Хаим Виталь о постижении Святого духа. Часть пятая

Продолжение. Четвертую часть читайте здесь.

Хаим Виталь

Врата святости

Часть четвертая

(Предисловие автора ко вторым и третьим вратам)

Я, молодой Хаим, в этом сочинении объединил в сборник все то, что нашел разбросанным в книгах по вопросу постижений человеком в трех видах постижений. Наименьший (вид) в них – сновидение. Второй – это разговор с Элияу, благословенной памяти. Третий, высший в них, – это облачение Святого духа. И эти три вида делятся на два аспекта. Первый аспект – условия, которые должны быть у человека для того, чтобы был достоин постижения. Второй аспект – деяния для постижения. И начну с первого аспекта.

Врата вторые

о способе постижения

1. Раби Пинхас бен Яир говорит: “Проворность приводит к чистоте, чистота – к очищению, очищение – к воздержанию, воздержание – к святости, святость – к смирению, смирение – к страху греха, страх греха – к благочестивости, благочестивость – к Святому духу, Святой дух – к воскрешению мертвых, воскрешение мертвых приходит благодаря Элияу, благословенной памяти”. Есть еще несколько измененных выдержек[1], но я их не привожу.

2. Письмо Рамбана, благословенной памяти, посланное его сыну из Ако в Барселону. “Слушай, сын мой, наставление отца твоего и не оставляй учения матери твоей. Всегда веди себя в разговоре спокойно, – во всех твоих речах со всяким человеком в любое время, – и этим ты спасешься от гнева, который является мерой зла, вводящей в грех человека, как сказали учителя наши, благословенной памяти (Недарим, 22): “Над всяким гневающимся властвуют все виды Геинома”. И сказано: “Удали удовольствие из сердца твоего, чтобы зло прошло из плоти твоей. И нет зла, кроме Геинома”. Также сказано: “И также злодея – на день бедствия”[2]. И когда спасешься от гнева, поднимется в сердце твоем горечь смирения, – наилучшего из всех хороших качеств. Сказано: “Из-за смирения – страх Всевышнего” (Притчи, 22:4)“, – за смирением взойдет в сердце твое свойство трепета, ибо всегда будет дано сердцу твоему: откуда ты пришел, куда идешь, и кто есть ты в жизни своей, – высотой с червя, – а тем более, – в твоей смерти. И перед кем ты будешь давать ответ по счету, – перед Величественным Царем. Как сказано (Мэлахим 1, 8:27): “Ведь небеса и небеса небес не вместят Тебя, – тем более выстроенное людьми”. И сказано (Йермияу, 23:24): “Разве небеса и землю не Я наполняю? – провозгласил Всевышний”. И когда будешь думать обо всем этом, трепет перед Творцом сохранит тебя от греха, и в этой мере будешь радоваться доле своей. Когда же будешь вести себя в мере смирения, скромности перед всяким человеком, боятся Его (Всевышнего, благословен Он) и греха, тогда будет покоиться на тебе дух Шхины, сияние Ее величия, и жизнь будущего мира.

А теперь, сын мой, познай и узри, что тот, кто горделив в сердце своем по отношению к творениям, – он мятежник в Небесном царстве (Малхут), так как гордится он в облачении Небесной Малхут, как сказано (Псалмы, 93:1): “Всевышний – Царь, облаченный гордостью”. И чем же (может) возгордиться сердце человека? Если богатством, – то Всевышний обездоливает и обогащает, а если почетом, – разве он не ради Всесильного, как сказано (Диврей а-ямим 1, 29:12): “И богатство, и слава – от Тебя”, – как же (можно) хвалиться обретенным почетом? Получается, что все равны перед Всевышним, потому что в гневе своем Он унижает высокомерных, и по воле своей возносит униженных. А посему принизь себя, и вознесет тебя Всевышний, благословен Он.

И поэтому объясню тебе как вести себя в мере скромности, и всегда следовать этому. Все твои речения будут тихими, голова твоя склонена, глаза направлены вниз, на землю, а сердце твое – вверх. Не смотри в лицо человеку, разговаривая с ним. Пусть любой человек будет в твоих глазах выше тебя. И если он мудр или богат, ты должен уважать его, а если он беден, а ты богаче или мудрее него, – думай в сердце твоем, что находишься в долгу перед ним, и он праведнее тебя. А если он – грешник, то он – заблудший, и ты измеряешь каждого в мыслях твоих, внутри себя, по себе в любое мгновение. Думай в сердце своем (о том, что) как будто ты стоишь перед Святым, благословен Он, и Шхина над тобой. Ибо величие Его наполняет мир, и речения твои будут в страхе и трепете, как раба перед господином своим. Совестись перед всяким человеком, и если обратится к тебе человек, не отвечай ему громким голосом, – только в спокойствии, как будто перед святым Господином, благословен Он.

Всегда будь осмотрителен при чтении Торы, чтобы мог ее исполнить когда поднимешься от книги. Будешь искать в том, что учил, – есть ли в этом нечто из того, что сможешь исполнить, и будешь тщательно проверять это в своих деяниях утром и вечером. И от этого все твои дни будут в возвращении.

Во время молитвы удали все мирские вещи из своего сердца и приготовь сердце свое Всевышнему, благословен Он. Очищайся в изучении, и обдумывай сказанное, прежде чем оно выйдет из уст твоих. Так поступай во все дни твоей суетной жизни в каждом деле, не греши, и при этом будут твои речи, действия и мысли праведными. И молитва твоя будет достойной, избранной, чистой, намеренной и принятой Всевышним, благословен Он, как сказано: “Уготовь сердца их, да внемлет ухо Твое” (Псалмы, 10:12).

Читай это письмо раз в неделю и не меньше, исполняй и всегда следуй в нем за Всевышним, благословен Он, чтобы ты был успешен на всех путях твоих, дабы удостоился будущего мира, утаенного для праведников. И во веки веков, в любой день, когда возникнет в твоем сердце (желание) спросить, – воззовешь и ответят тебе с небес”. Конец цитаты.

[1] Вероятно, речь идет о выдержках из этой цитаты.
[2] Писания, Притчи, 16:4.

Читать далее…

Также рекомендуем: “Ступени лестницы, избранные статьи. Часть четвертая“, “Рабаш о работе с скромности“, “О подъемах, падениях, – и о между ними