Бааль Сулам о понятии “мир”. Часть четвертая

Окончание. Третью часть читайте здесь.

Йегуда Ашлаг (Бааль Сулам)

Мир

Раби Акива описывает нам два типа людей.

Первый тип, – считающие, что “лавка открыта”, и относящиеся к этому миру, как к открытой лавке без хозяина-лавочника. И о них говорит он: “Книга открыта, и пишет рука”. То есть, несмотря на то, что они не видят никакого учета, всё равно все их дела записываются в книгу, как сказано выше. Так действует закон развития, отчеканенный в творении не по воле человечества, когда действия грешников поневоле порождают действия хорошие.

Второй тип людей называется “желающими взять взаймы”. Это те, кто считаются с хозяином, и когда берут что-либо в магазине, то не просто берут, а берут взаймы, обещая хозяину заплатить установленную цену, то есть удостоиться при помощи займа конечной цели. И о них говорит он: “Каждый, кто хочет взять взаймы, пусть придет и возьмет”.

И возникает вопрос: в чем разница между первым типом, к которым конечная цель приходит по принуждению, через закон развития, и вторым типом, к которому конечная цель приходит через собственное закрепощение в работе Творца? Разве оба типа не равны в достижении цели?

И раби Акива продолжает: “Но сборщики налогов постоянно возвращаются, и каждый день взимается плата с человека, – с ведома ли его, или нет”. А истина в том, что и те, и другие оплачивают свои долги соответственно мере долга, каждый день. И как особые силы, появляющиеся во время работы Творца, определяются как преданные сборщики налогов, каждый день взимающие долг в точном размере, до полного его погашения, точно так же прочные, незыблемые силы, отпечатанные в законе развития, считаются надежными сборщиками налогов, ежедневно и в постоянном размере взимающими долг, пока он не будет уплачен полностью. И об этом слова его: “И сборщики налогов постоянно возвращаются, каждый день требуя плату с человека”.

Однако есть между ними различие и огромное расстояние, выражающееся в определении “осознанно” и “неосознанно”. Люди первого типа, чьи долги взимаются сборщиками налогов со стороны закона развития, возвращают свои долги “неосознанно”. Бушующие волны, поднятые ураганным ветром закона развития, настигают их, толкают сзади, и заставляют творения шагать вперед. Таким образом, оплата долга взимается насильно, через непомерные страдания от проявления сил зла, давящих на них сзади.

Люди же второго типа возвращают свой долг, коим является достижение цели, “осознанно”, по собственному желанию, – тем, что вновь и вновь выполняют особые работы, ускоряющие развитие чувства осознания зла. Выполняя эту работу, они выигрывают дважды.

Первый выигрыш в том, что эти силы, проявляющиеся из работы Творца, являются им в виде притягательной силы, подобно магнетической страсти, и они спешат и тянутся к ним по собственному желанию, движимые чувством любви. И нет надобности упоминать, что при этом пропадают все горести и страдания, присущие первому типу.

Второй выигрыш в том, что они ускоряют для себя желанную цель. И именно они – праведники и пророки, удостаивающиеся и постигающие цель в каждом поколении.

И огромное отличие между теми, кто платит осознанно, и теми, кто делает это неосознанно, заключается в преимуществе света наслаждения и радости перед тьмой страданий и болезненных ударов. И сказано еще: “И есть им на что надеяться, и суд – суд справедливый”. То есть, тем, кто платит осознанно и по собственному желанию, он обещает, что “есть им на что надеяться”. В работе Творца заключается великая сила, способная привести их к возвышенной цели. И им стоит взвалить на себя бремя Его работы. А о тех, кто платит долги неосознанно, говорит: “И суд – суд справедливый”. На первый взгляд, кажется странным управление Творца, что позволяет и дает власть всем тем несправедливостям и страданиям, которые проявляются в мире, и человечество безжалостно поджаривается в них. И об этом говорится, что этот суд – “суд справедливый”, потому что все исправлено и готово к трапезе, в соответствии с конечной справедливой целью.

И высшее наслаждение раскроется в будущем, вместе с достижением творениями конечной цели Творца, когда любой труд, любое усилие и страдания, проходящие кругооборот в поколениях и во времени, напоминают нам образ хозяина дома, который трудится и совершает огромные усилия, чтобы приготовить роскошную трапезу для приглашенных гостей. А ожидаемая цель, которая, в конце концов, должна быть достигнута, напоминает трапезу, которую с огромным наслаждением вкушают гости. И об этом сказано: “Суд – суд справедливый, и все исправлено и готово к трапезе”. Подобное этому можно найти в “Берешит Раба”, тaм, где речь идет о создании человека. “И спросили Творца ангелы: “Зачем Тебе человек, какова его роль? Зачем тебе это несчастье?” И ответил им Творец притчей о царе, у которого был дворец, полный всякого добра, и не было гостей. И что за удовольствие королю от этого добра?”. Сказали Ему: “Господин мира! Господь, Владыка наш! Как величественно имя Твое во всей земле! Делай как удобно Тебе”.

