Обобщающее введение. Часть девятая

Продолжение. Перевод реадкции сайта “Зоар с комментарием Сулам”. Восьмую часть читайте здесь.

Йегуда Ашлаг (Бааль Сулам)

10. А теперь разъясню вопрос соударения внутренних светов с окружающими светами по причине их связанности друг с другом. Выше, в п.5, я приводил, и приведу еще раз сказанное равом, благословенной памяти, во Вратах Акудим, гл.5, где он сам подробно объясняет сущность этого соударения. Краткая цитата из середины его слов: “Получается, что есть (в распространении света мира Акудим и исторжении при возвращении его к Создателю) три вида светов. Первый свет, – исконный во всех них, то есть света акудим, – называется “таамим”; второй – это решимо, которое остается затем от этого света после исторжения, и называется “тагин”; третий – это свет, приходящий к нему путем подъема сфирот, когда он (светит) через ахораим, являясь судом, и называется “некудот”.

По приходу третьего света, называемого некудот, он попадает во второй свет, называемый решимо, которое является милосердием. Они ударяют друг в друга и соударяются, ибо это две противоположности: один – прямой свет, являющийся милосердием,  а другой – отраженный свет, являющийся судом. Тогда из отраженного спускающегося света, который является судом, падают искры, и эти искры – это следующий, четвертый свет, именуемый “отиёт”. И это тайна четырех категорий (светов): таамим, некудот, тагин и отиёт, – все они были включены здесь в сущность Акудим… А те искры, который упали из отраженного спускающегося света, подобны двумстам восьмидесяти восьми искрам разбившихся келим в мире Некудим”. Конец цитаты.

Объяснение его слов. В соответствии с тем, что разъяснено выше о порядке распространения света в мире Акудим, когда начинает распространяться свет из Эйн соф, благословен Он, к зивугу де-акаа на экран в кли Малхут, тогда выходят от него десять сфирот отраженного света снизу вверх. Как упомянуто выше в п.6, они имеют противоположное значение, и высшие (сфирот) прямого света будут нижними в отраженном свете. В десяти сфирот отраженного света ступени уменьшаются в значении тонкости, когда Зеир Анпин, который тоньше, чем Малхут будет на ступени худшей, чем Малхут, и в десяти сфирот отраженного света он только в значении Хохмы. Бина, которая более тонка, чем Зеир Анпин, меньше ступенью и у нее есть только значение Бины. Хохма, которая более тонка, чем Бина, меньше ступенью, и нет у нее более, чем значение Зеир Анпина. А Кетер – он в значении Малхут, как написано в Паним, в третьей ветви. Однако затем прямой и отраженный света соединяются и переплетаются вместе, поэтому становится при этом их значение равным, – уровень каждой из десяти сфирот будет до Кетера, как написано в п.4. И эта общность мира Акудим, то есть распространение и возвращение света Эйн соф, благословен Он, от Кетера до Малхут и от Малхут до Кетера, называется таамим, или первым распространением Акудим.

Так вот, выше, в п.8, разъяснено, что природа внутреннего света, который облачен также в кли Малхут, – очищать кли. Потому, по этой причине, экран утоньшается поступенчато, вначале получая утоньшение как бхина гимэл. И это называется, что экран поднимается в Зеир Анпин. И тогда свет Эйн соф, благословен Он, снова распространяется от Кетера к экрану в кли Зеир Анпина, а от Зеир Анпина – к Кетеру. При этом уменьшается значение отраженного света, поднимающегося от экрана к ступени Хохма, и (получающего) значение Зеир Анпина отраженного света. Подобно этому при утоньшении экрана ступени опускаются, пока (экран) не утоньшится до свойства Кетера прямого света, и тогда аннулируется экран и прекращается зивуг де-акаа, как упомянуто выше. Так вот, совокупность этого отраженного света, который спускается от ступени к ступени до тех пор, пока все они не скроются, называется светом некудот. Из-за того, что свойство экрана исходит от точки сокращения, поэтому он также препятствует приходу прямого света для распространения внутри него, – подобно центральной точке первого сокращения, которая украшает себя и отказывается от света в ней, выбирая наибольшее очищение от ее авиют, чтобы уравнять свою форму с Создателем, как подробно разъяснено в первой ветви Паним масбирот. А потому отчеканена в экране эта сила, то есть желание очиститься. И пойми это хорошо.

А теперь разъясним тайну решимо, являющегося светом тагин. Известно, что несмотря на то, что свет исторгается, тем не менее, он оставляет после себя решимо. И поэтому в общности первого распространения мира Акудим, когда (свет) распространяется и возвращается от Кетера к Малхут и от Малхут к Кетеру, выходит десять сфирот, уровень которых во внутреннем свете равен, – до Кетера. И подобны этому десять сфирот окружающего света, как упомянуто выше в п.7 (посмотри там внимательно о том, что не было здесь особого кли для внутреннего света и особого кли для окружающего света). И это кли в своей общности называется кли Кетера из-за того, что все десять сфирот были на уровне Кетера. Поэтому хотя это распространение исторгается снова, однако остается от него решимо которое там сохраняет и поддерживает прежнюю форму, чтобы не аннулировалась полностью по причине исторжения света.

И в соответствии с этим пойми, каким образом свет решимо, оставшийся от первого распространения, и спускающийся отраженный свет, являющийся светом некудот, – оба они противоположны, ударяют и соударяются друг с другом. Ибо свет решимо усиливается от первого распространения, когда прямой свет распространялся к экрану бхины далет. И его сильное желание (в том), чтобы экран оставался только в авиют бхины далет, когда лишь благодаря свойству наибольшей авиют в бхине далет есть у него значение уровня Кетера. Но свет некудот, то есть сам экран, – наоборот: он укрепляется во всей его силе только для очищения от плотного света в нем, который является свойством суда, желая утоньшиться полностью и уравнять свою форму с Создателем, благословен Он, поскольку его изначальная природа – от точки сокращения, являющейся его корнем. И пойми это хорошо.

