Продолжение. Первую часть читайте здесь.
Глава Цав
Сжигание жертвы посвящения (Раайа меэмана)
Фрагмент
145) «”А если он ученик мудрого, сказано о нем: “Праведный знает свою животную душу (нефеш)”[1], ибо нет мудреца, как коэн”, т.е. Хесед, “как мы объясняли: “Желающий обрести мудрость (хохма) – обратится к югу”[2], – то есть, чтобы прилепился к Хеседу, к югу. И это по той причине, что Хесед Зеир Анпина в гадлуте становится Хохмой. “А если он ученик мудрого, ему необходимо, чтобы было у него благочестие (хесед), и вместе с йуд (י), которая является мудростью (хохма)” в нем, “он – благочестив (хасид). Тот же, в ком нет мудрости (хохма), тот не благочестив (хасид). И поэтому сказано: “А простолюдин не может быть благочестив (хасид)”[3]. А если есть в нем” первая “хэй (ה)”, Бина, то есть “пять[4] книг Торы, которые даны ему от левой, называется стойким в Торе и боящимся греха”, т.е. удостаивается свойства Гвуры (стойкости, мужества). И есть в нем Хесед, так как он благочестив (хасид). И есть у него Гвура, поскольку оттуда дается Тора, и это йуд-хэй (י”ה), так как в гадлуте становятся Хесед и Гвура Зеир Анпина Хохмой и Биной. “А если он невежда”, т.е. нет в нем Торы, “сказано о нем: “Невежда не боится греха”20».
146) «”А тот, кто удостоился Тиферет, т.е. вав (ו)”, ибо тот, кто удостаивается Хеседа и Гвуры, удостаивается также и Тиферет, поскольку Тиферет – это совокупность Хеседа и Гвуры, “и он мудрец, понимающий в Торе и боящийся греха”, – т.е. Хесед и Гвура, которых он удостоился, становятся Хохмой (мудростью) и Биной (пониманием), и он мудрец, понимающий. “Он наследует свою Малхут” де-Тиферет, “то есть последнюю хэй (ה)” имени АВАЯ (הויה), и удостаивается ее, “если выполняет заповедь Царя”, поскольку Малхут называется заповедью Царя. И получается, что он удостаивается всех четырех букв йуд (י) хэй (ה) вав (וֹ) хэй (הֵ), т.е. Хохмы, Бины, Тиферет и Малхут. “После того как удостоился имени АВАЯ, он удостаивается проявленного имени, которое называется Адам”, т.е. АВАЯ (הויה) с наполнением алеф (א), в гематрии Адам (אָדָם 45), “в таком виде йуд-хэй-вав-хэй (יוֹ”ד הֵ”א וָא”ו הֵ”א)”, указывающее на Зеир Анпин, который в гадлуте. “В это время он властвует над телом, то есть он совмещает животную нефеш с животным руахом. Ибо занятие мирской суетой – в животной нефеш, а” животный “руах говорит о мирской суете. А” животная “нешама – та, в которой всевозможные раздумья и мысли о мирской суете. И ученик мудреца властвует над ними”», – т.е. над телом и над животными НАРАН.
147) «”Это означает сказанное: “И властвовать будут они над рыбой морской и над птицей небесной, и над скотом, и над всею землей”[5]», где «рыба морская»22 – указывает на нешама, «птица небесная»22 – на руах, «скот»22 – на нефеш. «”А что такое “и над всею землей”22? – это гуф, являющийся малым миром. И они испытывают страх пред” учеником мудреца, который властвует над ними, “как сказано: “И боязнь и страх пред вами”[6]. С правой стороны”, Хеседа, “он властвует над ними. О нем”, о Хеседе, сказано: “Будут властвовать”22. Как сказано: “И будет властвовать он от моря до моря”[7], – говорится о власти. И с левой стороны”, т.е. Гвуры, “они испытывают страх пред ним, это означает: “И боязнь и страх пред вами”23. И о нем сказано: “Праведный знает свою животную душу (нефеш)”18» – т.е. властвует над своей животной душой.
148) «”И после того, как он стал праведником”, Творец “не дает ему награды за заповеди, и нет у него награды в этом мире, и нет питания” для тела и НАРАН “животных его, “а бедный считается мертвым”[8]. И над всем этим он постоянно пребывает со Шхиной”».
