Перевод редакции сайта “Зоар для всех”.
Барух Ашлаг (РАБАШ)
Письмо двенадцатое (1)
25 тишрея 5767г., Лондон
Моему уважаемому другу…
Вчера я получил от тебя твое письмо, адресованное жителям Гейтсхеда. А пока я передаю твое письмо друзьям в Лондоне, и хочу повлиять на них, главным образом, чтобы они ответили на твое письмо, для того чтобы между вами состоялся обмен письмами. И, если это удастся, будет великое благо как в материальном, так и в духовном.
И я опишу тебе содержание разговора, который состоялся в дни Сукот с учениками рава Деслера, благословленной памяти, по вопросу “тени верности”: и нужно знать, что фактор “тени” называется сокрытием, – это кли для того, чтобы удостоиться света веры, называемого “верность”.
И при этом я истолковал высказывание мудрецов о стихе: “Чтобы знали ваши поколения, что в шалашах (сукот) поселил Я сынов Исраэля”. По словам раби Элиэзера, – (это) были облака славы. Раби Акива говорит: (это были) настоящие шалаши”.
И я спросил: как могут разногласия одного (мудреца) с другим быть настолько далекими, чтобы один говорил (о) настоящих, то есть материальных шалашах, а другой – (о) духовных “шалашах” облаков славы.
Но и то и другое слова Бога живого. И нет здесь никаких разногласий, а один (т.е. раби Акива) говорит, что в основном следует помнить (досл. “дать память”) о сосудах, а другой – о светах. В действительности шалаши (סוכות) – это истинные сокрытия, от слова “покрывать, прикрывать (סכך)”, что называется тенью. И раби Элиэзер говорит, что следует помнить (досл. “создать память”) о светах, называемых семью облаками славы, и это свойство верности. И оба свойства вместе были тогда, при их выходе из земли египетской.
Поэтому, если мы выстраиваем себя (таким образом), то удостаиваемся светов. Но не (следует) думать, не дай Бог, что нет удовольствия и наслаждения, когда работаем в свойстве лишма.
И я привел им пример. Необходимо знать, что мир сотворен с желанием получать. Поэтому, как только младенец рождается, уже хочет наслаждаться до своего последнего дня: чтобы играли с ним и тому подобное. А когда вырастет, он тоже хочет только удовольствий и наслаждений.
И следует знать, что вопрос наслаждения – это духовное понятие. У нас нет способности уловить (осознать) наслаждение, но это свойство света. Есть правило, что нет света без кли, поэтому любое наслаждение должно приходить в каком-то облачении.
Поэтому мы определяем, что всякое удовольствие и наслаждение истинно, ведь любое наслаждение исходит от свойства света. И вся разница между человеком и животным – только в облачении, а именно в келим. И, конечно же, соответственно важности кли, – так же облачается свет. Но это частность, а вообще-то нет различия между большим человеком и маленьким, кроме как в облачении.
И, как мы видим, когда маленькая девочка играет с куклой, несомненно, удовольствие, которое девочка ощущает при этом, является истинным удовольствием. И если мы хотим, чтобы девочка бросила куклу и пошла кушать, тогда девочка решает, что у нее более жестокие и злые родители, чем соседи. Потому что соседи не мешают ей играть, а родители – мешают. И еще мы видим, если бывает, что в доме оказывается полугодовалый ребенок, и он плачет, а (взрослые) говорят девочке: “Зачем тебе играть и так горячо целовать куклу, ведь это не настоящий ребенок, пойди, поиграй с настоящим ребенком”, она ни в коем случае не соглашается, несмотря на то, что мы уверены, что это истинное облачение.
И если бы мы могли сказать девочке: “Почему ты не получаешь удовольствия от игры с настоящим младенцем?”, – в ее устах нет никакого ответа. А если ей говорят: “Разве ты не видишь, как мама младенца играет с ним, или даже другие люди играют с маленьким ребенком и целуют его, и никогда не бывает, чтобы взрослый человек играл с куклой и целовал ее?”. Тогда она обязательно ответит, что настоящее удовольствие находится именно в кукле. То есть в ложном облачении.
“И то, что взрослые играют и целуют маленьких детей, – воистину это только потому, что у этих людей нет никакой страсти к наслаждениям. Напротив, я хочу получать удовольствие от жизни, поэтому я должна забавляться с куклой”.
И это несомненно. Но человек, который еще не развит, не способен получать наслаждения от истинных облачений, несмотря на то, что и там имеется наслаждение. И таков же смысл примера: лишма и ло лишма.
И в этом примере будет ответ на письмо нашего друга…, и достаточно понимающему.
Барух Шалом а-Леви Ашлаг
Также рекомендуем: “Жить и наслаждаться“, “Путь бесконечного наслаждения“, “Рабаш о цели милосердия“, “Лишма“, “Бааль Сулам о внутренней сути каббалы и духовном пути человека“.