Книга «Зоар c комментарием Сулам» – это адаптация Зоар для нашего поколения.

Этот проект имеет своей целью создание полного перевода книги "Зоар" с комментарием "Сулам" на русский и украинский языки с последующим ее изданием в печатном и электронном форматах. Организация и финансирование проекта осуществляется группой энтузиастов из разных стран мира, осознающих важность распространения каббалы для дальнейшего развития человечества

Бааль Сулам о понятии “мир”. Часть третья

Продолжение. Вторую часть читайте здесь.

Йегуда Ашлаг (Бааль Сулам)

Мир

Разъяснение мишны: “Все находится под залогом, и ловушка расставлена на всю жизнь”

И только после всего того, что мы узнали ранее, нам удастся понять неясности мишны в трактате “Праотцы”: “Он (раби Акива) говорил, что все находится под залогом, и ловушка расставлена на всех живущих (также: “на всю жизнь”). Лавка открыта, и лавочник дает взаймы (также “Всеобъемлющ”). И книга открыта, и пишет рука. И каждый, кто захочет взять взаймы, – пусть придет и возьмет. Но сборщики налогов возвращаются каждый день, и взимается плата с человека, осознает он это или нет. И есть им на что опираться. И суд – суд справедливый, и все подготовлено к трапезе”.

Мишна эта недаром оставалась сокрытой от нас, не давая даже малого намека на разгадку, что указывает нам на то, что есть в ней бездонная глубина, которую еще предстоит постичь. Однако, она прекрасно разъясняется на основании тех знаний, которые мы обрели ранее.

Кругооборот изменения формы

Сначала я представлю сказанное мудрецами о нисхождении поколений мира. Когда мы видим тела, сменяющиеся и переходящие из поколения в поколение – это касается лишь тел. Однако души, составляющие суть тела, не исчезают в процессе замены тела, а отпечатываются и переходят из тела в тело, из поколения в поколение. И те души, которые были в поколении потопа, отпечатались и перешли в поколение строителей Вавилонской башни, затем в египетское изгнание, далее – в поколение вышедших из Египта и т.д., до нашего поколения, и так – до окончательного исправления.

Таким образом, нет в нашем мире никаких новых душ, обновляющихся подобно телам, но есть лишь определённое количество душ, которые вращаются в кругообороте изменения формы, одеваясь каждый раз в новое тело, в новом поколении. И потому, при рассмотрении с точки зрения душ, все поколения от начала сотворения до конечного исправления, определяются как одно поколение, продолжавшее жить несколько тысяч лет, пока не развилось и не пришло к тому состоянию, какое должно быть. И с этой точки зрения, абсолютно не имеет значения, что за это время каждый сменил свое тело несколько тысяч раз, так как душа, – суть тела, – не страдала от этих смен.

И есть тому многочисленные доказательства и глубокая мудрость, называемая “тайной кругооборота душ”, для объяснения которой здесь нет места. Но необходимо отметить, что тайна кругооборота душ распространяется также и на самые маленькие ощутимые частицы действительности, каждая из которых движется по своему пути вечной жизни. И, несмотря на то, что в соответствии с нашими органами ощущения все существующее исчезает, это только на наш взгляд. А на самом деле существуют только кругообороты, и любая частица не имеет ни секунды покоя, находясь в постоянном движении кругооборота изменения формы, ничего не теряя из своей сути на этом пути, как и подтвердили это ученые-физики.

А сейчас перейдем к разъяснению сказанного в мишне, что “все находится под залогом”. И это подобно тому, как если бы кто-то одолжил своему приятелю определенную сумму денег на собственное дело, чтобы быть компаньоном в получении прибыли. А чтобы быть уверенным в том, что не потеряет свои деньги, он дает их под залог, что освобождает его от всех опасений.

Так и сотворение мира и его существование. Творец создал его для людей, чтобы с Его помощью они достигли эту возвышенную цель слияния с Творцом, как сказано в статье “Дарование Торы”. Однако следует разобраться, – кто заставит человечество выполнять работу Творца, чтобы в конце достичь этой возвышенной и величественной цели? Об этом говорит нам раби Акива “все находится под залогом”. То есть все, что Творец предопределил в творении и дал людям, дано не в качестве бесхозного имущества. Он обеспечил Себя залогом. А если спросить, какой залог дан Ему? На это ответ: “и ловушка расставлена на всю жизнь”. Это значит, что Творец приготовил для человечества такую великолепную ловушку, что никто не избежит ее, и всю жизнь должен будет провести в этой западне и вынужден будет принять на себя работу Творца, пока не достигнет величественной цели. Это и есть тот залог Творца, который гарантирует Ему, что не будет обманут творением.