149) «”Ибо Творец Всесильный твой – Он огонь пожирающий”[9]. Этот огонь”, т.е. Шхина, “нуждается в Нем, чтобы Он всегда находился с ним, и нельзя его погасить, и он пожирает все жертвы”, т.е. “молитвы и слова Торы. Ибо она, Шхина, – пропитание Его”, Зеир Анпина. “И в чем” она считается пропитанием Его? “В молитвах” Исраэля, которые она получает. “Это как написано: “Открой мне, сестра моя, подруга моя”[10] – открой мне в молитве. О ней сказано: “Господин мой, открой уста мои”[11], – ибо она “сестра моя, подруга моя”27. И не только подруга моя (раэяти́ רַעְיָתִי), но и пропитание мое”», т.е. от слова «пастбище (рэия́ רְעִיָּה)», так же как «Творец – пастырь мой (рои́ רֹעִי)»[12]. «”Ибо в ней святые сыновья”, Исраэль, “устанавливают виды питания в жертвоприношениях Царя”, Зеир Анпина, “в разных видах питания, в хлебе Торы”».
150) «”Как сказано о ней: “Идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное”[13]. “Хлеб мой”30 – от правой (стороны)”, со стороны Хеседа. И “вино”30 – это вино Торы, от левой (стороны)”, со стороны Гвуры. “Растворенное”30 водой”, т.е. правая (сторона), “а вино письменной Торы и устной Торы”, т.е. левая (сторона), “от среднего столпа”, Тиферет, “включающего обе”, т.е. включающего правую и левую (стороны), Хесед и Гвуру. “С мясом” – т.е. мясом жертвы посвящения, в разных видах жертвоприношений”, и это Малхут, о которой сказали мудрецы Мишны: “О мясе, опускающемся с небес, идет речь”[14]. Что значит “с небес”31? – средний столп”, т.е. Зеир Анпин, называемый небесами. “И о ней сказано”, т.е. Зеир Анпин, называемый Адам, сказал о ней: “Плоть от плоти моей”[15]».
151) «”И это мясо жертвы посвящения”, т.е. Малхут, “пылающей в разных видах пламени со стороны Гвуры, в любви мужа ее”, Зеир Анпина, “сгорает в любви, любви возглашения Шма, в любви единства, которая ни ночью, ни днем не погаснет. Заклинаю вас: “Не давайте покоя Ему”[16], Творцу”, пока не “будет Он в пламени любви единства Своего при возглашении Шма, чтобы осуществить с помощью Него: “Огонь постоянный будет гореть на жертвеннике, не угаснет”[17]».
Пояснение сказанного. Всё то время, пока человек не удостоился полного возвращения, не достиг мохин де-ГАР, считает его Раайа меэмана простолюдином, и зовется учеником мудреца лишь после того, как удостоился мохин де-ГАР от АВАЯ (הויה) с наполнением алеф (א), т.е. ГАР Зеир Анпина, когда Хесед, что в нем, поднимается к свойству Хохмы, а Гвура – к свойству Бины, как говорилось выше: «Рош Царя устанавливается на Хеседе и Гвуре»[18]. И это сказанное им: «А если он ученик мудрого, ему необходимо, чтобы было у него благочестие (хесед)»[19], т.е. чтобы удостоился вначале состояния ВАК, когда, относительно правой линии, ступень его – это ступень Хесед, «и вместе с йуд (י), которая является мудростью (хохма), он – благочестив (хасид)», т.е. удостоится затем также и ГАР, когда Хесед поднимается, чтобы быть Хохмой, и получается, что есть у него Хесед, а также Хохма, и это йуд (י), находящаяся внутри Хеседа, и тогда он – благочестив (хасид). «Тот же, в ком нет мудрости (хохма), тот не благочестив (хасид). И поэтому сказано: “А простолюдин не может быть благочестив (хасид)”», – ибо недостает ему йуд (י) внутри Хеседа, т.е. Хохмы. И поэтому он считается простолюдином. «А если есть в нем хэй (ה)… называется стойким в Торе и боящимся греха», и это в отношении левой линии, ибо при достижении мохин де-ВАК, когда ступень его – это ступень Гвуры, он называется стойким (гибор) в Торе. А если удостоился затем ГАР левой линии, когда его свойство Гвура поднимается, чтобы стать Биной, первой хэй (ה) де-АВАЯ (הויה), т.е. свечением Хохмы, исходящим от левой (линии) Бины, он называется боящимся греха. И это из-за того, что свечение Хохмы притягивается от левой линии Бины только с раскрытием суровых судов над грешниками, притягивавшими Хохму сверху вниз.[20] И это для того, чтобы внушить трепет и страх тем, кто хочет притягивать Хохму сверху вниз. Таким образом, человек, который удостоился свечения Хохмы левой линии, является боящимся греха, т.е. он боится грешить и притягивать Хохму сверху вниз. И это является корнем запрета всех трехсот шестидесяти пяти (ШАСА) запретительных заповедей.
