияу, коэн Урия, Зехария бен Йеверхияу, Йехезкель, Элиу бен Барахель бузитянин, Ханания друг Даниэля, Недавия – сын царя Йоахима, Ананей бен Элиоани.

А эти – из группы танаим: великий коэн Матитьяу бен Хасмоней, Йоси бен Йоханан из Йерушалаима, Нетай арбалиец, Акавия бен Меалалель, раби Йоханан бен Закай, раби Акива бен Йосеф, раби Йоси галилеянин, раби Нехорай Сава – в Зоаре, конец главы Тецаве, рав Йева Сава из (главы) Мишпатим (Зоара), Йонатан бен Харкинас, Ханания бен Хизкияу бен Гурион, Аба Шауль, великий коэн раби Ишмаэль бен Элиша, раби Хуцфит – переводчик, раби Йоси бен Мешулам святого собрания, раби Йегуда бар Илай, раби Аха бар Йашия, рабан Гамлиэль.

И поведал мне мой учитель, благословенной памяти, что один из товарищей Рашби, который описан в Идре раба, – из корня моей души. И не желал тогда раскрыть его, а также не пожелал объяснить причину. И есть также некоторые другие из танаим, с которыми у меня есть некоторая связь, и я не знаю объяснения этому. Это рав Шамай благочестивый – учитель ребенка из главы Балак, раби Цадок-коэн, раби Кисма – отец раби Йоси бен Кисма, раби Кроспадай – возлюбленный сердца, из Зоара, (глава) Шлах леха.

(Из) амораим это: рав Хуна, глава изгнанников в Вавилоне по времена святого Рабины, которые возносили проклятия во времена раби Хии. Йегуда и Хизкия – сыновья раби Хии. Леви бар Сисай. Раби Шимон бен Йехоцадок, рав Йева Сава – амора, ученик Рабы, отец рава Ханы, а так же он – тесть Ашияна бен Надбаха. Пинхас Ахай Шмуэль, раби Мияша во времена раби Йоханана. Раби Шила из трактата Брахот, с которым произошло чудо. Рав Йеса – амора, и это коэн рав Аси. Рав Цадок – ученик святого Рабины. Раби Йермияу бар Аба – в период Рабы. Раби Халакиа бар Аба, рав Шимон бар Аба. Мар Уква, раби Зарика, рав Схора. Раби Акива – амора, Ула бар Кушев – в период раби Йеошуа бен Леви. Абайе, называемый Нахмани, Рами бар Хама, рав Беваи бар Абайе. Рав Дими из Нехардеи, рав Нехомай, рав Машаршия, Рами бар Йехезкель. Рав Йимер, рав Шмуэль бар Шилат, раби Авин Нагара, Натан Децуцита, глава изгнанников. Раби Танхума де-мин Ноах, рав Йева – отец рава Самы. Рав Сафра – в период Рабины, Рами бар Тамари, Рефрам бар Папа, раби Зеира бар Илель, раби Зеира из Дахбата, учитель и рав Дими который поднялся из Вавилона в землю Исраэля. Раби Хана Багдадский, достопочтимый Бариа де-Рабина, раби Хама бар Бузи, раби Шиша – сын раби Иди, раби Хая из Дафти. Йеошуа бар Зарнукай, он назван в Гмаре “Хия бар Зарнукай”, и это ошибка. Айо, Авдими, Бали, раби Йегуда а-Надуа, раби Табиуми, рав Мэлахив.

(Из) учителей-савораим это: раби Ахай, Раба из Помбадита.

(Из) гаоним это: рав Аха из Шабхи, гаон раби Дустай. Первый гаон раби Цемах – сын гаона раби Платуя, первый гаон раби Нехилай.

(Из) посэким это: раби Шломо бен Адерет, благословенной памяти, рабейну Аарон – внук рава Зерахия а-Леви. Давид Видаль ди Толоса – автор “Магид Мишне”, глава ешивы Йосеф Каро, автор книги “Баит Йосеф”, (комментария) на “Турин”[5], мой брат – достопочтенный рав Моше Виталь, да будет храним и жив образ его. И я, – молодой Хаим.