И далее разъясняется более подробно: “лавка открыта” означает, что, несмотря на то, что этот мир в наших глазах выглядит открытой лавкой без хозяев, где любой прохожий может взять товар и все, чего душа пожелает, бесплатно и без оглядки, – раби Акива настаивает и предупреждает нас, что “лавочник дает взаймы”. То есть, несмотря на то, что ты не видишь здесь никакого хозяина, знай, что хозяин есть, а то, что он не требует оплаты, так это потому, что он дает тебе в кредит. И если спросишь: откуда известен мой счет, – на это ответ: “книга открыта, и пишет рука”. То есть, существует общая книга, куда записывается каждое действие, без исключения. И смысл этого в том, что существует отчеканенный Творцом в человечестве закон развития, который всегда толкает нас вперед. Это означает, что неверные действия в поведении, обычные для человечества, сами являются причиной хороших состояний, то есть, сами создают их. И каждое хорошее состояние – не что иное, как плод труда предыдущего плохого состояния.

И действительно, оценка добра и зла должна даваться не по оценке состояния, как такового, а в соответствии с общей целью творения, когда каждое состояние, приближающее человечество к цели, считается хорошим, а отдаляющее от цели – плохим. Только на этом основан “закон развития”, в соответствии с которым, неисправленность и грех, заключенные в состоянии, являются причиной возникновения и процессом построения хорошего состояния.

И время существования каждого состояния – это строго определенное время, требуемое для роста величины зла, заключенного в состоянии, до такого уровня, что общество не сможет больше находиться в нем. И тогда общество вынуждено будет сплотиться, разрушить его и перейти в лучшее, с точки зрения исправления данного поколения, состояние. И время существования нового состояния так же длится до тех пор, пока искры зла в нем не поднимутся и не вызреют до такой степени, что станет невозможно выносить его. И тогда снова должны будут разрушить это состояние и построить на его месте более удобное.

И так, одно за другим, чередуются состояния, и проверяются одно за другим, ступень за ступенью, пока не наступит состояние, исправленное настолько, что в нем совершенно не будет искр зла. Таким образом, находим, что суть всех семян и зерен, из которых произрастают и берут свое начало хорошие состояния, – не что иное, как сами неисправленные состояния. То есть все злодейства, раскрывающиеся и выходящие из-под рук грешников поколения, собираются одно к другому и взвешиваются, пока не обретают такой вес, которого общество уже не может выдержать. И тогда поднимаются, разрушают его и создают более желательное состояние.

Отсюда видно, что каждое отдельное зло становится условием (возникновения) силы неприятия, за счёт которой развивается праведное состояние.

И вот слова раби Акивы: “Книга открыта, и пишет рука”, означающие, что каждое состояние, в котором находится то или иное поколение, похоже на книгу, и каждый, совершающий зло, похож на пишущую руку. Поскольку каждое зло высекается и записывается в книге, пока не накопится до такой степени, что общество не сможет больше находиться в нем. И тогда разрушают это плохое состояние и переходят, как было сказано, в более желательное состояние. И каждое действие принимается во внимание и записывается в книге, то есть – в состоянии, как было сказано.

И сказано: “Каждый, кто хочет взять взаймы, пусть придет и возьмет”. То есть каждый, кто верит, что мир – не открытый беспризорный магазин без хозяина, а есть в нем хозяин-лавочник, стоящий в своём магазине и требующий с каждого берущего, чтобы заплатил ему желательную цену за товар, который берет из магазина. Что означает, что он должен стараться выполнять работу Творца в течение того времени, пока пользуется этим магазином, как следует, – так, чтобы гарантировать достижение цели Творения, как желает того Творец. Такой человек считается “желающим взять взаймы”, потому что еще до того, как он протянет руку взять что-то в этом мире, – магазине, – он берёт это как заём, чтобы заплатить установленную цену. И это означает, что он принимает на себя обязательство работать и достичь цели Творца в течение времени, пока пользуется магазином, и гарантирует оплатить долг, оплатить его достижением желаемой цели. Поэтому называется он желающим взять взаймы, так как связывает себя
обещанием погасить долг и расплатиться.

Читать далее…

Также рекомендуем: “Предопределенность и выбор“, “Четыре стадии постижения“, “Лавка открыта и пишет рука…“, “Зоар: пророчество о поступи Машиаха“.

Оставьте комментарий

Чтобы оставить комментарий, заполните форму.
*Все комментарии проходят модерацию.

Вы можете использовать HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>