Рабаш о понятии “сон” в этом мире и в духовной работе. Часть вторая

Окончание. Первую часть читайте здесь.

Барух Ашлаг (Рабаш)

Важность веры, которая присутствует всегда

Статья 6, 1987 г.

А теперь нужно выяснить наш вопрос о том, что написано по поводу Яакова, каким образом это учит нас пути Творца тем, что Тора рассказывает нам его сон и обет, кото­рый он дал, и также то, что обет этот был дан на (определенном) условии, как сказал он: “Если будет”.

В Писании сказано: “И пробудился Яаков от сна своего… и взял камень, который он положил себе изголовьем”[1]. Известно, что “камень” называется “Малхут”. А Малхут называется верой. То есть, – то, что человек хочет понять, а понимание[2] называется “го­лова”. И он берет то понимание, которое у него в голове, и кладет его под голову, то есть веру он помещает в голову, а свое понимание и знание он кладет под голову. По­лучается после такого расположения: вера – наверху, а знание – внизу. И это называется “вера выше знания”. И так можно объяснить слова: “И взял из камней этого места, и положил себе изголовьем”[3]. А слова: “И поставил его памятником”[4], – означают, что он сделал, чтобы “вера выше знания” была бы его состоянием. “Памятник” (“мацева́”) от слова “состояние” (“маца́в”). То есть, его состо­яние – что он хочет построить здание святости, – будет в свойстве “вера выше знания”.

И это, как сказано: “И дал Яаков обет, сказав: “Если будет Господь со мною, то бу­дет Творец мне Господом”[5]. А книга Зоар спрашивает об этом: “Почему не поверил он, а сказал: “Если будет”[6]? И отвечает: “Дело в том, что Яаков сказал: “Мне снился сон, а сны бывают правдивые и бывают неправдивые. Если он сбудется, – я буду знать, что это правдивый сон”[7].

И надо объяснить, что такое этот мир и будущий мир в смысле духовной работы. Этот мир подобен сну, – то есть, как его толкуют, так он и сбывается, как сказали наши мудрецы (трактат Брахот, 55:2): “Все сны идут за устами”, – как сказано: “Как он нам истолковал, так и сбылось”[8]. И на простом уровне понять это трудно: как люди толкуют его (то есть сон), так он и сбывается. И в таком случае, зачем же мне устраивать пост из-за дурного сна? Ведь есть простая идея, что можно пойти к друзьям, и они уж точно истолкуют сон к добру, как сказали мудрецы: “Все сны идут за устами”. И без сомнения есть объяснения на простом уровне.

И объясним это в смысле духовной работы. Итак, Творец создал мир, чтобы нести добро своим творениям. И чтобы не было чувства стыда от блага и наслаждения, чело­век находится в этом мире, являющимся местом для работы, чтобы он смог обрести от­дающие келим, благодаря которым он получит все ради отдачи, и благодаря этому тут не будет места для стыда, так как он получает все согласно заповеди, как сказано выше. И это, как сказано в книге Зоар: Творец обещал Яакову все блага. Но Он сказал это ему через сон, – то есть в этом мире, подобном сну, так, как человек истолковыва­ет его. То есть, если человек идет путем Торы (как сказано в пятой статье 1987г.), выходит, что он дает хорошее толкование тому, что обещал Творец, создав мир с намерением нести добро Своим творениям. Однако это обещание определяется как сон. То есть тем, что человек истолкует обещание “нести добро” как то, что Творец хочет отдавать, он даст толкование, что как Творец – отдающий, так же и человек будет делать все толь­ко лишь на отдачу.

И это называется, что данное Творцом обещание “нести добро”, – это при условии, что человек тоже даст это толкование, то есть нести добро, и это, как сказано выше, как сказали мудрецы: “Как Он милосерден, так и ты милосерден”. Иначе получается, если человек не истолковывает сон как то, что обещание Творца было давать Своим творе­ниям, а он хочет обратного, то есть желает получать ради получения, получается, что он толкует его ко злу. То есть, что добро, которое Творец хочет дать, не может исполниться, так как он не подготовил подходящих келим, в которые могли бы войти добро и наслаждение, то есть чтобы между ними не было разделения, – ведь, как известно, различие формы разделяет духовные объекты надвое.

И отсюда поймем, почему сон идет за толкованием. Имеется в виду, что обещание Тво­рца нести добро Своим творениям зависит от работы человека в этом мире, ибо этот мир похож на сон всего лишь, и все зависит от толкования, которое ему да­ется. Если толкование в этом мире к добру, – то есть все, что делает человек, несет добро, – на отдачу, тогда обещание, данное Творцом, исполнится. А если толкование согласно злому началу, то сон, – то есть работа в этом мире, – о том, что Творец даст все блага, не может исполниться.