И знаю, что все они – только из корня свойства нефеш. Но руах многих из них – из другого корня, и даже у раби Акивы его руах был из другого корня, – исключая лишь Абайю, у которого все НАРАН – из моего корня. И получается, что все эти упомянутые воплощения, которые я вспомнил, – от Каина и до меня, Хаима, – все они только в свойстве нефеш. А Шабтай Оцар Пири (שבתי אוצר פירי)[6] – он один из клипот корня моей нефеш.

(376) Относительно постижения мною моей нефеш. (Учитель) спросил о моей душе, и сказали ему, чтобы я постился сорок дней подряд во вретище и прахе, а затем также постоянно практиковал регулярный пост (בה”ב)[7] до истечения двух с половиной лет. И тогда добьюсь ее постижения, – буквально как у него, без какого-либо примешивания ситры ахра, как это произошло с другими.

В другой раз (он) снова  спросил, и ответили ему, что я буду вести себя по-новому, – во-первых полностью во вретище, прахе и посте. И буду вести себя в принижении, и не буду ни над кем насмешничать. И сказал мне, что вся основа моего постижения зависит от этих двух упомянутых вещей в особенности, – принижать себя и не насмешничать.

В следующий раз (он) спросил снова, и ответили ему, что добиться настоящего постижения, буквально как у него, я не могу, пока не истекли у меня два с половиной года. Однако если в течение упомянутого периода я буду вести себя в покаянии, и в частности, буду поститься сорок дней подряд во вретище, и спать во вретище, тогда придет ко мне пробуждение святого духа трижды в три месяца, – неожиданно и внезапно. А после упомянутых двух с половиной лет я постигну (нефеш) полностью, воистину как он. А причина того, что установлены два с половиной года, – в том, что в юности я провел два с половиной года без занятий Торой, и деяния мои тогда не были желанны так, как им положено. А потому мне необходимо покаяние в иные два с половиной года, – полностью как продолжительность того периода.

В один из дней он снова спросил, и ответили ему, что я буду поститься сорок дней во вретище, прахе и рыдании, и в частности, лежать все эти сорок дней ночью на земле, облаченный вретищем. А также положу один камень под голову, и настроюсь на имя АВАЯ, которому в гематрии соответствует (слово) “камень” таким образом: йуд-вав-далет, хэй-хэй, вав-алеф-вав, хэй-хэй. А затем буду практиковать регулярный пост во всех этих упомянутых предписаниях, пока не исполнятся два с половиной года. И буду вести себя все это время в скромности и большом принижении до последнего предела, и также буду остерегаться до предела гнева и раздражительности.

Однажды он снова сказал мне, чтобы я очень остерегался, ибо согласно тому, что сказано ему, на протяжении упомянутого периода должна спутаться моя мысль, и я уже не захочу терпеть ярмо возвращения. И поэтому, поскольку выбор зависит от меня, чтобы я очень остерегался и очень держался этого (пути).

[1] Тора, Берешит, 3:15. См. также Зоар, главу Берешит, статью “И отметил Творец Каина знаком”.
[2] См. Зоар, главу Трума, статью “Каин, Эвель, Шет, Энош, Меалалель”.
[3] Тора, Берешит, 30:15.
[4] См. Зоар , главу Ахарей мот, статью “Надав и Авиу”.
[5] Галахический сборник “Четыре колонны” Яакова бен Ашера.
[6] Не удалось определить значение имени.
[7] Досл: “второй-пятый-второй”, т.е. он должен выполнять пост в каждый понедельник (второй день недели) и в каждый четверг (пятый день недели).

Читать далее…

Также рекомендуем: “Что такое “ради Творца“, “Бааль Сулам о каббалистическом смысле “жалобы Луны“, “Зоар об исправлениях человека в жертвоприношении“.