11. И по примеру этого пойми четвертый свет, который падает вследствие соударения света решимо со светом некудот, и который называется отиёт, – они подобны двумстам восьмидесяти восьми искрам разбитых келим мира Некудим. И следует знать, что в любом месте, где в Зоаре, Тикуним, и у святого Ари, благословенной памяти, приведены понятия “искры”, “сверкание” или “искрение”, это указывает на свойство отраженного света. Ибо свечение прямого света определяется именем “света”[1], а свечение отраженного света определяется именем “искры”, или “искрение”, и т.п. Из этого пойми сущность искр, которые падают вследствие соударения решимо с отраженным спускающимся светом. Это тоже свойство решимо, но это решимо отраженного света, и поэтому определяются именем “искры”.

Так вот, выше в п.8 разъяснен порядок спуска отраженного света, когда (экран) начинает получать утоньшение (к свойству) Зеир Анпина и оказывается перемещенным из бхины далет, являющейся кли истинной Малхут. И когда свет Эйн соф, благословен Он, снова распространяется к экрану в кли Зеир Анпина, этот свет Малхут[2] будет на уровне Хохмы. Из общности света Акудим скрывается свойство Кетера по той причине, что Малхут в Зеир Анпине образует не Кетер, а Хохму (и разъяснено, что основа наделения мерой уровня в общности десяти сфирот неэцаля – это свет Малхут, как написано выше, и смотри в Паним Масбирот, ветвь 4). И (поскольку) кли истинной Малхут оказывается без света, необходимо было оставить в ней двое решимот: одно решимо – от света таамим, которое сохраняет и поддерживает авиют бхины далет насколько оно сможет, и второе решимо – от света некудот, то есть от этого света, относящегося к экрану, стремящемуся очиститься. Но оба они не могут оставаться вместе, – они противоположны друг другу. Ибо место, где находится решимо де-таамим, называется кли Кетера, – по имени его десяти сфирот, которые в месте Кетера. А место, где находится решимо отраженного спускающегося света, называется кли Хохмы, или “ниже Кетера”. Поэтому из Малхут исторгается ее решимо и поднимается в кли Зеир Анпина, а решимо отраженного спускающегося света остается на ее месте. И получается, что здесь выталкивается ее решимо ради искр отраженного света. Однако в дальнейшем выталкиваются искры отраженного света ради света ее решимо.

После этого при подъеме экрана в место Бины, то есть когда (экран) получает утоньшение до бхины бэт, и свет Эйн соф, благословен Он, распространяется и возвращается от Кетера к Бине и от Бины к Кетеру, тогда скрывается также свойство Хохмы, и оказывается кли Зеир Анпина тоже оставшимся без света. И там также остаются двое решимот, – от света таамим и от отраженного света, которые противоположны друг другу. Здесь усиливается решимо над искрами отраженного света: решимо де-таамим остается в кли Зеир Анпина, и поэтому оно остается в свойстве кли Кетера, а решимо отраженного света, являющееся искрами кли Хохмы, отталкивается ниже табура, то есть ниже кли Кетера. Ведь распространение мира Акудим – до табура, и Малхут Акудим называется табуром. И уже знаешь, что там остались искры Кетера отраженного спускающегося света, значение которых – свойство Кетера Хохмы. Решимо Малхут де-таамим, являющееся настоящим свойством Кетера, поднимается в Зеир Анпин, а искры, которые упали из кли Зеир Анпина, являющиеся искрами Хохмы в Хохме, падают ниже табура, – туда, где Кетер Хохмы.

И подобно этому – при подъеме экрана в Хохму, то есть когда он утоньшается к бхине алеф. Пока еще распространяется и возвращается свет Эйн соф от Кетера к Малхут и от Малхут к Кетеру, и этот свет – на уровне Зеир Анпина. (Здесь) скрывается также уровень Бины, а кли Бины остается пустым, без света. И остаются двое решимот, как упомянуто выше: решимо де-таамим остается на своем месте, а решимо отраженного спускающегося света отталкивается и падает ниже, чем искры Хохмы, которые ниже табура.

А после этого (экран) утоньшается до свойства Кетера, являющегося корнем, само по себе теряется все его свойство авиют, так или иначе отменяется зивуг де-акаа, и нет более отраженного света. Получается, что искры от свойства Кетера не падают вообще, а остается там только решимо де-таамим.

Итак, подробно разъяснена сущность противоположности между решимо и отраженным спускающимся светом. Поэтому разделилась их совокупность: решимо десяти сфирот де-таамим осталось на своем месте, являясь свойством келим КАХАБ ЗОН Кетера до табура АК, а искры, которыми является решимо отраженного спускающегося света, упали со своих ступеней, которые были у него, (в место), именуемое “ниже табура”, то есть – ниже Малхут Акудим. И это келим КАХАБ ЗОН Хохмы, называемые отиёт.

[1] В оригинале используются два слова, означающие “света” – на иврите и на арамейском: “אורות או נהורין”.
[2] То есть – отраженный свет, поднимаемый экраном.

Читать далее…

Также рекомендуем: “ТАНТА: объяснение Бааль Сулама“, “Ступени лестницы (избранные статьи). Часть первая“, “Бааль Сулам о понятии искр (ницуцин) и их значении“.