Окончание. Вторую часть читайте здесь.
Глава Насо
43) «”Смотри, у шести дней начала творения, у каждого есть образ той ступени, которая направляет его. И нет дня, в котором бы не было хорошего”», то есть, как сказано: «И увидел Всесильный, что хорошо». «”И хотя о втором дне не сказано: “Что хорошо”, ты обнаруживаешь его в третьем дне, о котором сказано дважды: “Что хорошо”[1]».
44) «”И у каждого дня есть снаружи ограждение, чтобы не всякий человек мог войти в хорошее в нем, т.е. в нем имеется тьма, скрывающая свет”. Подобно тому, “как ты находишь в первом дне свет, и находишь тьму”. И также “в каждом дне ты находишь стражу. И эта стража подобна колючкам”, оберегающим “виноградник”, чтобы посторонний не вошел в него. “А есть другие стражники, такие как змеи и скорпионы, и аспиды, оберегающие это хорошее, чтобы не проник туда тот, кто не достоин войти. А если бы не было этой стражи, все грешники могли бы проникнуть в тайны Торы”».
45) «”И поэтому, если он грешник и желает проникнуть в знание тайн Торы, множество ангелов-губителей, называемых “тьма” и “мгла”, змеи и скорпионы, называемые зверями полевыми, путают мысль его, чтобы не вошел он в место, которое не его”».
46) «”Однако для обретшего добро – все эти стражники предоставлены” в помощь “ему, и обвинитель становится защитником. И приводят его к добру, которое скрыто, и обращаются” к этому скрытому добру: “Господин наш, человек добрый и праведный, боящийся небес, желает предстать пред Тобой, и он сказал нам: “Откройте мне врата праведности, войду я в них, возблагодарю Творца”[2]“. Тогда “это скрытое добро скажет им: “Отворите ему те врата, которые называются любовью, или те врата, которые называются возвращением”. И каждый праведник войдет согласно своей ступени. Как сказано: “Отворите врата, пусть войдет народ праведный”[3]».
47) «”А теперь необходимо вернуться к входу в возвращение, потому что многие виды возвращения совершают люди, и все они хороши, но не все они схожи. И есть человек, который был все свои дни законченным грешником, и нарушил множество запретительных заповедей, и раскаивается и признается в них (в своих грехах), а затем не поступает ни хорошо, ни плохо. И Творец, конечно же, простит его за это. Однако он не удостоится высшего возвращения. А бывает человек, который после того, как совершает возвращение от своих грехов, и они искупаются ему, он идет путем заповеди, и изо всех сил занимается ими, в страхе и любви к Творцу, такой (человек) удостаивается нижнего возвращения, называемого хэй (ה)”, Малхут, “и это является нижним возвращением”».
48) «”А бывает, что человек, раскаявшийся в своих прегрешениях и совершивший возвращение, занимается Торой в страхе и любви к Творцу не ради получения награды. Такой (человек) удостаивается буквы вав (ו) де-АВАЯ (הויה)”, т.е. Зеир Анпина, “являющейся сыном йуд-хэй (י”ה). И именем его называется Бина, и он приводит к возвращению вав (ו)”, Зеир Анпина, “к хэй (ה)”, Малхут. “И слово “возвращение (тшува תשובה)” состоит из букв “верни (ташув תשוב) вав (ו) к хэй (ה)”».
49) «”И никогда не пребывает в человеке ни хэй (ה), ни вав (ו) без страха и любви, т.е. йуд-хэй (י”ה). Конечно же, мы называем их страхом и любовью, и оттуда дана Тора и заповедь, и это сын и дочь”, т.е. вав-хэй (ו”ה), Зеир Анпин и Малхут.[4] “И поскольку Исраэль выполняют Тору и заповеди, они называются сынами Творцу, как сказано: “Сыны вы Творцу Всесильному вашему”[5]».
50) «”Сокрытое – Творцу Всесильному нашему, а открытое – нам и сыновьям нашим”[6]. “Сокрытое – (Творцу Всесильному нашему)”33 – это трепет и любовь, пребывающие в разуме и сердце, находящиеся в месте тела (гуф) и” во внутренней части “головы (рош)”, и это йуд-хэй (י”ה), как мы уже говорили. “А открытое – (нам и сыновьям нашим)”33, т.е. Тора и заповедь, которые вовне гуф и рош”, и это вав-хэй (ו”ה). “И смысл этого, безусловно, такой: ведь если человек испытывает трепет пред Творцом или любит Его, об этом не знает другой человек, потому что это раскрывается только между ним и Создателем его”».
