Окончание. Первую часть читайте здесь.
Перевод группы переводчиков МАК. Руководитель перевода Гади Каплан.
Глава Трума
«Шма Исраэль» и «Благословенно имя величия царства Его вовеки»
132) Теперь Зоар разъясняет тайну слов «Шма Исраэль»1. Первое «”Творец (АВАЯ הויה) – это запись буквы “йуд י” святого имени”, указывающей на Абу. “Всесильный наш (Элокейну)” – это тайна записи верхней “хэй ה” святого имени”, указывающей на Иму. “Второе “Творец (АВАЯ הויה)” – это притяжения” мохин от Абы ве-Имы, “притягиваемые вниз в виде написания буквы “вав ו” святого имени, указывающей на Зеир Анпин. “Ибо две эти буквы”», «йуд-хэй יה», «”нисходят для того, чтобы пребывать в этом месте”», в букве «вав ו», в Зеир Анпине. «”И он “един” – т.е. все три”, Аба, Има и Зеир Анпин, “являются одним целым в полном единстве”».
133) «”Поскольку все они становятся одним целым в полном единстве, и остались все они в тайне буквы “вав ו”», так как все мохин остались в Зеир Анпине, обозначаемом буквой «вав ו», «”и он совершенен от начала истока”, от Абы, “и от внутреннего чертога”, от Имы, “и он наследует Абе ве-Име, и тогда к нему вводят Царицу”, Малхут, “так как теперь он полон всего высшего блага и может питать ее и обеспечить ее пищей, и содержать ее, как подобает. И все его органы”, сфирот, “все они одно целое, и тогда вводят ее неслышно. Почему неслышно? Чтобы чужой не вмешался в эту радость. Как сказано: “И в радость его не вмешается чужой”[1]», – чтобы не было влечения у ситры ахра питаться от свечения этого зивуга.
134) «”После того, как он”, Зеир Анпин, “соединился наверху в шести окончаниях (ВАК), также и она”, Малхут, “соединяется внизу в других шести окончаниях (ВАК)”, и это ХАГАТ НЕХИ де-мохин, “для того чтобы быть одним целым наверху и одним целым внизу. Как сказано: “Будет Творец (АВАЯ) един”[2], – т.е. Зеир Анпин, “и имя Его едино”13, – Малхут, называемая именем. “Единым наверху, в шести окончаниях (ВАК), как написано: “Слушай, Исраэль, Творец – Всесильный наш, Творец один”1, – то есть шесть слов, соответствующих шести окончаниям (ВАК). “Благословенно имя величия царства Его вовеки”, – то есть другие шесть окончаний (ВАК) в шести словах. “Творец (АВАЯ) един”13 – наверху”, в Зеир Анпине, “и имя Его – едино” – внизу”», в Малхут.
135) «”И если ты скажешь, что только наверху”», в Зеир Анпине, т.е. в «Шма Исраэль»1, «”написано: “Един”, а внизу”», в Малхут, в «благословенно имя величия царства Его вовеки»8, «”не написано: “Един”, то он отвечает: “Вовеки (ва-эд ועד)” – это “един (эхад אחד)” при замене букв”», так как «алеф א» меняется на «вав ו», а «хэт ח» – на «аин ע», и становятся буквы «вовеки (ва-эд ועד)» буквами «един (эхад אחד)». «”Буквы мужского рода (захар) не меняются, буквы женского рода (некева) меняются, и это преимущество захара над некевой. И чтобы не властвовал “дурной глаз”, т.е. ситра ахра, “мы заменяем буквы и не произносим открыто “един (эхад אחד)”», а «вовеки (ва-эд ועד)». «”А в грядущем будущем, когда исчезнет “дурной глаз” из мира и не будет властвовать, тогда будет называться” Малхут “един” открыто, потому что сейчас ситра ахра соединена с ней”», как сказано: «И ноги ее нисходят к смерти»[3], «”и она не “един”, но мы соединяем ее неслышно, в тайне” заменой “других букв, и говорим “вовеки (ва-эд ועד)”» вместо «един (эхад אחד)».
136) «”Но в грядущем будущем, когда ситра ахра (другая сторона) отделится от нее и исчезнет из мира, тогда будет называться” Малхут “един”, и тогда не будет вместе с ней (другого) соучастия и прочей приверженности. Как сказано: “В этот день будет Творец един и имя Его едино”13», – т.е. также и Малхут, называемая «имя Его», будет единой «”открыто, вместе с Ним”, с Зеир Анпином, а не беззвучно, и не тайно”».
