Продолжение. Перевод реадкции сайта “Зоар с комментарием Сулам”. Седьмую часть читайте здесь.
Йегуда Ашлаг (Бааль Сулам)
8. А теперь объясним сущность удара и соударения между окружающим светом и внутренним светом в силу их нахождения в одном кли. Посмотри в Древе жизни, Эйхаль АК, врата 2, (стр.) 72, а также во Вратах акудим, гл.2.: природа внутреннего света – очищать кли, в которое он облачается, – изучи там внимательно. Поэтому так как в десяти сфирот пэ де-АК внутренний свет и окружающий свет связаны в одном кли Малхут, то внутренний свет постепенно, ступень за ступенью, очищает кли Малхут, и в этом причина исторжения десяти сфирот пэ, которые называются Миром акудим.
И это уже разъяснено выше в пунктах четвертом и шестом: десять сфирот отраженного света – в обратном значении по отношению к десяти сфирот прямого света. Ибо в десяти сфирот прямого света, благословен Он, ступени, соответственно их тонкости, восходят одна над другой до корня, который является в них самым тонким. Однако в десяти сфирот отраженного света ступени восходят одна над другой согласно их авиют, – вплоть до корня, являющегося наиболее плотным из всех них. Это бхина далет, Малхут, которая снова становится Кетером, бхина гимэл – Хохмой, бхина бэт – Биной, бхина алеф – Зеир Анпином, а Кетер – свойством Малхут.
И вначале утоньшается экран на одной ступени, то есть очищается форма плотного света бхины далет в нем и получает форму авиют бхины гимэл. И это называется (процессом, в котором) свет Малхут исторгается из ее уровня и поднимается в кли Зеир Анпина. Тогда распространяется прямой свет от Эйн соф к экрану, и тогда тоже господствует в экране сила сдерживания, пока не происходит зивуг де-акаа и не выходят от экрана бхины гимэл десять сфирот отраженного света. Однако они уже не на уровне Кетера, как вначале, а на уровне Хохмы, поскольку авиют Зеир Анпина и бхины гимэл прямого света имеет значение Хохмы в отраженном свете. И получается, что вследствие отраженного света экран не становится Кетером, а становится Хохмой. После этого он утоньшается еще, и получает очищение до бхины бэт, и это свойство Бины. И там тоже распространяется к ней прямой свет для зивуга де-акаа и подъема отраженного света, однако на уровне Бины. И подобно тому, как утеряны у нее авиют бхины гимэл и бхины далет, так же недостает в ней двух первых сфирот отраженного света. Затем утоньшается еще и получает очищение до бхины алеф, и так же происходит зивуг с прямым светом от Эйн соф, и поднимается отраженный свет, но на уровне Зеир Анпина, и недостает у него также свойства Бины. После этого утоньшается еще, получает очищение до формы корня, когда поднимается на ступень Кетера. И тогда нет больше авиют в экране, а раз так, – нет более в нем зивуга де-акаа с прямым светом, и потому отраженный свет полностью скрывается из десяти сфирот акудим. И смотри в “Паним”, ветви 3 и 4, где все то, что здесь, объясняется подробно.
Итак, разъяснено, что поскольку внутренний свет тоже облачается в кли Малхут, поэтому он постепенно, ступень за ступенью, очищает его, и по пути очищения постепенно скрываются десять сфирот КАХАБ ЗОН отраженного света. Это по той причине, что время его подъема к свойству Кетера снова теряется в экране вся его способность к подъему отраженного света. Однако так же и десять сфирот исторгаются из него, и это потому, что прямой свет и отраженный свет связаны и зависят друг от друга.
9. И для того, чтобы это разъяснить, предварю объяснение вопроса положением сфирот в виде “сгулот де-таамим”[1] таким образом: Кетер вверху посередине; под ним справа – Хохма; а слева – Бина; и т.д.. И следует это понять, – но не дай Бог понимать это в образе их мест, подобном тому, как видится материально. А так же (следует воспринимать) сущность паним бе-паним и ахор бе-ахор, характерных для десяти сфирот, – но, не дай Бог, нет здесь ни “затылка”, ни “лика”. И этот вопрос уже разъяснен в порядке распространения четырех бхинот прямого света от Эйн соф, благословен Он, который является тайной Кетера. Распространение Кетера называется Хохмой, и он уплотняется по пути его распространения. И это тайна увеличения желания притягивать изобилие большее, чем мера его распространения. Поэтому они (т.е. сфирот Хохма и Бина) считаются двумя свойствами:
– бхина алеф включает весь свет, распространяющийся от Эйн соф к тому созданию, которое называется Хохма;
– бхина бэт – это стадия уплотнения, когда благодаря усилению она обретает желание притянуть новое благо; и она называется Биной.
