Продолжение. Первую часть читайте здесь.
Предисловие книги Зоар
Ночь невесты (фрагмент)
134) Сказал Ему: «Владыка мира! Я именно об этом и говорю. Если пред Тобой и открыто, что Урия не ложился с ней, – кому же это открыто? Он должен был подождать три месяца. И кроме того, если скажешь Ты, что Давид знал, что тот никогда не ложился с ней, зачем послал его Давид, повелев ему сойтись со своей женой, как написано: “Приди в дом свой и омой ноги свои”[1]»?
135) Сказал Он ему: «Нет сомнения, что не знал он. Однако ждал он более трех месяцев, ведь прошло четыре месяца». Пятнадцатого нисана провозгласил Давид по всему Исраэлю указ идти на войну. Седьмого сивана, под началом Йоава, они пошли и истребили страну аммонитян. И оставались они там сиван, тамуз, ав и элуль. А двадцать четвертого элуля с Бат-Шевой произошло то, что произошло. И в День искупления Творец простил ему этот грех. Но некоторые говорят, что он провозгласил указ седьмого адара, и собрались они пятнадцатого ияра, а пятнадцатого элуля с Бат-Шевой произошло то, что произошло, и в День искупления стало это известно, как написано: «И Творец снял грех твой – ты не умрешь»[2]. Что значит «не умрешь»? Не умрешь от руки Думы́.
Пояснение сказанного. Дума назначен ответственным за прелюбодеяния. Но грех этот был прощен ему (Давиду) в День искупления. И получается, что он не умрет от руки Думы. Однако смерть его была за прегрешение с Урией, которого убил он мечом аммонитян. Как написано: «Ибо Давид делал праведное в глазах Творца и не отступал во все дни жизни своей от всего того, что заповедал Он ему, кроме случая с Урией-хитийцем»[3]. И это означает сказанное ему пророком: «Ты не умрешь»10 – от руки Думы, который наказывает за прелюбодеяния, а только за произошедшее с Урией-хитийцем.
136) Сказал Дума: «Властелин мира! Один вопрос есть у меня относительно него. Ведь он своими же устами произнес: “Как жив Творец, человек, сделавший это, достоин смерти!”[4], и этим обрек себя на смерть. Поэтому я властен над ним» – чтобы предать его смерти. Сказал ему Творец: «Нет у тебя права предать его смерти, ибо покаялся он предо Мной, сказав: “Согрешил я пред Творцом”10, – хотя и не согрешил. Но за грех его в убиении Урии, записал Я ему наказание, и он получил его». Тут же вернулся Дума на свое место в сильной досаде.
Пояснение сказанного. Заповедь обрезания связана со знаком союза имени Творца (Элока)[5]. И вот, в букве «хэй ה» имени Элока (אלוה), т.е. в Малхут, заключены две точки – суд и милосердие[6]. И всё исправление союза состоит в том, чтобы сила суда была спрятана и скрыта, а милосердие раскрыто, и тогда пребывает над ним имя Элока. Ведь, несмотря на то, что есть там также и Малхут, на которую было произведено первое сокращение, и она является свойством суда, от которого питаются все внешние (желания), все же, поскольку она была скрыта и исчезла, и раскрыто только свойство милосердия, исходящее от Бины, у внешних (желаний) нет силы соединиться с ней.
«Но ко всем тем, кто соблюдал святой союз в этом мире, у него нет права приближаться»13. Но тот, кто нарушает этот союз, раскрывает свойство суда в Малхут, т.е. в букве «хэй ה» имени Элока (אלוה), и тут же приближаются к ней все внешние (желания), чтобы питаться от нее. Ибо она их удел и всё питание их. И потому тотчас уходит святая душа, т.е. имя Элока.
Давид относился к Малхут, подслащенной свойством милосердия, и поэтому должен был соблюдать особую осторожность, чтобы не раскрылось в нем свойство суда, имеющееся в Малхут. И поскольку сказал: «Как жив Творец, человек, сделавший это, достоин смерти!»12, и сам вынес приговор нарушившему союз и давшему овечку бедняка страннику, т.е. иной стороне (ситре ахра), что тот достоин смерти, то раскрылось теперь, что он сам должен предстать перед судом ситры ахра, т.е. ангела Думы, и поэтому он хотел завладеть душой Давида. Ведь из-за этих слов раскрылась сила суда, которая была незаметна и скрывалась в нем.
И это смысл слов ангела Думы: «Один вопрос есть у меня относительно него. Ведь он своими же устами произнес: “Как жив Творец, человек, сделавший это, достоин смерти!”[7], и этим обрек себя на смерть», – словами, обрекающими на смерть нарушившего союз. И получается, что он приговорил себя к смерти, поскольку тем самым раскрылось свойство суда, скрытое и затаенное в душе его. «Поэтому я властен над ним» – т.е. у меня есть власть над ним, позволяющая питаться от его души.
И это смысл сказанного ему Творцом: «Нет у тебя права предать его смерти, ибо покаялся он предо Мной, сказав: “Согрешил я пред Творцом”10, – хотя и не согрешил». Своими же словами, которыми обрек себя на смерть, он раскрыл свойство суда относительно ситры ахра, подобно нарушающему свой союз. И ангел Дума захотел завладеть его душой и утянуть ее в ад. Сказал Творец, что покаялся он уже и раскаялся в прелюбодеянии, хоть и не совершал в этом никакого греха. Таким образом, это раскаяние выручило его, несмотря на то, что он обрек себя на смерть. И потому «нет у тебя права» приближаться к нему.
