Продолжение. Пятую часть читайте здесь.
Хаим Виталь
Врата святости
Часть четвертая
3. Написано равом Ицхаком из Ако, благословенной памяти, со слов рава Моше, ученика рава Йосефа Гикатильи, благословенной памяти, что слышал он из уст своего учителя, упомянутого рава Йосефа: человек, который изольет свое сердце для исправления его качеств, выпрямления своих путей и действий, и будет стремится затем к смирению с целью совершенства, будучи униженным и не унижаемым, слышащим свой позор и не отвечающим, – над ним тотчас воцарится Шхина. И он не должен будет учиться у (человека из) плоти и крови, ибо дух Всесильного обучит его.
4. Нашел я, что написано в трактате Кала, раздел “Будешь судить друга своего…”: “Сказал Аба Элияу, благословенной памяти: Тора всегда толкуется тому, кто не придирчив, также и я раскрыт только тому, кто не педант. Счастлив тот, у кого несчастье, и тот, кто обитает с ним. Опора его в том, что он сын будущего мира”.
5. Написано в книге “Завет покоя” о первом пути: “Хохма наделяет ликом своим в трех местах. Первое (место) – в стороне севера, месте Гвуры: принижение гордыни, установление страха перед ее умножением. И это место называется именем “место трепета, которое опаляет”. И это имя “АГЛА (אגלא)”[1], включенное в Тору, – действие действий без чистоты, протягивающихся в линии трепета. Второе место, в котором наделяет лик ее, – это место смирения, и его имя называется “покой”. Это имя “Йеадриэль[2] – Бог Исраэля (יהדריאל אלהי ישראל)”. Третье место – это место радости, и названо именем “Мипришмиа (מפרישמיה)”[3]. Тот, кто желает научиться мудрости, будет в слиянии с тремя этими достоинствами: трепетом, смирением и радостью. Он будет страшиться греха, будет смиренным и будет радоваться своей доле. А когда достигнет понимания этих трех достоинств, – обретет мудрость”.
6. Промолвил затворник: “Желающий удостоиться уединения, дабы покоился на нем мир, должен установить три эти вещи и отдаляться от их противоположности. И тогда будет покоиться на нем мир при жизни его, а тем более, после его смерти. И они таковы: будет рад доле своей, будет любить только уединение и будет избегать власти и почета.
7. Написано в Книге приверженцев, п.363: “У остерегающегося в том, чтобы говорить правду полностью обо всем, сновидения осуществляются буквально подобно пророчеству”.
8. Рассказ об одном человеке, который постился много дней, делал некоторые благодеяния и обеспечил несколько сирот, но стремился к власти. Он пришел к затворникам, которые достигли уровня пророчества, и сказал самому великому из них: “Господин мой, по милости твоей извести меня о той причине, почему после того, как сделал я все эти добрый деяния, – почему не удостоился я ступени пророчества, чтобы предсказывать будущее как ты?”. Ответил он ему: “Возьми мешок, наполненный инжиром и орехами и повесь себе на шею. Выйди на улицу города перед старейшинами города, его уважаемыми людьми, группой молодых людей, и скажи им: “Тот, кто хочет, чтобы я дал ему инжира и орехов, пусть ударит меня по шее, а затем по щеке”. И если сделаешь так много раз, возвратись ко мне, и я укажу тебе путь достижения истины. Сказал ему (этот человек): “Господин мой, как это возможно для такого человека, как я?”. Ответил (затворник) ему: “Поскольку в твоих глазах это большое дело, – только это самый простой путь, который ты должен проделать, если желаешь, чтобы душа твоя увидела свет истины”. Тотчас встал он и ушел в отчаянии.
9. Свидетельствовал мне рав Элияу Видаш, благословенной памяти, автор (книги) “Начала мудрости”, от имени своего учителя рава Моше Кордоверо, благословенной памяти, автора книги “Цитрусовый сад”, что все те, кто желает знания, стремятся приучать себя к святости, очищению и страху греха. И особенно в тот день, ночью, после того, как скажет (в установленном) порядке воззвание Шма на кровати, уединится некоторым образом в своем разуме, без других раздумий вообще. А затем будет размышлять над своим вопросом, пока не погрузится в сон и не уснет. И будет в доме один, – в месте, где не он пробудится и не разбудит его никакой человек. И тогда ответят на его вопрос во сне, но будет остерегаться, чтобы не был прерван его сон.
10. Написано равом Ицхаком из Ако, благословенной памяти, об условиях воздержания и уединения: чтобы отдалялся от обвинений, злонамеренности и преступлений, которые причиняют изгнание света Шхины из души грешника. Ибо если люди – злодеи, прервется (связь) между их душами и светом Шхины, и останутся во тьме, но будет поздно. А если они добры, – с ними сияние света Шхины.
[1] Считается, что это имя – аббревиатура слов “Ты, Всевышний, могуч вовеки (אַתָּה גִּבּוֹר לְעוֹלָם אֲדֹנָי)”, – составной части молитвы амида. С пятнадцатого столетия использовалось для изготовления талисманов, в т.ч. от огня.
[2] Возможно, это имя – производное от имени Адар (величие, великолепие), – одного из названий мира Ацилут, – и может быть прочитано как “Величественный Бог”.
[3] Возможно, это составное имя, и может быть прочитано как: “от плода – имя Творца”.
Продолжение следует…
Также рекомендуем: “Работа в сердце“, “Зоар о сновидении“, “О подъемах и падениях и о “между ними“.