И потому есть в сфире Бина три аспекта:
– первый аспект – это сущность Бины, являющаяся частью самой Хохмы;
– второй аспект – это свет, который в ней уплотнился, – то есть, благодаря усилению (желания) для притяжения нового изобилия от Кетера;
– третий аспект – это сущность блага, которое она впитывает от Кетера, называемого светом хасадим; оно намного ниже света Хохма, который протягивается прямо от Создателя; между тем, свет Бины, которым она вскармливается от Кетера, присоединен (к свету хасадим) благодаря ее предварительному усилению, когда она уплотняется ради него.
Так вот, в то время, когда Бина получает свет хасадим от Кетера, она не получает свет Хохма от сфиры Хохма, и поэтому с Хохмой считается (в состоянии) ахор бе-ахор. И получается, что свет Хохма, являющийся светом сущности совокупности десяти сфирот в этом создании, прекращается у него из-за Бины, которая обратила свой лик для вскармливания светом хасадим от Кетера. Однако во время раскрытия бхины далет, – а десять исходящих от нее сфирот отраженного света тоже являются категорией света хасадим, в мере добавки к свету хасадим в Бине, – тогда Бина уже не нуждается больше во вскармливании светом от Кетера, поскольку обретает отраженный свет Малхут в великом изобилии. Поэтому она возвращает свой лик к Хохме, и снова впитывает свет Хохма. И тогда протягивается свет Хохма в изобилии также и в общность десяти сфирот этого создания, – а это называется “паним бе-паним Хохмы и Бины, – который они зарабатывают благодаря отраженному свету, поднимающемуся от Малхут. Однако прежде чем раскрывается кли Малхут, Бина обращена своим ликом к Кетеру, и это состояние “сгулот де-таамим”: Бина находится под Кетером, как и Хохма, но Хохма вскармливается от Кетера светом сущности, а Бина вскармливается от Кетера светом хасадим. И поскольку свет сущности – это общность света в создании, поэтому Хохма считается правым свойством, а свет хасадим считается левым свойством, будучи совмещенным с гвурой[2].
Итак, разъяснено, что свет сущности на может распространиться в общности десяти сфирот прямого света из-за Бины, которая с ним ахор бе-ахор, кроме как посредством зивуга де-акаа на экран в кли Малхут. Тогда Бина не нуждается более в свете хасадим и возвращается паним бе-паним с Хохмой. И получается, что во время исторжения десяти сфирот отраженного света из Мира акудим, также и свет сущности десяти сфирот прямого света исторгается из него, ибо свет Хохма и отраженный свет зависят друг от друга. И там, в Мире акудим остается только свойство ахораим Бины, то есть свет хасадим и ее гвура.
И из этого пойми слова рава, благословенной памяти, которые приведены выше, что природа внутреннего света – очищать кли, в которое он облачен, ведь это становится причиной света Хохма, который облачается во внутреннюю часть создания благодаря Бине, которая возвращается с ним (т.е. со светом Хохмы) паним бе-паним, и посредством этого оказываются очистившимися ахораим Бины. А поскольку ахораим Бины, которая является бхиной бэт, – это корень бхины далет, – раз так, то поскольку очищается корень, очищается с ним также и ветвь, бхина далет.
[1] Досл.: “свойства вкусов (смыслов)”, или “особенности вкусов (смыслов)”. Это очень широкое понятие, имеющее множество интерпретаций и толкований, включая триединость источника. Вероятно, основная идея заключается в том, что из одного источника исходят противоположные свойства, что при их особенности не исключает их абсолютного единства с источником. “Сгула” – “чудесное средство”, которое указывает на метафизическую связь предмета, действия или события с духовым благодаря вере в Создателя.
[2] В данном контексте – свойство ограничения со стороны Бины.
Продолжение следует…
Также рекомендуем: “Рабаш о понятии “двух владений”, “Бина и Малхут в четырех стадиях“, “Зоар об очищении на новой ступени“.