«Но за грех его в убиении Урии, записал Я ему наказание, и он получил его» – т.е. «за грех убиения Урии мечом аммонитян, он уже получил от Меня свое наказание, и тебе здесь нечего делать. Ведь ты отвечаешь только за прелюбодеяние». «Тут же вернулся Дума на свое место в сильной досаде» – т.е. на место свое при входе в ад.
137) И об этом сказал Давид: «Если бы Творец не помог мне, то совсем немного – и была бы душа моя безмолвной»[8]. «Если бы Творец не помог мне» – т.е. если бы Он не стал моим стражем и попечителем против ангела Думы, «то совсем немного – и была бы душа моя безмолвной». «Совсем немного» – т.е. величиной с тонкую нить, которая пролегает между мной и иной стороной, для того чтобы не была «душа моя безмолвной (дума́)» – т.е. с ангелом Дума́ в аду.
Пояснение сказанного. Давид – это Малхут, и сказано о ней: «Ноги ее нисходят к смерти»[9]. Ведь она представляет собой окончание святости, от которой питаются ситра ахра и клипот, как сказано: «И царство (малхут) Его над всем властвует»[10]. Однако когда Малхут исправлена свойством милосердия[11], она считается двумя точками – точка суда от нее самой и точка милосердия, которую она получила от Бины, и суд в ней незаметен и скрыт, и только милосердие в ней находится в раскрытии.
И благодаря этому исправлению у ситры ахра есть всего лишь слабое мерцание от свечения Малхут, и это только свойство «шореш (корень)», достаточное для существования клипот. Однако у них нет никакой силы распространения. И этот корень также носит название «тонкая нить», означающее, что у грехов – тонкий корень. Как сказали мудрецы: «Вначале он подобен паутине, а в конце становится словно оглобли тележные»[12]. И тонким он называется потому, что суд незаметен и скрыт в точке милосердия.
Однако тот, кто нарушает Его союз, вызывает раскрытие точки суда в Малхут. И тогда клипот приближаются к ней и, вобрав в себя вдоволь от ее изобилия, получают силы для широкого распространения. А человек, делающий это, собственными руками губит душу свою, как сказано: «От дыхания Творца исчезают они». Но когда он удостаивается, то совершает возвращение и вновь производит исправление Малхут свойством милосердия. И это называется «возвращение (тшува́ תשובה)», от слов «ташув хэй תשוב ה (возврати хэй)», т.е. он возвращает ее на свое место в свойстве милосердия, и сила суда снова прячется внутри нее и проявляется лишь в виде слабого мерцания.
«”Если бы Творец не помог мне”16 – если бы Он не стал моим стражем и попечителем» – т.е. Он принял его раскаяние и удалил ангела Думу на свое место, так как Он снова вернул Малхут на свое место, в свойство милосердия, а от свойства суда оставил только слабое мерцание. «”Совсем немного”16 – т.е. величиной с тонкую нить, которая пролегает между мной и иной стороной» – т.е. только в той небольшой мере, которая обязана оставаться между Малхут и ситрой ахра, чтобы обеспечить ее существование с помощью слабого свечения, называемого тонкой нитью, «т.е. величиной с тонкую нить, которая пролегает между мной и иной стороной, для того чтобы не была “душа моя безмолвной (дума́)”». И эта мера спасла Давида от того, чтобы не попал он в руки ангела Думы. Другими словами, если бы сила суда в Малхут не стала снова величиной с тонкую нить, был бы он уже в руках Думы.
[1] Пророки, Шмуэль 2, 11:8. «И сказал Давид Урии: приди в дом свой и омой ноги свои. И вышел Урия из дома царя, и последовал за ним дар от царя».
[2] Пророки, Шмуэль 2, 12:13. «И сказал Давид Натану: согрешил я пред Творцом… И сказал Натан Давиду: и Творец снял грех твой – ты не умрешь».
[3] Пророки, Мелахим 1, 15:5. «Ибо Давид делал праведное в глазах Творца и не отступал во все дни жизни своей от всего того, что заповедал Он ему, кроме случая с Урией-хитийцем».
[4] Пророки, Шмуэль 2, 12:5-7. «И сильно разгневался Давид на этого человека, и сказал он Натану: (как) жив Творец, человек, сделавший это, достоин смерти!» …И сказал Натан Давиду: «Ты тот человек!»
[5] См. п. 131.
[6] См. выше, статью «Две точки», пп. 120-124.
[7] Пророки, Шмуэль 2, 12:5-7. «И сильно разгневался Давид на этого человека, и сказал он Натану: (как) жив Творец, человек, сделавший это, достоин смерти!» …И сказал Натан Давиду: «Ты тот человек!»
[8] Писания, Псалмы, 94:17. «Если бы Творец не помог мне, то совсем немного – и была бы душа моя в безмолвии».
[9] Писания, Притчи, 5:5. «Ноги ее нисходят к смерти, на преисподнюю опираются стопы ее».
[10] Писания, Псалмы, 103:19. «Творец в небесах утвердил престол Свой, и царство Его над всем властвует».
[11] См. выше, статью «Две точки», п. 122.
[12] Вавилонский Талмуд, трактат Сукка, лист 52:1.
Также рекомендуем: “Рабаш о единственном, чего не хватает человеку“, “Обобщающее введение“, “Зоар о важности обретения руаха и нешамы в духовной работе“.