Зоар о подъеме желания и сожжении дурной мысли. Часть вторая

Окончание. Первую часть читайте здесь.

Глава Цав

23) «Рабби Аба провозгласил: “И огонь на жертвеннике будет гореть в нем, не должен погаснуть, и будет разжигать на нем коэн дрова каждое утро”[1]. Спрашивает: “И огонь на жертвеннике должен гореть в нем”, – почему? “И будет разжигать на нем коэн дрова каждое утро”, – почему? И коэн, почему” должен разжигать дрова на огне? “И мы ведь учили, что огонь в любом месте – это суд, а коэн исходит от правой стороны, и он далек от суда, поскольку коэн никогда не призывается к суду, а здесь он должен разжечь суд в мире”, т.е. должен разжечь дрова, как написано: “И будет разжигать на нем коэн”».

24) И отвечает: «”Но мы так учили. Человек, который собирается прегрешить пред Господином своим, сжигает себя в пламени злого начала, а злое начало исходит от духа нечистоты, и дух нечистоты, таким образом, пребывает в нем. А иногда известно, что жертвоприношение его исходит от этой стороны”, т.е. козы,[2] “когда нужно возложить на жертвенник подобного ему”, грешнику, “и не исчезает и не устраняется этот дух нечистоты, как у человека, который грешит, так и у той стороны, от которой он исходит, но только в огне жертвенника. И этот огонь устраняет дух нечистоты и нечисть из мира, и коэн сосредоточен на этом – установить огонь, чтобы устранил он нечисть из мира”». Поэтому нужен коэн, чтобы это сделать, ибо он – от правой, а правая устраняет левую.

25) «”И поэтому надо, чтобы не гасили его никогда”, но огонь всегда должен гореть в нем, “чтобы не ослабевала сила и мощь в нем, и чтобы смог сокрушить силу другой, злой мощи, (устранив ее) из мира. И поэтому: “Не должен погаснуть, и будет разжигать на нем коэн дрова каждое утро”, – в то время, когда властвует его сторона”, потому что утром властвует правая сторона “и пробуждается в мире, чтобы наполнить мир благоуханием”, с помощью поддержания огня на жертвеннике. “И смирятся суды, и не будут пробуждаться в мире. Об этом мы учили, что есть огонь, пожирающий огонь, ибо высший огонь”, огонь Малхут, “пожирает другой огонь – огонь жертвенника пожирает другой огонь, другой стороны. Поэтому огонь этот не погаснет никогда, и коэн поддерживает его каждый день”».

(Раайа меэмана)

26) «”Заповедь – совершать всесожжение жертвы по закону ее. И о ней сказано: “Вот закон о жертве всесожжения”7. Пять видов огня опускались на жертву:

  1. Огонь пожирающий и не поглощающий;
  2. Огонь поглощающий и не пожирающий;
  3. Огонь пожирающий и поглощающий;
  4. Огонь, пожирающий влажное и сухое;
  5. Огонь, который не пожирает и не поглощает.

Им соответствуют:

  1. “Вот закон о жертве всесожжения”;
  2. “Это всесожжение на огне”;
  3. “На жертвеннике”;
  4. “Всю ночь”;
  5. “И огонь жертвенника будет гореть в нем”».

Объяснение. Пять судов называются пятью огнями. Три – они в ХАГАТ, что выше хазе, исходящие от трех посевов, называемых холам, шурук, хирик.[3] И два – они от хазе и ниже: один – в Нецах и Ход и Есод (НЕХИ), исходящий из экрана, что в точке хазе, второй – в Малхут. И вот суды, которые в трех линиях ХАГАТ, что выше хазе, являются свойством огня, который не сжигает, а пожирает, – т.е. притягивает хасадим. Но два огня, что от хазе и ниже, они сжигают внешних. И известно, что притяжение хасадим называется едой, а притяжение Хохмы, что в левой линии, называется питьем.[4]

И это означает сказанное им: «Огонь пожирающий и не поглощающий» – т.е. суды, что в правой линии, исходящие от точки холам. И он «пожирающий», – т.е. притягивающий мохин де-хасадим, «и не поглощающий» – т.е. не притягивающий Хохму.

«Огонь поглощающий и не пожирающий» – т.е. суды, что в левой линии, исходящие от точки шурук. И он «поглощающий», – т.е. притягивающий мохин Хохмы, «и не пожирающий», – т.е. не притягивающий хасадим, потому что левая – это Хохма без хасадим.

«Огонь пожирающий и поглощающий», – т.е. суды, что в средней линии, исходящие от точки хирик. И он «пожирающий», – т.е. притягивающий хасадим, а также «поглощающий», – т.е. притягивающий также и Хохму, поскольку состоит из двух линий, правой и левой, и есть в нем достоинства обеих. И до сих пор говорилось о (видах огня) выше хазе.

Но ниже хазе есть «огонь, пожирающий влажное и сухое», – т.е. суды, что в НЕХИ, исходящие от экрана в хазе, и он (огонь) пожирает и сжигает клипот, находящиеся в правой, и они – «влажные», т.е. имеется в них «влажность» света, и пожирает и сжигает клипот, находящиеся в левой, которые совершенно «сухие».