51) «”Но если человек занимается Торой и идет путем исполнительных заповедей, это открывается каждому человеку, потому что Творец открыл ему уста, чтобы заниматься Торой, и глаза, чтобы изучать ее, и уши, чтобы слышать ее. И Творец создал в человеке руки и ноги, и тело, чтобы выполнять с помощью них исполнительные заповеди”».
52) Спрашивает: «”В таком случае, нос человека, – зачем Творец создал его?” И отвечает: “И вдохнул в ноздри его душу (нешама) жизни”[7]. Это образ, пребывающий над человеком, о котором сказано: “И снилось ему: вот лестница”[8]. Лестница (эта), конечно же, является душой жизни”, т.е. Малхут, “и это престол для имени АВАЯ, то есть трепет и любовь, и Тора, и заповедь”, где трепет и любовь – это йуд-хэй (י”ה), а Тора и заповедь – это вав-хэй (ו”ה), как мы уже сказали. “И в ней”, в душе жизни, “пребывает” имя АВАЯ. “И это престол”, т.е. лестница, “от которого образуются все души Исраэля, и он является образом над головой человека”».
53) «”И вот, ангелы Всесильного восходят и нисходят по ней”35 – это дыхания жизни, поднимающиеся и выходящие в теле, в этой лестнице. Это одна” лестница, “седьмая из всех. И та, что “поставлена на землю”,35 – это еще одна, и их “две. “А вершина ее достигает небес”35 – еще одна, и это три, “и вот, ангелы Всесильного восходят”35 – их еще две, итого пять, “и нисходят”35 – это еще “две”, всего семь. “И они соответствуют четырем сторонам” мира, “а также небесам и земле”, которые светят в этой лестнице. “И скрытый смысл этого: “Суета сует (эвель авалим), – сказал Коэлет, – суета сует, всё суета”[9], и это семь видов дыхания (эвель), соответствующих престолу”», потому что «суета сует (эвель авалим)»36 – это три, и во второй раз «суета сует (эвель авалим)»36 – это шесть, и вместе с последним «суета (эвель)»36 их семь. «”И это лестница, и небо, и море, и земля, и четыре основы мира. Итого семь, и соответствуют семи дням начала творения”, т.е. ХАГАТ НЕХИМ. И соответственно им “есть все создания небесные и земные, т.е. звери и птицы, животные и рыбы, и многочисленные порождения, исходящие от них”».
54) «”И поскольку всё создано в том самом образе, который над всем Исраэлем, и это праведник”, т.е. Есод, “сказано о них: “И боязнь и страх пред вами будет на всяком звере земли и на всякой птице небесной, на всем, что движется на земле, и на всех рыбах морских”[10]. И” изречение это “говорит о людях, которые уподоблены полевым зверям и животным, птицам и рыбам морским. Ибо есть человек, знаком удачи которого является “бык”, а есть, знаком которого является “лев”, и есть, “знак которого – “орел”, а есть, “знак которого – “человек”».
55) «”И почему все они страшатся этого образа”, находящегося над человеком, “от которого они были созданы? Однако, это потому что имя АВАЯ пребывает над ним, а смысл этого: “И увидят все народы земли, (что имя Творца наречено над тобою, и устрашатся тебя)”[11]. Но всякий, кто портит деяния свои, – становится ущербным образ его, а имя АВАЯ не пребывает в ущербном месте. И вследствие этого ущерба пребывает тьма, так как из-за ущерба луны”, Малхут, “пребывает тьма, и этот человек, так же как нанес ущерб образу своему, так же делается ущербным внизу, и стал немым или глухим, или слепым, или хромым, чтобы быть запечатленным наверху и внизу”».
56) «”И эта тьма пребывает из-за его ущерба, и сразу же знают это святые ступени, являющиеся воинствами Творца, и отдаляются от него, ибо они уже знают, что из-за этого ущерба не пребывает Царь. И поэтому воинства Царя отдаляются от него, поскольку воинства Царя пребывают и приближаются лишь к месту, в котором пребывает Царь. Ибо так они следуют за Ним, как органы за своим телом”».
57) «”И в том месте, где пребывает тьма, приближаются к нему многочисленные ангелы-губители, называемые змеями и скорпионами, и они жалят его, нанося множество укусов, и такими являются страдания. И если есть у него богатство”, т.е. достояние “от совершенных им добрых дел”, иначе говоря, если достоянием его являются добрые деяния, “их становится меньше у него. И как их становится у него меньше? Так, что любая заслуга”, т.е. любое свечение, “нисходящая к нему свыше” за добрые деяния, “передается этим ангелам-губителям”, и за это “отменяют ему страдания. Но если нет у него ни заслуги, ни провинности наверху, а всё” его достояние – “внизу, и за любую заработанную им заслугу нисходит к нему” земное “богатство”, тогда “народы мира приближаются к нему вместо ангелов-губителей, и он дает им свое богатство и спасается от них”».
