Перевод группы переводчиков МАК. Руководитель перевода Гади Каплан.
Глава Ваикра
Выяснение четырех букв АВАЯ
146) “И сказал Всесильный: “Да будет небосвод посреди вод, и будет отделять он воды от вод”. Если бы не небосвод, отделяющий высшие воды от нижних, правую и левую (стороны), содержащиеся в разладе, оставался бы разлад между ними в мире. Но этот небосвод, средняя линия, привел к миру между ними. И мир не может существовать иначе как на основе мира: Творец называется миром, Он – мир, и Имя Его – мир, и всё связано миром. “Он – мир”, – Зеир Анпин. “И Имя Его – мир”, – Малхут, которая называется “Имя”. “И всё связано миром”, – Есодом, связывающим всё. Это высшее святое Имя – полностью мир, все ступени его (имени) и всё оно – едино, и пути его расходятся в одну сторону и в другую сторону, вправо и влево.
147) Йуд святого имени связывается тремя видами соединения. Поэтому есть (в этой букве) один кончик наверху, и один кончик внизу, и один – посередине, поскольку три связи распространились в ней. Верхний кончик – высший Кетер, выше всех высших, рош всех рошим, стоящий надо всеми.
148) Тот кончик, который находится в середине йуд, – это другой рош. Ибо три рош в йуд, и каждый является рош сам по себе. Поэтому кончик, находящийся в середине, – это другой рош, который выходит из кончика, находящегося наверху, и тот – рош всем остальным рошим, чтобы выстраивать из него святое имя. И рош этот скрыт от всего. И называется Хохма, исходящая из первого рош, высшего Кетера.
149) Нижний кончик – это другой, нижний рош. Это Бина – рош для “орошения сада”[1], Малхут. И это – источник воды, и все саженцы орошаются им, ибо все мохин ЗОН и БЕА проистекают из Бины.
И это символизирует буква йуд, в которой имеются три вида связи: Кетер, Хохма, Бина. И поэтому она называется “цепочка”, будучи подобной цепочке, состоящей из трех звеньев, связанных между собой.
150) Сказано в книге Ханоха: “В час, когда раскрыли ему мудрость высших тайн, и постиг образ Дерева райского сада”, – Зеир Анпина, Древа жизни внутри этого сада, – “раскрыли ему нижнюю мудрость”, – Малхут, “в высшем ее проявлении”, в единстве Зеир Анпина, являющимся высшим по отношению к ней. “Увидел он, что все миры связаны между собой и все они стоят на йуд, – мудрости (Хохма), “и от нее они были выстроены и произошли”. Как сказано: “Все их в мудрости Ты сотворил”. “И увидел, что все они сотрясаются в трепете пред Господином своим. И Его именем называются все они”.
151) И в книге царя Шломо сказано: “Распространение йуд происходит по цепочке трех (последовательных) звеньев, включенных в следующие связи гуфа (тела)”:
- “страх всего” – Кетер, и все сотрясаются в трепете перед ним;
- “скрытие тропинок” – скрытая Хохма;
- “одна глубокая река” – Бина.
152) А затем детально выясняются буквы имени АВАЯ. Дом в самом совершенном его виде – это йуд, являющаяся первой. Как сказано: “Мудростью возводится дом”[2], – это строение всего. Совершенство святого имени – это йуд, начало всего, родоначальник всего, Хохма (мудрость). Вав наполнения йуд – это сын, которого она породила, и он вышел из нее, Зеир Анпин, а от нее образуется “далет” наполнения йуд, и она – дочь и госпожа (матронита), Малхут, в руках которой находятся все суды. И это – ЗОН, содержащиеся в Хохме. И они пребывают в скрытии во всех мирах, и высшие ЗОН Ацилута выходят из нее, и высшие и нижние вместе питаются от них. Ибо ЗОН де-Хохма – это ИШСУТ, то есть Бина, от которой происходят и питаются все миры, высшие – ЗОН Ацилута, и нижние – БЕА. Таким образом, йуд – это совершенство всего. И святое имя АВАЯ установилось в совершенстве в ней и пребывает в скрытии внутри нее.
153) Эта йуд произвела всё и передала всё по цепочке в единой взаимосвязи между собой. Йуд, Хохма, вывела из себя эту реку, Бину, поскольку ЗОН де-Хохма стали Биной. Как сказано: “И река выходит из Эдена для орошения сада”1, – первая хэй де-АВАЯ, поскольку “вав-далет” наполнения йуд (יו”ד), ЗОН де-Хохма, приобрели форму “ה” (хэй) – в виде “далет” над вав, (то есть форму) Бины. И это – высшая Има, ИШСУТ.