Ангелы, которые видели, какая боль и страдания в будущем обрушатся на человечество, удивились и спросили: зачем Творцу это несчастье? И ответил им Творец, что, несмотря на то, что есть у него дворец, полный всякого добра, – нет у него других приглашенных гостей, кроме этого человечества. И, конечно, когда ангелы взвесили все те наслаждения, которые есть в этом дворце, ожидающем своих приглашенных, и сравнили их со страданиями и неприятностями, которые испытает в будущем человечество, и увидели, что человечеству стоит вытерпеть их, ради ожидающего его блага, то согласились с созданием человека, – в точном соответствии со словами раби Акивы: “суд – суд справедливый, и все исправлено и готово к трапезе”. С самого начала Творения все люди занесены в список приглашенных гостей. И замысел Творца обязывает их прийти к трапезе, – осознанно или неосознанно.

И в сказанном во всей истине раскроются слова пророка: “И волк будет жить рядом с агнцем, и тигр будет лежать с козленком и т.д.”. И объясняет это: “Потому что наполнится земля знанием о Творце, как вода наполняет море”. Это значит, что мир во всем мире пророк ставит в зависимость от наполнения мира знанием о Творце.

Как мы и говорили выше, жесткое эгоистическое противостояние между человеком и ближним его обостряют национальные отношения. И все это не пройдет само по себе, и не помогут человечеству никакие советы и уловки, – будет то, что должно быть. Ведь видно, как несчастный больной скрючивается и переворачивается от нестерпимой человеческой боли, причиняемой ему со всех сторон. И человечество уже бросало себя к крайне правым, как в Германии, или к крайне левым, как, например, в России, да и не только. Но не только не облегчило свое положение, а еще более ухудшило болезнь и боль. И стенания, как всем нам известно, поднимаются до небес.

И нет им другого совета, кроме как принять на себя бремя Творца, познавая Его. То есть направить свои действия к желанию Творца и к Его цели, как Он задумывал их прежде сотворения. И когда будут делать так, то очевидно, что в работе Творца сотрётся у человечества даже память о зависти и ненависти, как я явно показал в сказанном до сих пор. Так как тогда все человечество объединится в единое целое с одним сердцем, наполненным знанием Творца. Ведь мир в мире и познание Творца связаны воедино.

И сразу после этого говорит пророк: “И будет в тот день, когда во второй раз протянет Творец руку свою, чтобы возвратить остаток народа Своего. И разогнанных из Иудеи соберет от четырех концов земли”. Таким образом, мир во всем мире предшествует объединению изгнанных.

И теперь можно понять слова мудрецов: “Не нашел Творец другого кли, способного вместить Его благословение народу Исраэля, кроме как мир”. Как сказано: “Творец даст силу народу Своему и благословит его миром”. И на первый взгляд кажется странным образное выражение – “кли, способное вместить благословение Исраэлю”. И действительно, как найти этому объяснение в написанном? Однако написанное объясняется пророчеством Йешаяу, в котором говорится, что мир во всем мире предшествует объединению изгнанных. А слова “Творец даст силу народу Своему” означают, что когда Творец даст Исраэлю, народу Своему, силу, то есть вечное воссоединение, то тем самым “Он благословит народ Свой миром”. Другими словами, сначала благословит народ Исраэля благословением мира во всем мире. И только после этого во второй раз протянет Творец руку для объединения остального народа Своего.

Сказано мудрецами: “Благословение всего мира предшествовало освобождению”, потому что “не нашел Творец другого кли, способного вместить Его благословение народу Исраэля, кроме как мир”. То есть, пока любовь к себе и эгоизм царят среди народов, сыны Исраэля тоже не смогут выполнять работу Творца для очищения и отдачи ближнему так, как написано: “и будете вы мне царством священников”. И это мы видим на практике, ведь вхождение в землю Исраэля и построение Храма не смогли бы осуществиться и получить благословение без клятвы Творца нашим праотцам.

И сказано: “Не нашел Творец кли, способного вместить Его благословение”. Другими словами, до сих пор не было у сынов Исраэля кли, содержащего благословение праотцов, и еще не осуществилась клятва, чтобы смогли благословить землю навечно. Потому что только мир во всем мире является тем единственным кли, позволяющим нам получить благословение праотцев, как сказано в пророчестве Йешаяу.

Также рекомендуем: “Закон и суд – Имя Творца“, “О пророчестве“, “Работа в сердце“, “Исправление общего и частного“, “Бааль Сулам о понятии Эйн соф“.