Окончание. Вторую часть читайте здесь.
Предисловие книги Зоар
Ночь невесты (фрагмент)
138) Поэтому человек должен остерегаться говорить подобное тому, что сказал Давид. Ведь он не может сказать ангелу Думе: «Это ошибка»[1], как в случае с Давидом, когда Творец выиграл суд у него (у Думы). «Зачем тебе гневить Творца голосом своим»21 – голосом, произнесшим это, «и губить дело рук твоих»21 – иначе говоря, святую плоть, т.е. святой союз, который он нарушил, и утягивается в ад ангелом Думой.
Пояснение сказанного. Существует два вида возвращения:
- Возвращение от страха, когда злодеяния для него становятся подобными заблуждениям[2];
- Возвращение от любви, когда злодеяния для него становятся подобными заслугам22.
Дело в том, что до окончательного исправления, пока еще нужна в мире сила суда, как написано: «А Творец сделал так, чтобы боялись Его»[3], Малхут, что бы то ни было, обязана поддерживать существование ситры ахра в мере слабого свечения, чтобы не исчезли клипот и ситра ахра. И поэтому всё исправление Малхут в двух точках – милосердия и суда. Только суд спрятан и скрыт, а милосердие раскрыто. И потому есть в ней страх, так как она относится к свойству «Древо познания добра и зла»: если удостаивается человек – становится добром, а если нет – то злом.
И получается, что возвращение, которое мы совершаем в течение шести тысяч лет, это только «возвращение от страха, когда злодеяния для него становятся подобными заблуждениям». Ведь благодаря возвращению мы снова приводим Малхут к свойству милосердия, и суд таится в ней как «слабое мерцание» и «тонкая нить», поскольку Малхут всё еще обязана оставаться в свойстве страха. И поэтому называется это возвращением от страха.
И эта тонкая нить, которая обязана оставаться, называется «заблуждения», поскольку заблуждающийся не сам совершает этот грех, а заблуждения приводят человека к прегрешениям по злому умыслу. Ведь человек не совершит грех по злому умыслу, если до этого он не впал в какое-либо заблуждение. И это именно та тонкая нить, которая остается в Малхут. Ведь, хотя она на самом деле осталась, это не грех, и только по той причине, что этот суд скрыт, мы приходим к злодеяниям. И поэтому сказали мудрецы: «Вначале он подобен волосу», – т.е. как эта тоненькая нить, а потом, если не берегут союза как подобает, «он становится словно оглобли тележные»20 – потому что раскрывается свойство суда в Малхут.
И это означает, что Дума «стоит на пороге в ад», потому что он представляет собой силу этой тонкой нити, являющейся только порогом, о котором говорится, что «вначале он подобен волосу». И потому называется такой вид нашего возвращения как бы искуплением наших грехов и превращением их в заблуждения, так как остается тонкая нить, способная привести нас к злому умыслу. А второй вид возвращения, от любви, приводит к тому, что злодеяния становятся заслугами[4].
«Поэтому человек должен остерегаться говорить подобное тому, что сказал Давид» – т.е. он не должен говорить того, что приводит к раскрытию свойства суда в Малхут, как сделал Давид, поскольку не может он сказать ангелу Думе, что «это ошибка». Ведь он не уверен, что сможет сейчас же совершить возвращение, чтобы прегрешение было прощено ему, словно являлось заблуждением, как это произошло с Давидом, «когда Творец выиграл суд у него (у Думы)».
Ведь поскольку Давид «делал праведное в глазах Творца»[5], и не было у него ни одного прегрешения «во все дни жизни его»25, «кроме случая с Урией»25, то Творец стал «его стражем и попечителем» и сразу же помог ему совершить возвращение. И был искуплен его грех, став полностью подобным заблуждению, как сказано: «Если бы Творец не помог мне, то совсем немного – и была бы душа моя безмолвной»16. Однако другим людям следует бояться, ведь не смогут они сказать перед ангелом, что «это ошибка», и попадут в руки Думы в аду.
«”И губить дело рук твоих” – иначе говоря, святую плоть, т.е. святой союз, который он нарушил, и утягивается в ад ангелом Думой». Исправление святого союза называется делом рук наших, как написано: «И дело рук наших утверди»[6]. А святая душа называется святой плотью, как сказано: «Из плоти своей я постигну Творца»[7], потому что из-за раскрытия суда в Малхут нарушается исправление союза, и душа его утягивается в ад Думой.
«И поэтому: “О деле рук Его повествует небосвод”[8]». Слова «И поэтому» указывают на всё сказанное равом Амнона Саба далее[9]. Ведь после того, как там подробно объясняется исправление союза, как с помощью вознаграждения, так и с помощью наказания, и что по этой причине исправление союза называется делом рук наших, он выясняет окончательное исправление в тот день, когда небеса становятся женихом, входящим под свою хупу с невестой. И поэтому, говорится здесь о конце исправления: «О деле рук Его повествует небосвод». Ведь тогда раскроется, что все эти исправления – не дело рук наших, а дело рук Его. И об этом повествует небосвод, на который был произведен большой зивуг «рав пэалим, мекавцеэль (многодействующий, собирающий)»[10]. И «повествует» – это раскрытие нисхождения блага.
И знай, что в этом всё отличие, которое имеется между этим миром до исправления и состоянием окончательного его исправления. Ведь до своего окончательного исправления Малхут называется Древом познания добра и зла, потому что Малхут – это управление Творца, проявляющееся в этом мире. А до тех пор, пока получающие не достигли завершения исправления, когда они смогут получить совершенное благо, задуманное для нас Творцом в замысле творения, управление должно осуществляться посредством добра и зла, вознаграждения и наказания. Ведь наши принимающие желания все еще загрязнены получением ради себя, которое помимо того, что очень ограничено по своим свойствам, еще и отделяет нас от Творца.
