Перевод редакции сайта “Зоар с комментарием Сулам”.
Йегуда Ашлаг (Бааль Сулам)
Ор баир
(Фрагмент четвертый, третий фрагмент см. здесь)
Эйн соф [Бесконечный], благословен Он
Вся реальность, находящаяся перед нами, как высшие миры, так и миры нижние, как сущности, так и их наполнение, – то есть все удовольствие и наслаждение, которые сущности намерены получить, – во всем этом вместе мы различаем два корня [основы]:
– корень первый – это [состояние] в котором вышла перед Ним, благословен Он, [общность реальности] прежде первого сокращения, – а именно когда вся система этой реальности [и ее элементы] уже готовы и находятся в завершенности их высоты и великолепия, как задумано Автором [Создателем], благословен Он; ибо там не различается, по сути, недостаток [потребность] и совершенство [отсутствие потребности], обязанные быть в развитии посредством времени; и этот корень определяется именем “Эйн соф”, благословен Он (см. Паним меирот у-масбирот, ветвь первая);
– корень второй – это миры, высшие и нижние, и их наполнение, – такие, как они устроены перед нами сейчас; то есть, после фактора сокращения, когда вместе с сокращением было уготовлено место для недостатков и исправлений, где невозможно, чтобы они пришли в одном носителе одновременно, но только один за другим, – то есть в соответствии с законом времени; это считается также сутью катнута и гадлута в соответствии с кругооборотом светов и келим “на колесе” изменения формы путем постепенного развития, пока не придут они к высокой желаемой цели; и эта система в общем определяется как пять миров: АК и АБЕА.
Высший Эйн соф
Облачается и раскрывается только лишь в самом АК, что определяется как аспект гуфа (вторая ступень) высшего Эйн соф. Эйн соф раскрывается только в гуф АК, но не в его облачениях, являющихся миром Ацилут (Древо жизни, врата третьи, гл.3). [Это] подобно тому, как АК раскрывается в гуф, являющемся Ацилутом, но не в его облачениях (третья ступень), являющихся БЕА (там же).
Эйн соф и “нет цели [предела]”
Пояснение. Первое различаемое нами озарение, которое исходит от Сущности Его [Ацмуто], благословен Он, – Его форма в этом имени: нет в нем абсолютно никакого восприятия мыслью, нет никакого слова и звука, характерного для него. И потому Он буквально “вывернут” во всех светах, развивающихся из него, ведь света развиваются из этого свечения Сущности Его, благословен Он. Таким образом, они обязательно оказываются облачающимися в получателей. Раз так, – уже есть у них восприятие того, что имеется в свете, получаемом ими. Также процесс самого облачения, – это ведь действие. И известно, что нет действия без какой-либо цели, а поскольку есть у него цель, – есть ее завершение. То есть когда достигает цели, – это [означает] конец действия.
Тем самым объясняется полный переворот от Эйн соф, благословен Он, к созданным из Него. Ведь форма света Эйн соф, благословен Он, абсолютно никак не воспринимается мыслью. А поскольку [Он] не воспринимается мыслью, находим, что Он вообще не существует как облачение: ведь восприятие мыслью и понятие облачения – это одно и то же, как известно. А раз так, – здесь не характерно никакое действие и, само собой, не различается никакой цели. Ибо находящийся вне действия показывает, что он не думает о цели, ибо понятие цели имеет обыкновение только в каком-либо действии. И поскольку нет у него цели [предела], – наполнению в нем нет конца. А полная противоположность и противоречие относительно каждой из созданных им его точек находятся в Эйн соф, благословен Он. Во всех созданных [существует] восприятие мыслью, несмотря на то, что вышли из него. То есть каждый созданный в отношении себя самого обязательно постигает свет в той мере, в которой [свет] облачен в него. Ибо облачение и постижение – одно и то же. И поскольку для них [созданий] характерно облачение, им необходимы действия. Поскольку же для них характерны действия, – есть у них цель, ведь не существует действующего без цели. А из-за того, что есть у них цель [предел], есть у них конец действия, как разъяснено.
Эйн соф, благословен Он, – это тайна Кетера, рош
И известно, что нет никакого большого или малого свечения во всех мирах, которое не выходило бы и не развивалось непосредственно из Эйн соф, благословен Он. Также известно, что все силы, обычные для высших, обязаны [находиться] в низших. И поэтому, подобно тому, как реальность в целом рассматривается в двух вышеуказанных основах, – Эйн соф, благословен Он, и все создания, – разделение это наиболее заметно во всех видах свойств находящихся в мирах, ведь они противоположны друг другу от края до края. А поскольку так, должен каждый отдельный парцуф, – как высший, так и нижний, быть разделенным соответственно двум противоположным силам, о которых мы говорим. То есть, одна часть в нем, дай Бог, от такой реальности, когда нет в ней конца, и нет в ней цели [предела], и она не установлена как облачение. А другая часть в нем, дай-то Бог, – от такой реальности, где есть в нем цель и конец, а также обыкновение облачения.
И знай, что эти две части называются “рош и гуф”: света рош каждого парцуфа – это место пребывания [мишкан] Эйн соф, благословен Он, и для него характерны все вышеуказанные формы, имеющиеся в Эйн соф, благословен Он. А вторая часть в парцуфе – это место пребывания остальных светов, развивающихся из Эйн соф, благословен Он, приходящих в облачении, и есть у них также конец и цель.
Также рекомендуем: “Сотворение мира боху в причинно-следственном порядке“, “Рабаш о свете и сосуде“, “О понятии “Он и Имя Его…“, “Хаим Виталь о сути пророчества“, “Бааль Сулам о корнях восприятия мерности“.