Окончание. Начало читайте здесь.
Барух Ашлаг (Рабаш)
Письмо 28
Однако есть правило: память о мертвом тоже стирается из сердца. Иначе говоря, человек забывает, что когда-то жил, а теперь пребывает в состоянии смерти. Тогда мы окунаемся в поток жизни, присущей общности в целом, и уже не страдаем от такой жизни. Мы доходим до того, что забываем обо всем и достигаем состояния, которое называется: “среди мертвецов свободный”. Человек становится свободным от всех заповедей, полученных от учителя, и приходит к забвению: он забывает даже о том, что когда-то выполнял какую-то работу. Ему кажется, что в текущее состояние он погружен все дни своей жизни. И даже этот расчет он забывает производить, просто отдаваясь на волю течения, захлестывающего мир.
Отсюда следует, что несколько состояний сменяют друг друга, прежде чем нам удается подключиться к источнику жизни, живительному для всех душ.
- Человек забывает производить какой-либо расчет на свое текущее состояние.
- Он производит расчет с самим собой, видит, что мертв, вспоминает время подъема и ощущает тогда жизнь в страданиях, подобно игле, греху в живой плоти. Однако же, – он приходит в отчаяние!
- Производит расчет и видит, что он мертв, однако ему светит свет уверенности, он укрепляется и принимает на себя обязательство в том, что с этого момента и далее будет идти путями работы в категории “подслащение”.
- Человек работает над заповедями разумом, а сердце задействует по мере возможности, по принципу: “всё, что в твоих руках и силах сделать, – делай”. Тогда человек ощущает вкус в изучении Торы, хотя и не понимает духовной сути вещей. Так, или иначе, учеба светит ему светом, кроющимся в Торе, и человек ощущает вкус в работе выше знания, а также свою удаленность, вызванную желанием наслаждаться. Он стремится лишь к работе по отдаче, пока Творец не пожалеет его и не скажет ему слово мира. Как сказал мой отец и учитель (Бааль Сулам): “Услышу, что скажет Бог, ибо скажет слово мира народу Своему и приверженцам Своим, лишь бы не возвратились они к глупости” (см. Псалмы, 85:9).
И действительно, здесь нужно уяснить трудный и серьезнейший вопрос. Мы удостоились услышать слово живого Творца из уст Ари, а также, – моего отца и учителя, и увидели, что ничто не сокрыто от него. Каждый раз, удостаиваясь склониться пред ним сердцем и душой, мы уже сами ощущали, что пребываем в духовном пространстве, которое выше всех сует этого мира. Как же случилось, что мы остались в текущем состоянии, каждый на своем уровне? Ведь каждый из нас должен был находиться на более высокой, чем сейчас, ступени.
Вопрос этот раскрыт в Торе. Я уже истолковывал для вас рассказ о выходе народа Исраэля из-под власти фараона и объяснял, почему, пожелав вывести Исраэль из Египта, Творец нуждался в согласии фараона. Ведь разве Он не всемогущ? Я разъяснил, что “фараон” – это тело, а тело должно любить Творца всем сердцем и т.д. Однако любовь невозможна по принуждению, а потому следует спросить: если известно, что работа должна вестись выше знания, – почему же тогда Творец показывал знамения фараону? А также непонятны слова: “Я ожесточил сердце его, дабы совершить Мне эти Мои знамения в среде его” (см. Тора, Шемот, 10:1). Возникает вопрос: ведь в таком случае Он отнял у фараона возможность выбора? Мало того, что сердце человека с юности порочно, – Творец, к тому же, раз за разом всё больше ожесточал его. Значит, у человека нет ни малейшей возможности выбирать добро и презирать зло?
Мы поймем это из того, на что указал нам мой отец и учитель. Основой нашей работы должно быть намерение ради отдачи, однако в случае знамения становится трудно работать с намерением лишма. А главное, если есть вопрос “Кто?” (буквы: מי “ми”), – возникает возможность для соединения с категорией “эти” (буквы: אלה “эле”). И благодаря двум этим факторам раскрывается имя Творца (אלקים – “Элоким”). Ибо “эле” без “ми” не существует, как разъясняется в Предисловии к комментарию Сулам на книгу Зоар. Главное – нужно, чтобы раскрылись буквы Торы. Ведь “невежа неблагочестив”, и нужен именно приверженец Торы, а иначе выходит, что “отдающий дочь свою замуж за невежу, как будто вкладывает ее в львиную пасть” (см. Талмуд, трактат Псахим, 49:2). Иными словами, смерть неотвратима, если он не приверженец Торы. А Тора – это категория средней линии и она включает в себя оба фактора: “ми” и “эле”, вместе составляющие имя Творца “Элоким”.
