Дом врат намерений
*1) Итак, есть Маациль и неэцаль (Создатель и его создание)[1]. У неэцаля есть четыре основы: огонь, ветер, вода и прах; и это четыре буквы АВАЯ, и они же ХУБ ТУМ. Так вот, это ТАНТА, они же АБЕА, являющиеся четырьмя свойствами в Адаме: первое – внутренний Адам, являющийся духовным, называемым НАРАНХАЙ; второе – это гуф (тело); третье – это мальбушим (облачения), которые на гуфе; четвертое – это байт (чертог, дом), в котором обитает Адам, его гуф и его облачение.
*Древо жизни, ч.2, врата 42, гл.1
Ор пашут[2]
1) Итак, есть Маациль и неэцаль. У неэцаля есть четыре основы. Здесь великое правило от нашего учителя, включающее всю мудрость, чтобы сумели познать, как вся общность с наиболее малыми (ее) деталями (находятся) в подобии друг другу. Ибо вся реальность в ее общности, высшие и нижние вместе, – это только лишь пять категорий: Кетер, Хохма, Бина, Тиферет и Малхут, называемые пятью мирами, – Адам Кадмон, Ацилут, Брия, Ецира и Асия. Адам Кадмон – это Кетер, что означает корень всего и Маациль, мир Ацилут – это Хохма, мир Брия – это Бина, мир Ецира – это Тиферет, а мир Асия – это Малхут. И это аспект четырех букв АВАЯ: йуд – Хохма, первая хэй – это Бина, вав – это Тиферет, а нижняя хэй – это Малхут. Они также называются таамим, некудот, тагин, отийот. Получается, что все миры включены в одно лишь имя АВАЯ, то есть в Хохму, Бину, Тиферет и Малхут, а (верхний) кончик (буквы) йуд – это аспект Маациля, то есть мир Адам Кадмон. И, соответственно этому, нет у тебя малейшей части реальности, чтобы не было в ней этих пяти категорий – КАХАБ ТУМ.
Причина этого в том, что любой объект создается и сотворяется только посредством сфиры Малхут. А Малхут обязательно включает четыре высшие относительно нее категории, которые ей предшествуют, – ведь она нижняя из пяти свойств. И поэтому десять первых сфирот, называемые миром Адам Кадмон, или линией Эйн соф, благословен Он, которая начинается поблизости от Эйн соф и завершается в точке этого мира, выходящие после первого сокращения, выходят посредством зивуга в сфире Малхут. А потому у нее обязательно есть упомянутые пять категорий. И так же четыре мира АБЕА, и все детали в них, выходят благодаря зивугу в сфире Малхут. Тем самым обязательно есть и в них тоже эти пять категорий.
И следует знать, что десять сфирот КАХАБ ХАГАТ НЕХИМ – это только лишь пять бхинот, как написано равом в Древе жизни, врата 47, гл.1, и во вратах 11, гл.5. А то, что мы считаем их десятью сфирот, это потому, что в самой Тиферет есть шесть сфирот ХАГАТ НЕХИ. И то, что сама по себе Тиферет содержит шесть сфирот, – это по причине взаимовключения сфирот друг в друга, и каждая содержит Малхут. Поэтому есть пять бхинот в Кетере, пять бхинот в Хохме, пять бхинот в Бине, пять бхинот в Зеир Анпине и пять бхинот в Малхут. Но включение трех первых в Тиферет – это не полное включение. Ибо сфира Тиферет – это свет хасадим и категория гуфа, – и как же включатся в нее три свойства КАХАБ, являющиеся в основном светом Хохмы? Поэтому считается, что при включении в нее КАХАБ они опускаются со своей ступени и становятся тремя хасадим, а потому изменяются их имена на ХАГАТ. В силу этого пять бхинот в ней называются ХАГАТ НЕХ, что указывает на то, что КАХАБ, которые включились в Тиферет, стали в ней свойством хасадим, и нет в них Хохмы. Нецах же – это ее собственное свойство, а Ход – это включение в нее Малхут. И в этом смысле они называются также пятью хасадим.
В Малхут тоже нет включения КАХАБ в совершенстве, и у нее они также называются ХАГАТ, как и у Зеир Анпина. Но пять бхинот ХАГАТ НЕХ называются у нее пятью гвурот, поскольку все они – гвурот. И также сфира Есод – это категория, состоящая из пяти хасадим, имеющихся в Тиферет, и само по себе это не новое свойство, как написано равом в Древе жизни, Врата толкования некудот, гл.5.
Таким образом, эти десять сфирот – это не более и не менее, чем пять бхинот, каждая из которых включает Малхут. Но есть отличие в сути этого взаимовключения. Ибо только ГАР содержат все пять бхинот в совершенстве, и потому считается, что КАХАБ ТУМ есть в каждой (сфире) из них в полноте. Но в Тиферет, в которой КАХАБ преобразуются в хасадим, оказывается, что хотя она и содержит КАХАБ, тем не менее, это (аспект) Хеседа от них. Тем самым в ней образуется категория ХАГАТ, и это отличие указывает на Тиферет в шести сфирот ХАГАТ НЕХИ, что подчеркивает нехватку в ней КАХАБ. И потому получается, что в каждую (сфиру) из КАХАБ действительно включены десять сфирот, являющиеся тремя свойствами КАХАБ, шестью сфирот Зеир Анпина и Малхут. Ибо это обновление, которое произошло в Зеир Анпине, когда пять бхинот стали в нем пятью хасадим, включено также в каждую (сфиру) из КАХАБ. Но в Зеир Анпине есть только шесть сфирот ХАГАТ НЕХИ, так как нет в нем трех свойств КАХАБ, а только трое хасадим, называемые ХАГАТ. Получается, что эти ХАГАТ НЕХИ, включенные в саму Тиферет, не восходят до ГАР, а наоборот, понижаются до нехватки ГАР в ней. И это истолковано в речениях рава в Древе жизни во вратах 11, гл.5, – смотри там, – и во всех упомянутых выше местах. И смотри в Учении о десяти сфирот часть пятую, где это разъяснено подробно. И запомни эти вещи, так как без них нет никакого понимания в речениях рава.
А то, что рав рассматривает только четыре бхины ХУБ ТУМ, а не пять бхинот КАХАБ ТУМ, – это потому, что Кетер считается корнем всех четырех бхинот, и он не включен в них, как написано здесь в п.9. И значение этих четырех бхинот подробно разъяснено в Учении о десяти сфирот, в части третьей, гл.1-2, – смотри там в Ор пними. Также (изучи) в Ор пними части первой, гл.1, п.50 со слов “Смысл обязательности”, – изучи внимательно во всех местах. Ибо знание этих четырех бхинот – это корень всей мудрости.
[1] Слова “Маациль” и “неэцаль” имеют внутреннюю многогранность. Обобщение, сделанное Вениамином Захариным, видимо, наилучшим образом передает значение этих понятий: “Согласно объяснениям Бааль Сулама и Рабаша, вероятно правильно заключить, что семантика существительных Маациль и неэцаль и глаголов hеэциль и неэцаль содержит три идеи: 1) Маациль – причина, а неэцаль – следствие; 2) Маациль содержит в себе и неэцаля, и свет; 3) Маациль наделяет неэцаля Божественным светом”. Здесь и далее, при отсутствии специального указания – примечания переводчика.
[2] Досл.: простой свет; название комментария Бааль Сулама, – подобно “Ор пними” в Учении о десяти сфирот.
Также рекомендуем: “Зоар о внутреннем смысле букв имени АВАЯ“, “Зоар о выяснении АВАЯ и о десяти именах“.