А совершенное благо, в безграничной мере, задуманной для нас Творцом, возможно получить только в отдаче, являющейся наслаждением без всякого ограничения и сокращения. Тогда как получение ради себя очень ограничено и кратковременно, потому что пресыщение тотчас гасит наслаждение. Поэтому сказано: «Все сделал Творец ради Себя»[11] – то есть все действия, происходящие в мире, изначально были сотворены лишь с целью доставить Ему наслаждение.
И становится очевидным, что люди в мирских делах действуют совершенно противоположно тому, ради чего они были изначально созданы. Творец говорит: «Весь мир создан для Меня», – как написано: «Все сделал Творец ради Себя»31. И также: «Каждого, названного именем Моим, для славы Моей сотворил Я его»[12].
Но наше отношение полностью противоположно. Мы заявляем, что весь мир создан только для нас. И мы хотим наполнить чрево свое, поглотив все блага мира ради собственного удовольствия и тщеславия. Поэтому не удивительно, что мы еще не достойны получать Его совершенное благо. И поэтому нам дано изведать управление добром и злом, осуществляемое посредством вознаграждения и наказания. Ведь одно зависит от другого, т.е. вознаграждение и наказание определяются добром и злом. Ибо поскольку мы пользуемся получающими келим противоположно их прямому назначению, мы обязательно ощущаем действия управления, как зло относительно нас.
И закон таков, что творение не может принять от Творца зло в явном виде. Ведь если творение будет воспринимать Его как творящего зло, это нанесет ущерб величию Творца, так как не подобает такое совершенному Действующему. Поэтому, когда человек ощущает зло, в той же мере довлеет над ним отрицание управления Творца, и скрывается от него Действующий свыше. И это самое большое из всех наказаний в мире.
Таким образом, ощущение добра и зла в управлении Творца определяет ощущение вознаграждения и наказания. Ведь прилагающий усилия, чтобы не потерять веру в Творца, хотя и ощущает управление, как недоброе, обретает вознаграждение. А если не желает прилагать усилий, то получает наказание, так как он расстался с верой в Творца.
И получается, что хотя один лишь Творец совершал, совершает и будет совершать все эти деяния, это остается скрытым от ощущающих добро и зло, ибо в час, когда приходит зло, ситре ахра дается сила скрывать Его управление и веру в Него, и они подвергаются тяжелому наказанию отделением, и их переполняют сомнения в вере. А когда они совершают возвращение, то соответственно этому получают вознаграждение и могут снова слиться с Творцом.
Однако путем управления вознаграждением и наказанием, уготованного Творцом, мы в конечном счете удостаиваемся окончательного исправления. Потому что все люди придут к исправлению принимающих желаний (келим), чтобы доставлять наслаждение своему Создателю, в мере написанного: «Все сделал Творец ради Себя», – как и были они сотворены с самого начала. Тогда раскроется большой зивуг парцуфа Атик Йомин, и мы придем к возвращению от любви, когда все злодеяния обращаются в заслуги, а все беды – в великие благодеяния.
И тогда во всем мире раскроется личное управление Творца, чтобы все видели, что только Он один совершал, совершает и будет совершать все эти деяния и действия, предшествующие им. Ибо теперь, после того как зло и наказание уже превратились в благодеяния и заслуги, дается возможность постичь Вершащего их, так как они уже подобают делу рук Его. И теперь они будут восхвалять и благословлять Его за те беды и наказания, которые представлялись им в свое время.
И это центральная точка данной статьи. Ведь до этого момента исправления тоже считались делом рук наших, и поэтому мы получали за них вознаграждение и наказание. Однако в большом зивуге (слиянии) конечного исправления раскроется, что всё, и исправления, и наказания, являются только делом Его рук, как написано: «О деле рук Его повествует небосвод»28 – потому что большой зивуг на небосводе сообщит, что всё это «дело рук Его», и только лишь Он один совершал, совершает и будет совершать все эти деяния.
[1] Писания, Коэлет, 5:5. «Не давай устам твоим вводить в грех плоть твою, и не говори перед ангелом: “Это ошибка!” Зачем тебе гневить Творца голосом своим и губить дело рук твоих?»
[2] Вавилонский Талмуд, трактат Йома, лист 86:2.
[3] Писания, Коэлет, 3:14. «Я узнал: все, что создает Творец, – это будет вовек: Нельзя ничего прибавить, и нельзя ничего отнять, А Творец сделал так, чтобы боялись Его».
[4] См. выше, п. 126.
[5] Пророки, Мелахим 1, 15:5. «Ибо Давид делал праведное в глазах Творца и не отступал во все дни жизни своей от всего того, что заповедал Он ему, кроме случая с Урией-хитийцем».
[6] Писания, Псалмы, 90:17. «И да будет милость Творца Всесильного нашего на нас, и дело рук наших утверди для нас, и дело рук наших утверди».
[7] Писания, Йов, 19:26. «И под кожей моей вырезано это, и из плоти своей я постигну Творца».
[8] Писания, Псалмы, 19:2. «Небеса рассказывают о величии Творца, о деле рук Его повествует небосвод».
[9] В п. 139.
[10] См. выше, статью «Погонщик ослов», п. 92.
[11] Писания, Притчи, 16:4. «Все сделал Творец ради Себя, и даже нечестивого оберегает Он в день бедствия».
[12] Пророки, Йешаяу, 43:7. «Каждого, названного именем Моим, для славы Моей сотворил Я его, создал Я его и сделал Я его».
Также рекомендуем: “Рабаш об основах возвращения“, “Тания о едтинстве “Шма Исраэль“, “Бааль Сулам о каббалистическом смысле понятия “Мордехай“.