Соответственно, если человек приступает к истинной работе и начинает ощущать вкус в ней, тогда у него уже есть возможность оступиться в аспекте желания наслаждений. Иными словами, у него уже есть основа для занятий Торой и заповедями, поскольку он ощущает в этом вкус более утонченный, чем во всех суетах этого мира. А, следовательно, у него уже нет нужды в категории веры выше знания, поскольку чувство наслаждения само по себе означает неопровержимое знамение того, что стоит быть работником Творца. Если же человеку не дадут вкуса к работе, то он не сможет продолжать ее, потому что трудно сразу приступить к работе выше знания: начинаем мы с ло лишма, а затем приходим к лишма. И порядок здесь такой же, как при обучении ребенка ходьбе: его держат за руку и ведут, а когда начинает ходить, его отпускают. Сначала он падает, и его снова поддерживают, а он снова падает, – таков порядок, пока он не научится ходить без всякой поддержки. Тогда человек может работать лишма и, удостаиваясь многого, уже знает, как вести себя, чтобы пребывать в состоянии отдачи, хотя он сейчас обильно получает. Ведь он – приверженец Торы, иными словами, он постоянно занимался Торой, дабы знать, как вести себя, чтобы всё его намерение было ради небес. Тогда начинается период, когда ему раскрывают тайны Торы, суть которых – “изобилие, изливаемое на работников Творца”.
Из вышесказанного поймем, что означает “ожесточение сердца”, которое Творец обещал Моше. После всех чудес и удивительных дел, даже если мы обретем какое-то осознание величия в том, что касается как подъема духа, так и откровений Торы, пускай во время действия мы будем испытывать от этого большое и мощное воодушевление, пока не решим, что нет иного кроме Него, и что возвышаться стоит лишь для того чтобы служить Творцу, – вместе с тем, не надо думать, что тем самым упразднится место для работы в отношении того, что человек должен раскрыть, поскольку он тотчас склонится перед учителями, и у него не останется возможности для выбора.
В отношении того, что человек должен выбрать, пообещал Творец: “Я могу сделать то, реальность чего тебе не понять”. Творец посылает “ожесточение сердца”, но после всех знамений и раскрытий человек тотчас забывает обо всем и должен заново начинать свою работу. Ты можешь спросить: к чему все эти знамения, если человек забывает о них? Однако период знамений однозначно определяет, что стоит быть работником Творца. Это называется поддержкой и приходит не за счет человека, а за счет Того, кто поддерживает.
Однако, вместе с тем, человек приучает себя продвигаться как описано выше в примере с ребенком. А потому даже мы удостоились услышать слова живого Творца из уст Шхины, говорящей из гортани моего отца и учителя. В любом случае, выбор остается за нами, и даже если он раскрыл нам множество вещей, это делалось лишь для того, чтобы наставлять нас, дабы мы смогли идти без поддержки.
Поэтому при любом откровении Торы, которое раскрывал он пред нами, при ощущении душевного подъема и прочной уверенности в том, что необходимо посвятить себя лишь работе на благо Творца, – тотчас приходит “ожесточение сердца”, как сказано: “Я ожесточил сердце его”. Цель этого в том, чтобы затем у нас появилась возможность выбора со своей стороны, ибо это и называется усилиями без вспомогательной поддержки. Ведь намерением Творца было привести нас к желанному совершенству, а потому остался каждый в таком состоянии, которое не подошло бы его ученику.
Мы должны укреплять себя согласно тому, что сказано в моем предыдущем письме: праотец наш Яаков не умер. Иными словами, свойство истины живет и существует вовеки. И пускай осуществятся слова: “Не бойся, раб Мой Яаков, – сказал Творец, – и не страшись, Исраэль, ибо спасу Я тебя издалека и потомство твое – из страны пленения их” (Пророки, Йермияу, 30:10). Даже если мы предельно удалены, спасение приходит от Творца в мгновение ока, и удостоимся прийти к истине, то есть доставить удовольствие своему Создателю, да будет на то Его воля.
Твой друг, Барух Шалом Леви Ашлаг, сын своего отца и учителя Бааль Сулама
Также рекомендуем: “Уверенность – одеяние света“, “Зоар: сотворение, падение и возрождение человека“, “Исправление общего и частного“, “Бааль Сулам о власти многих как основной причине разбиения в мире Некудим”