137) «”И поэтому мы соединяем ее” сейчас, чтобы освободить “от ситры ахра, подобно тому, как кто-то приглашает другого, чтобы тот был его свидетелем”, – т.е. Зеир Анпин, который становится ее свидетелем в том, что она едина, “поскольку Он”, Зеир Анпин, “наш свидетель, а ситра ахра у нас не свидетель. И тогда она отделяется от ситры ахра. Когда она является” к Зеир Анпину, “мы поднимаем ее в хупу к мужу ее, высшему Царю”, Зеир Анпину, “всем желанием и намерением сердца. И поэтому она – едина”».
Объяснение. Выяснилось выше, в пояснении об ангеле Буэле,[4] что у Малхут есть суды левой линии и экрана де-хирик, находящегося в хазе Зеир Анпина, поскольку она расположена от его хазе и ниже. И в этих судах удерживается ситра ахра, и тогда Малхут не является единой. Но после того, как Зеир Анпин поднимает эти суды и с их помощью согласовывает между собой правую и левую линии, и раскрывает все мохин в мирах, как объясняется там, ведь он таким образом свидетельствует об этих судах, что они являются не судами, а большими заслугами, и она становится единой, как и Зеир Анпин. И это означает сказанное: «Поскольку Он наш свидетель», т.е. свидетельствует, что это не суды, и ситре ахра не позволено сказать обратное, и та больше не может питаться от нее. «И тогда она отделяется от ситры ахра» и становится единой.
138) «”В это время она приходит вместе со своими служанками, с семью чертогами мира Брия, и желает отделиться от ситры ахра. И она приходит как тот, кому лишь представилась возможность видеть величие Царя, но не более того. И так провозглашают, что им представилась возможность видеть величие Царя, как сказано: “Выйдите и посмотрите, дочери Циона, на царя Шломо”[5], – т.е. выйдите, чтобы посмотреть на величие Царя. Тогда ситра ахра не желает смотреть и отделяется от нее”, от Малхут. “Когда она приходит, все сопровождающие ее”, т.е. служанки, “вводят ее под хупу с высшим Царем”, Зеир Анпином, “беззвучно и тайно, ибо иначе не отделилась бы от нее ситра ахра, и радость сменилась бы смятением. Однако в грядущем будущем, когда отделится от нее ситра ахра, то “в этот день будет Творец един и имя Его едино”13».
Объяснение. Суды в нукве прекращаются лишь после того, как она видит большие мохин, которые притягивает Зеир Анпин с помощью судов ее. И поэтому – как она сможет достичь единства с Зеир Анпином, пока она еще не видела их и пребывает с судами? Поэтому сказано, что она еще не приходит к настоящему единству с Зеир Анпином, но лишь к возможности видеть величие Царя, – те мохин, которые притянул Зеир Анпин с помощью судов ее. И после того, как видела это, отменяются суды, и ситра ахра отделяется от нее. И тогда она соединяется с Зеир Анпином под хупой.
139) «”Когда она вошла под хупу, и она там с высшим Царем”, Зеир Анпином, “тогда мы пробуждаем радость” мохин “правой и левой линий, как сказано: “И возлюби Творца Всесильного твоего всем сердцем твоим”[6], – это правая линия, “и будет, если ты будешь слушать голос Творца Всесильного твоего”[7], – это левая линия, “без всякого страха” перед ситрой ахра, “ибо ситра ахра больше не приблизится туда и нет у нее власти”».
140) «”Невеста”, Малхут, – “все то время, когда хотят ввести ее к Царю для радости соединения (зивуга), нужно сделать это беззвучно и тайно, чтобы в шагах ее не было намека на сторону зла, и оно не прилепилось к ней, и чтобы не было в сыновьях, т.е. в Исраэле внизу, никакого намека на несовершенство”».
Объяснение. Они должны скрыть ее собственное свойство, т.е. притяжение Хохмы, что и определяется как «беззвучно и тайно», и включить ее в Зеир Анпин, чтобы она получила от него хасадим. Ибо всё это время, пока не завершилось окончательное исправление, сказано о ней: «И ноги ее нисходят к смерти», – т.е. в конце ее имеется удержание ситры ахра, называемое смертью. И это смысл сказанного: «Чтобы в шагах ее не было намека на сторону зла».
141) «”И так сказал Яаков сыновьям своим: “Не случилось ли несовершенство, не ровен час, на ложе моем?!”. Тогда ответили ему сыновья: “Так же, как нет в сердце твоем никого, кроме Единого,[8] так же нет и у нас никакой связи с ситрой ахра, ибо устранена она от ложа твоего, и мы в единстве с высшим Царем”, Зеир Анпином. “И нет у нас вообще никакой связи с ситрой ахра, потому что на отделение от ситры ахра было направлено всё наше желание и мысль”».