154) И эта река, Бина, породила двух детей, Зеир Анпина и Малхут, и от нее они питаются. И затем выходят двое детей, – Зеир Анпин и Малхут, – и дочь питается от сына, то есть от вав. Этот сын – это Царь, в руках которого всё установление мира, Тиферет, Зеир Анпин. А затем следует хэй, дочь, Малхут, которая питается от вав. Таким образом, йуд является основой и корнем, и совершенством всего, как сказано: “Мудростью возводится дом”.
Есть два состояния в Малхут.
- Когда она была создана из Бины (как одно из) двух великих светил, и была большой, как Зеир Анпин. Зеир Анпин облачал правую линию Бины, а Малхут – левую линию Бины. Тогда Малхут получала питание от Бины, как и Зеир Анпин, и не нуждалась в получении от Зеир Анпина. И об этом состоянии сказано: “И эта река, Бина, породила двух детей, и от нее они питаются”, – то есть оба они питались от Бины. А затем уменьшилась Малхут до точки под Есодом, и снова поднялась в Бину, и была выстроена снова, как сказано: “И выстроил Господь Бог эту сторону”[3]. И она приходит ко второму состоянию.
- Становится ступенью ниже Зеир Анпина и не питается больше от Бины, а от Зеир Анпина. И об этом говорится: “И затем выходят двое детей, Зеир Анпин и Малхут, и дочь питается от сына”, – то есть не питается больше от Бины, но от сына (Бины), Зеир Анпина, ибо уменьшилась и встала на ступень под Зеир Анпином.
155) Десять имен сформировались и вышли из йуд, десятой буквы букв алфавита. И эта йуд, когда забеременела ими, ввела их всех в святую реку, Бину. И все десять имен скрыты в одном высшем имени. И все они скрыты в йуд, йуд включает их, йуд порождает их, – она родоначальник всего, родоначальник праотцев, то есть ХАГАТ.
156) Из йуд выходят “вав-далет”, – ее наполнение. Это указывает на то, что не входят в число десяти, как йуд. Буквы в слове йуд содержат в себе “вав-далет”, которые являются совершенством всего. “Вав-далет” – это захар и нуква, где Зеир Анпин – это вав, а Малхут – это “далет”, и они – ЗОН де-Хохма. “Далет-вав”, – “ду” называют их, что означает “двое”. И поэтому Адам был создан двойным парцуфом, и этими парцуфами были захар и некева, по подобию тех, что свыше. “Вав-далет” они называются сверху вниз, когда в начале их вав, Зеир Анпин, а за ним далет, Малхут. “Далет-вав” они называются снизу вверх, Малхут вначале, а за ней – Зеир Анпин. И всё это – единое целое.
Тринадцать свойств милосердия зависят от йуд, то есть от верхнего кончика йуд, Кетера, в котором находятся тринадцать исправлений дикны. И поэтому йуд включает “вав-далет”, указывая тем самым на ЗОН внутри нее, от которых образуются ИШСУТ, и Бина снова становится Хохмой. И оттуда выходят все мохин, и они – совершенство всего, ибо наполнение “вав-далет” в гематрии йуд (10), – то есть важны, как и она сама.
Десять имен
157) Десять имен соответствуют десяти буквам, то есть соответствуют йуд, являющейся десятой буквой алфавита. И поэтому она включает десять букв. Восемь имен – от Бины и ниже. И две ступени, Кетер и Хохма, соответствуют двум небосводам, исчезающим и не называемым по имени. Потому что “имя” означает раскрытие, ибо: “Всё, что не постигнуто, невозможно назвать по имени”[4]. И количество имен изменяется: десять, – когда отсчет начинается с Кетера; девять, – когда начинается с Хохмы; восемь, – когда начинается с Бины; семь, – когда начинается с Хеседа.
158) И начинается отсчет с Хохмы. Первое имя – “йуд-хэй”, Хохма. Поскольку йуд, Хохма, содержит в себе хэй, и наполнение йуд – это “вав-далет”, представляющие собой форму “ה” (хэй), и хэй АВАЯ выходит из йуд, ибо она – это “вав-далет” наполнения йуд, вышедшая из йуд, Хохмы, и ставшая Биной. Таким образом, две буквы “йуд-хэй” содержатся в йуд, Хохме, и потому называется Хохма “йуд-хэй (Ко)”.
[1] Тора, Берешит, 2:10.
[2] Писания, Притчи, 24:4.
[3] Тора, Берешит, 2:22.
[4] “Введение в книгу Зоар”, п.23.
Также рекомендуем: “Десять правил духовной работы“, “Зоар об именах, создающих миры“, “Зоар о внутреннем смысле букв имени АВАЯ“, “Бааль Сулам о сути пятидесяти врат Бины и их соотношении с сорокадвухбуквенным именем“.