[1] Писания, Притчи, 12:10. «Праведный знает свою животную душу, а милосердие нечестивых – жестоко».
[2] Вавилонский Талмуд, трактат Бава батра, лист 25:2. «Сказал рабби Ицхак: “Желающий обрести мудрость – обратится к югу, а (желающий) обрести богатство – к северу. И признак тебе: стол – на севере, а светильник – на юге”».
[3] Мишна, раздел Моэд, трактат Авот, мишна (закон) 5. «Он (Гилель) говорил: “Невежда не боится греха, а простолюдин не может быть благочестив. И не может стеснительный учиться, а нетерпеливый – обучать. Не всякий, кто преуспевает в торговле, преуспеет в мудрости. И там, где нет людей, старайся быть человеком».
[4] Буква хэй (ה) имеет числовое значение «пять».
[5] Тора, Берешит, 1:26. «И сказал Всесильный: “Сделаем Адама в образе Нашем, по подобию Нашему! И властвовать будут они над рыбой морской и над птицей небесной, и над скотом, и над всею землей, и над всем ползучим, что ползает по земле”».
[6] Тора, Берешит, 9:2. «И боязнь и страх пред вами будет на всяком звере земли и на всякой птице небесной, на всем, что движется на земле, и на всех рыбах морских; в ваши руки отданы они».
[7] Писания, Псалмы, 72:8. «И будет властвовать он от моря до моря и от реки до пределов земли».
[8] См. Вавилонский Талмуд, трактат Недарим, лист 64:2.
[9] Тора, Дварим, 4:24. «Ибо Творец Всесильный твой – Он огонь пожирающий, Владыка ревностный».
[10] Писания, Песнь песней, 5:2. «Я сплю, но бодрствует сердце мое. Голос! Стучится друг мой: “Открой мне, сестра моя, подруга моя, голубка моя, чистая моя, ибо голова моя росою полна, кудри мои – каплями (росы) ночной”».
[11] Писания, Псалмы, 51:17. «Господин мой, открой уста мои, и язык мой возвестит хвалу Тебе!».
[12] Писания, Псалмы, 23:1. «Псалом Давида. Творец – пастырь мой, не будет у меня нужды».
[13] Писания, Притчи, 9:5. «Идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное».
[14] См. Вавилонский Талмуд, трактат Санедрин, лист 59:2.
[15] Тора, Берешит, 2:23. «И сказал Адам: “Эта на сей раз – кость от костей моих и плоть от плоти моей. Эта наречена будет женой (иша), ибо от мужа (иш) взята она”».
[16] Пророки, Йешаяу, 62:6-7. «На стенах твоих, Йерушалаим, Я поставил стражей, весь день и всю ночь, всегда, не будут молчать они. Напоминающие о Творце – не успокаивайтесь! И не давайте покоя Ему, пока не утвердит и не сделает Йерушалаим славой на земле».
[17] Тора, Ваикра, 6:6. «Огонь постоянный будет гореть на жертвеннике, не угаснет».
[18] См. Зоар, главу Мишпатим, п.520.
[19] См. выше, п.145.
[20] См. Зоар, главу Пкудей, п.376, и главу Цав, п.114.
Также рекомендуем: “Рабаш об основах возвращения“, “Зоар о принципах и пределах порождения тел и душ“, “Бааль Сулам о каббалистическом понятии миров и душ“.