И есть «огонь, который не пожирает и не поглощает», – т.е. суды, что в Малхут, которые не притягивают никакого света, ни Хохмы, ни хасадим, так как у Малхут, самой по себе, нет никакого света, а только то, что дает ей Зеир Анпин.

И им соответствуют пять частей изречения «Вот закон».

«Вот закон о жертве всесожжения» – это правая линия, Хесед, соответствующая первому огню.

«Это всесожжение на огне» – левая линия, Гвура, соответствующая второму огню. Поэтому упомянут здесь огонь.

«На жертвеннике» – средняя линия, Тиферет, которая над жертвенником, потому что жертвенник – это Малхут, «на жертвеннике», т.е. над жертвенником, – это Тиферет. И это соответствует третьему огню.

«Всю ночь» – это экран, который правит от хазе и ниже, относящийся к Малхут, называемой «ночь», и он соответствует четвертому огню.

«И огонь жертвенника будет гореть в нем» – это суд самой Малхут, называемой жертвенником, и он соответствует пятому огню.

27) «”И объяснили авторы Мишны, что жертва всесожжения (ола́ עוֹלָה) полностью поднимается (ола́ עוֹלָה) к возвышенному, и это Бина, хэй (ה)”, первая хэй (ה) де-АВАЯ (הויה). И она называется так, поскольку это “пять (хэй) ее образов”, т.е. пять вышеуказанных огней, нисходящих к ЗОН от Бины. “Йуд (י) – это единственная дочь”, бат-аин, Малхут, о которой сказано: “А образ славы Творца – как огонь пожирающий”[5]. Но Малхут в собственном свойстве, это огонь, который не пожирает и не поглощает, как мы уже говорили, однако “вав (ו)”, т.е. Тиферет, средняя линия, которая пожирает и поглощает, “это – свет бат-аин”, а когда Малхут получает от вав (ו), также “и она – огонь, поглощающий все воды Торы, и пожирающий все жертвы, которые в молитве”. То есть она получает от вав (ו) все три огня де-ХАГАТ, включенные в него. И также получает от четвертого огня, включенного в НЕХИ этой вав (ו) от хазе и ниже. И поэтому “она пожирает влажное и сухое”, как и четвертый огонь. И объясняет, что “она извлекает простые изречения Торы, которые как сухие дрова”, и извлекает “тайны Торы, которые как влажные дрова”. Иначе говоря, благодаря тому, что она сжигает клипот, что в левой, являющиеся сухими, извлекаются простые изречения Торы, а благодаря тому, что она сжигает клипот, что в правой, являющиеся влажными, извлекаются тайны Торы, “и это – огонь, пожирающий и влажное и сухое”».

28) «”И еще” следует пояснить: “Пожирающий влажное” – “все жертвы, принесенные посредством молитвы”», в свойстве: «И восполним быков (словами) уст наших»[6], «”за исполнительные заповеди. И “пожирающий сухое”, – т.е. все жертвы, которые были принесены в молитве за запретительные заповеди, и это” то, за что наказывают четырьмя видами смертной казни: “побиение камнями, сжигание в огне, отрубание головы, удушение”. И это жертвы, “которые за исполнительные заповеди и за запретительные заповеди. Это те жертвы Шхины”, которые называются “молитва”, приносимые “за исполнительные заповеди и за запретительные заповеди. И соответственно этим пяти образам”, нисходящим от Бины, как мы уже объясняли, “установили пять молитв в День искупления. А соответственно бат-аин”, т.е. Малхут, как уже говорилось, и это “йуд (י) – это десять дней раскаяния, а хэй (ה)”, первая хэй (ה) де-АВАЯ (הויה), “соответствует свету бат-аин”, нисходящему к ней от вав (ו), как уже объяснялось. “Пять видов воздержания в День искупления”, когда не едят и не пьют, – “это соответствует последней хэй (ה)”» де-АВАЯ (הויה), т.е. Малхут в ее собственном свойстве, которая не пожирает и не поглощает, как мы уже говорили.

[1] Тора, Ваикра, 6:5. «И огонь на жертвеннике будет гореть в нем, не должен погаснуть, и будет разжигать на нем коэн дрова каждое утро и возлагать на него жертву всесожжения, и воскурять на нем туки мирных жертвоприношений».
[2] См. Зоар, главу Ваикра, п.п.441-442.
[3] См. Зоар, главу Берешит, часть 1, п.9. «Высшая точка, Арих Анпин, посеяла внутри чертога ИШСУТ три точки: холам, шурук, хирик…».
[4] См. Зоар, главу Ваикра, п.38. «”Смотри, об этих высших”, Абе ве-Име, “написано о них: “Еда”, а не питье…».
[5] Тора, Шмот, 24:17. «А образ славы Творца – как огонь пожирающий на вершине горы пред глазами сынов Исраэля».
[6] Пророки, Ошеа, 14:3. «Возьмите с собою слова и возвратитесь к Творцу, скажите Ему: “Прости все прегрешения и прими хорошее”. И восполним быков (словами) уст наших».

Также рекомендуем: “Зоар о корнях света хасадим в свечении Хохмы“, “Рабаш о понятии “молитва масс” в духовной работе“, “Бааль Сулам о механизме вознесения молитвы“.