58) «”И поэтому Исраэль приносили жертву Азазелю, той самой тьме, и семьдесят быков, соответствующих семидесяти народам, которых приносили в жертву в Суккот, чтобы выполнить сказанное: “Если голоден враг твой, накорми его хлебом, и если он испытывает жажду, напои его водою”[12]. И сразу же по совершении возвращения проходит тьма, вызванная ущербом, и они наполняются совершенством. И смысл этого: “Творец также снял грех твой, и ты не умрешь”[13]. И тотчас возвращается к нему имя АВАЯ, исцеляя его от этих ранящих его страданий. Это смысл сказанного: “И обратился бы, и исцелился”[14]. И откуда нам известно, что Творец сразу же возвращается к нему после совершения им возвращения, и восполняется этот ущерб? Ибо написано: “Возвратитесь ко Мне, и Я возвращусь к вам”[15]».
59) «”И всё это – в окончательном возвращении, приводящем к возврату Бины, т.е. йуд-хэй-вав (יה”ו), к хэй (ה), Малхут, которая отправилась в скитания из пристанища (досл. гнезда) своего, и это тот самый образ”, пребывающий над головой человека, “с которым связаны все образы,[16] и с ним связаны десять сфирот. И когда человек выполняет одну заповедь, но не более”, однако “выполняет ее в трепете и любви к Творцу, пребывают над ним благодаря ей десять сфирот. И каждый, кто выполняет одну заповедь как подобает, он словно выполняет двести сорок восемь (РАМАХ) исполнительных заповедей. Потому что нет заповеди, которая не состояла бы из всех двухсот сорока восьми”» исполнительных заповедей. (До сих пор Раайа меэмана)
[1] Тора, Берешит, 1:10. «И назвал Всесильный сушу землею, а стечение вод назвал морями. И увидел Всесильный, что хорошо». Тора, Берешит, 1:12. «И извлекла земля поросль, траву семяносную по виду ее, и дерево, дающее плод, в котором семя его, по виду его. И увидел Всесильный, что хорошо».
[2] Писания, Псалмы, 118:19. «Откройте мне врата праведности, войду я в них, возблагодарю Творца».
[3] Пророки, Йешаяу, 26:2. «Отворите врата, пусть войдет народ праведный, хранящий верность».
[4] См. выше, п.37.
[5] Тора, Дварим, 14:1. «Сыны вы Творцу Всесильному вашему, не делайте на себе надрезов и не делайте плеши между глазами вашими по умершему».
[6]Тора, Дварим, 29:28. «Сокрытое – Творцу Всесильному нашему, а открытое – нам и сыновьям нашим навечно, чтобы исполнять все слова учения этого».
[7] Тора, Берешит, 2:7. «И создал Творец Всесильный человека из праха земного, и вдохнул в ноздри его дыхание (досл. душу) жизни, и стал человек существом живым».
[8] Тора, Берешит, 28:12. «И снилось ему: вот лестница поставлена на землю, а вершина ее достигает небес; и вот ангелы Всесильного восходят и нисходят по ней».
[9] Писания, Коэлет, 1:2. «Суета сует, – сказал Коэлет, – суета сует, всё суета».
[10] Тора, Берешит, 9:2. «И боязнь и страх пред вами будет на всяком звере земли и на всякой птице небесной, на всем, что движется на земле, и на всех рыбах морских; в ваши руки отданы они».
[11] Тора, Дварим, 28:10. «И увидят все народы земли, что имя Творца наречено над тобою, и устрашатся тебя».
[12] Писания, Притчи, 25:21-22. «Если голоден враг твой, накорми его хлебом, а если испытывает жажду, напои его водою. Ибо горящие угли собираешь ты на голову его, и Творец воздаст тебе».
[13] Пророки, Шмуэль 2, 12:13. «И сказал Давид Натану: “Согрешил я пред Творцом”. И сказал Натан Давиду: “Творец также снял грех твой, и ты не умрешь”».
[14] Пророки, Йешаяу, 6:10. «Отучнело сердце народа этого и отяжелели (оглохли) уши его, и глаза его отвращены, чтобы не узрел он глазами своими, и не услышал ушами своими, и чтоб не поняло сердце его, и обратился бы, и исцелился».
[15] Пророки, Малахи, 3:7. «”Со времен отцов ваших отступали вы от законов Моих и не соблюдали (их); возвратитесь ко Мне, и Я возвращусь к вам”, – сказал Творец воинств. И сказали вы: “Как возвратиться нам?”».
[16]См. выше, п.52.
Также рекомендуем: “Зоар о духовных корнях внешнего образа человека“, “Рабаш о плодах в духовной работе человека“, “Тания о свойствах души и качеств человека“.