142) «”Когда узнал” Яаков, “что ситра ахра вообще не прилеплялась туда, тогда вошла жена”, Малхут, “к мужу своему”, Зеир Анпину, “неслышно, т.е. в тайне единства шести окончаний (ВАК)”», которые в «Шма Исраэль»1. «”Провозгласил” Яаков и сказал: “Благословенно имя величия царства Его вовеки”8, – ибо она в этом свойстве “един”1 со своими служанками, без всякого вмешательства и без участия со стороны ситры ахра”».
143) «”Смотри, в этот час пребывали Яаков и сыновья его внизу в высшей форме со Шхиной. Яаков был в состоянии шести окончаний (ВАК) высшего мира, в свойстве “един”, т.е. (в свойстве) Зеир Анпина, “а сыновья его находились в виде шести окончаний (ВАК) нижнего мира”, Малхут. “И он”, Яаков, “желал раскрыть им этот конец”, т.е. Малхут, “чтобы сделать это единство в раскрытии, а не в скрытии. Как установили, что есть конец и есть конец. Есть конец дней (кец а-ямин קֵץ הַיָּמִין), и есть конец дней (кец а-ямим קֵץ הַיָּמִים).
Конец дней (кец а-ямин קֵץ הַיָּמִין) – это Малхут святости, тайна веры, небесная Малхут. Конец дней (кец а-ямим קֵץ הַיָּמִים) – это нечестивая Малхут, ситра ахра, называемая “конец всякой плоти”[9], и мы это уже объясняли”[10]».
144) «”Когда он увидел, что отошла от него Шхина” из-за того, что он хотел сделать единство в раскрытии, т.е. раскрыть конец, что произойдет в конце, – “сказали они”, колена: “Так же, как нет в твоем сердце никого, кроме Единого, ибо ты находишься в свойстве высшего мира, который “един”, так же и у нас, находящихся в свойстве нижнего мира”, Малхут, нет в нашем сердце никого, “только Единый. И поэтому здесь упомянуты два сердца”», т.е. «так же, как нет в твоем сердце… нет в нашем сердце», «”потому что свойство высшего мира”, Зеир Анпина, – “это сердце Яакова, а свойство нижнего мира”, Малхут, – “это сердце сыновей его. И тогда ввели ее”, Малхут, “неслышно”».
145) «”И так же как они стали едины, высший мир в свойстве “един” и нижний мир в свойстве “един”, так же и мы должны соединить высший мир в одно целое и соединить нижний мир в одно целое, один – в шести окончаниях (ВАК), и другой – в шести окончаниях (ВАК). И поэтому есть шесть слов здесь”», в воззвании «Шма Исраэль»1, «”указывающих на шесть окончаний (ВАК), и шесть слов здесь”», в «Благословенно имя величия царства Его вовеки»8, «”указывающих на шесть окончаний (ВАК), и это означает: “Творец един и имя Его едино”13. Счастлива участь и удел в этом мире и в мире будущем того, кто отдает этому сердце свое”».
146) «”Рав Амнуна Сава сказал так: “Порядок пробуждения этого единства – правильный, ведь мы установили, как это выясняется. И эти слова должны будут предстать пред Атик Йомином без всякого стыда”».
[1] Писания, Притчи, 14:10. «Сердце знает свою горечь, и в радость его не вмешается чужой».
[2] Пророки, Зехария, 14:9. «И будет Творец Царем на всей земле, в этот день будет Творец един, и имя Его – едино».
[3] Писания, Притчи, 5:5. «И ноги ее нисходят к смерти, на преисподнюю опираются стопы ее».
[4] См. выше, п.131.
[5] Писания, Песнь песней, 3:11. «Выйдите и посмотрите, дочери Циона, на царя Шломо в венце, которым украсила его мать в день свадьбы его и в день радости сердца его».
[6] Тора, Дварим, 6:5. «И возлюби Творца Всесильного твоего всем сердцем твоим и всей душой твоей, и всем достоянием твоим».
[7] Тора, Дварим, 28:1. «И будет, если ты будешь слушать голос Творца Всесильного твоего, чтобы строго исполнять все Его заповеди, которые я заповедую тебе сегодня, то поставит тебя Творец Всесильный твой выше всех народов земли».
[8] Вавилонский Талмуд, трактат Псахим, лист 56:1.
[9] Тора, Берешит, 6:13. «И сказал Всесильный Ноаху: “Конец всякой плоти пришел предо Мною, ибо земля наполнилась злодеянием из-за них. И вот, Я истреблю их с землею”».
[10] См. Зоар, главу Ноах, статью «Конец всякой плоти», п.п.75-81.
Также рекомендуем: “Единство линий в работе Творца“, “Зоар о десяти сфирот“, “Действующий разум“, “Зоар о трех ступенях молитвы“.