И отсюда можно понять слова мудрецов: “Все сны идут за устами”. Имеется в виду, что, если человек произносит своими устами хорошие вещи, то есть всегда говорит, что нужно делать добрые дела, что все ради небес, а не для собственной выгоды, тогда сбудется хороший сон, то есть он удостаивается, как сказали мудрецы (трактат Брахот, 17:1): “Мир твой увидишь ты при жизни твоей, а конец твой – в жизни будущего мира”. Тогда как если уста его истолковали зло, то есть что он говорит, что надо заботиться о собственной выгоде, – это дурной сон, поскольку он истолковал его ко злу. Отсюда по­лучается, что обещание Творца дать благо и наслаждение Он дал в виде сна, то есть в виде этого мира, который подобен сну.

И теперь мы сможем понять условие и обет, и в чем важность этого обета, какое величие в нем заключено. Как сказал он (Яаков), что если Творец исполнит все, что Он обещал ему, что тогда произойдет? Он сделает нечто великое, как сказано: “А камень этот, который я поставил памятником, будет домом Господа”[9].

И отсюда получается, что слова “И взял из камней этого места”[10] означают, что он взял эти камни, то есть понимание, и знание, и мнение из этого места. Ведь у каждого есть свое собственное мнение. И в соответствии с пониманием всякого человека, он должен идти путями Творца только в том месте, где его обязывает разум, но не против своего знания. И говорят, что затем нам и дано знание, чтобы мы понимали, что дела­ем. А он увидел, что, несмотря на то, что у каждого человека свой разум, но он увидел, что Творец, создав творения в природе желания получать, – тут есть только одно мне­ние, то есть любовь к себе, но каждый выражает свою эгоистическую любовь в (своем) особенном разуме. Однако одинаковое во всех них – это желание получать и не более того. Как сказано: “И взял камень – один камень”[11]. То есть, как сказано выше, знание, которое называется камнем, он “кладет себе под голову”. А в голову он взял веру. И знание – ниже веры. А обет был: “Если будет Го­сподь со мною”, – то есть что он удостоится встречи лика Шхины, – как сказано: “Будет Творец мне Господом”[12]. И в любом случае, я не возьму это как основу, а все здание моего дома Творца будет (основано) на свойстве веры выше знания. И это, как сказано: “А камень этот, который я поставил памятником”, – как сказано выше, – “будет домом Господа”[13].

И теперь мы поймем важность обета. Как сказал он, что если Творец поможет ему в добром толковании, – то есть он обретет отдающие келим, подходящие к тому, чтобы в них облачилось высшее благо, и это называется встречей лика Шхины, – в любом слу­чае он желает пользоваться только тем камнем, который он взял вначале, и сделал его, чтобы он стал ему памятником. То есть – камень, который был внизу в его изголовье. И тогда обет состоял в том, что несмотря на то что он удостоится состояния “Господь будет со мной, и будет Творец мне Господом”, а тот камень, который поставил я памятником, будет домом Господа, – он хочет оставаться в свойстве веры, даже когда у него будут все раскрытия. Получается, что вера есть и в катнуте, и в гадлуте. И отсюда мы видим важность веры, ведь обет состоял в том, что даже в гадлуте он не отойдет от нее.

[1] Тора, Берешит, 28:16-18. (16) И пробудился Яаков от сна своего, и сказал: истинно Творец присутствует на месте этом, а я не знал! (17) И убоялся, и сказал: “Как страшно место это!”. Это не что иное, как дом Творца, а это врата небесные. (18) И встал Яаков рано утром, и взял камень, который он положил себе изголовьем, и поставил его памятником; и возлил елей на верх его.
[2] “Понимание” (ивр.: “авана”) созвучно со словом “камень” (ивр.: “эвен”).
[3] Тора, Берешит, 28:11.
[4] Тора, Берешит, 28:18. И встал Яаков рано утром, и взял камень, который он положил себе изголовьем, и поставил его памятником; и возлил елей на верх его.
[5] Тора, Берешит, 28:20-21. И дал Яаков обет, сказав: “Если будет Господь со мною и сохранит меня на этом пути, которым я иду, и даст мне хлеб, чтобы есть, и одежду, чтобы одеться, и возвращусь с миром в дом отца моего, то будет Творец мне Господом”.
[6] Там же.
[7] Зоар, глава Ваеце, комментарий Сулам, п.75.
[8] Тора, Берешит, 41:13. И вот, как он нам истолковал, так и сбылось: меня возвратили на должность мою, а его повесили.
[9] Тора, Берешит, 28:22.
[10] Тора, Берешит, 28:11.
[11] Мидраш Танхума, глава Ваеце.
[12] Тора, Берешит, 28:20-21. И дал Яаков обет, сказав: “Если будет Господь со мною и сохранит меня на этом пути, которым я иду, и даст мне хлеб, чтобы есть, и одежду, чтобы одеться, и возвращусь с миром в дом отца моего, то будет Творец мне Господом”.
[13] Тора, Берешит, 28:22.

Также рекомендуем: “Рассветный сон“, “Четыре мира“, “Бааль сулам о месте исправления и духовной работы в системе мироздания“, “Зоар о смерти и посттижении в мире истины“.