Продолжение. Первую часть читайте здесь.
Перевод группы переводчиков МАК. Руководитель перевода Гади Каплан.
Глава Трума
Звезды
838) «”В книге высшей мудрости сынов Востока говорится обо всех звездах-метеорах, которые оставляют за собой шлейф на небосводе”, т.е. длинный хвост света слит и исходит от этих звезд. “Говорят, что есть травы на этой земле из тех, что называются эликсиром жизни, и драгоценные камни есть на этой земле, и самородное золото, которое появилось в высоких горах, где было мало воды”, т.е. хасадим средней линии, “укрывающей его и не укрывающей”, укрывающей их от свойства ГАР де-ГАР и не укрывающей от ВАК де-ГАР, “но она притягивается к нему. И звезды-метеоры властвуют над всеми ними, а те растут благодаря им”».
839) «”И все исправление и рост их происходит лишь при виде и сиянии этого шлейфа, оставляемого звездой на небосводе, и тогда исправляются все эти вещи”».
840) «”Есть болезни у людей”, т.е. разные болезни и выглядит, что они заболели меланхолией, когда лица их становятся зелеными. “И их излечение зависит только лишь от одного зеркала из блестящего железа, сверкающего для глаз”, – т.е. зеркала, изготовленного из полированного железа. “И заболевший этой болезнью должен смотреться в него, и он не излечивается до тех пор, пока, при перемещении зеркала из одной стороны в другую, зеркало не испустит яркую искру, похожую на шлейф, на лицо его, и при попадании этой яркой искры в глаза приходит к нему излечение. И так же все те, над которыми властвуют эти звезды, не получают свое исправление и рост при появлении их, но только лишь при распространении этого шлейфа. Благодаря этому они поправляются, приобретая вид, цвет, силу, какие должны быть”».
Объяснение. Звезда-метеор относится к звездам, происходящим от свойства манулы Малхут первого сокращения, и они называются также кометами, и Шмуэль сказал о ней: «Ясны мне пути небесные, как пути Нагардеи, за исключением комет»[1]. И это потому, что нет постижения манулы, как известно, и вместе с тем, они несут в себе исправление манулы, т.е. многочисленные света, нисходящие благодаря силе манулы в них, и это тот самый исходящий от них длинный хвост искрящегося света. И эти травы, называемые эликсиром жизни, и драгоценные камни, и самородное золото, – в них тоже примешана сила манулы, и потому их исправление происходит только с помощью звезд-метеоров.
И это означает сказанное: «Не получают свое исправление и рост при появлении их», – т.е. они не исправляются при виде звезд, т.е. от Хохмы, называемой видом, потому что есть в них сила манулы, которая не воспринимает вид, и не исправляется от него, «но только при распространении этого шлейфа», благодаря многочисленным светам, испускаемым на них звездой-метеором. «Благодаря этому они поправляются, приобретая вид, цвет, силу», – поскольку в отношении того, что манула становится причиной этих многочисленных светов в высших, она тоже исправляется с помощью этих светов, называемых «вид» и «цвет», и «сила», и звезда-метеор воздействует на травы и драгоценные камни внизу.
841) «”И это прекрасно. Подобное этому указывается в книге царя Шломо”, где он говорит “о мудрости, относящейся к драгоценным камням, – если бы недоставало им сияния искрения и горения известных звезд, они никогда бы не выросли и не исправились”, т.е. из-за того, что есть в них сила манулы.[2] “И всё это установил Творец для исправления мира. Как сказано: “Чтобы светить над землей”[3], что означает – во всем, что необходимо в этом мире для исправления его, они светят и исправляют”».
842) «”Сказано: “И сделай пятьдесят медных крючков”. И также сказано: “И сделай пятьдесят золотых крючков”[4]. И мы учили, что тот, кто не видел этих крючков Скинии, – не видел света звезд, что на небосводе, ибо в этом виде и образе” звезд “представлялись” крючки Скинии “каждому, кто смотрел на них”».
843) «”Есть звезды на небосводе, которые выходят из небосвода, на котором держатся все звезды”, и это второй небосвод, на котором солнце и луна, и звезды, и созвездия постоянны, а этот небосвод – это третий небосвод, исходящий от него. “На этом небосводе есть сто сквозных окон, часть из них – в восточной стороне, часть – в южной, и в каждом окне – одна звезда”».
844) «”И когда солнце проходит по этим расположенным на небосводе окнам и проемам, издавая сверкание, выходят звезды, чтобы сверкать от этого сверкания солнца, и они окрашиваются, одни из них – красные, подобно меди, другие – зеленые, подобно золоту, и поэтому одни – красные, а другие – зеленые. Пятьдесят” звезд – “в одних пятидесяти окнах, и пятьдесят – в других окнах. В восточной стороне они зеленые, а в южной – красные. Ими скрепляется окончание Скинии”».
Объяснение. Эти «звезды» и «окна» являются свойствами «крючки» и «петли» Скинии. Ибо в окне есть проем, так же, как и в петле, а звезды – это крючки, вставленные в них. Каждому окну соответствуют две петли. И есть сто крючков, т.е. пятьдесят золотых, используемых в десяти полотнищах из виссона, и пятьдесят медных крючков, в одиннадцати полотнищах из козьего волоса, и это – сто звезд, о которых говорится выше. И это смысл сказанного: «Одни из них – красные, подобно меди», и это пятьдесят медных крючков, «другие – зеленые, подобно золоту», и это пятьдесят золотых крючков. «В восточной стороне они зеленые», и это свойство золотых крючков. Восток включает в себя также и запад, ибо есть два соединения по пять полотнищ, одно соединение – с восточной стороны, другое – с западной, но поскольку восток преобладает, он упоминает только восточную сторону. «А в южной – красные», – поскольку здесь используются медные крючки, и она включает также северную сторону, так как здесь тоже есть два соединения, одно – из пяти полотнищ, а другое – из шести. Поэтому одно соединение – в южной стороне, а другое – в северной, и поскольку юг преобладает, то упоминается только южная сторона.
И причина, что десять виссоновых полотнищ, – с золотыми крючками, – в том, что они являются основой Скинии, и они расположены в восточной и западной сторонах небосвода. А одиннадцать полотнищ из козьего волоса, – с медными крючками, – они используются только для шатра над Скинией, т.е. для ее защиты,[5] и они расположены на юге и севере небосвода. Дело в том, что говорится здесь о третьем небосводе, т.е. Тиферет, в котором скрыта манула, поскольку это средняя линия. И известно, что в каждой ступени содержится три линии, и когда делят эту ступень на ГАР и ВАК, считается, что манула скрыта в ГАР, а в ВАК используется мифтеха, и поэтому свечение Хохмы есть только в ВАК, а не в ГАР.[6] И ты также узнал, что две линии, правая и левая, считаются ГАР по отношению к средней линии, считающейся ВАК по отношению к ним.[7]
Поэтому в южной и северной сторонах третьего небосвода, являющегося средней линией, скрыта в них манула, находящаяся под ними, и свечение Хохмы не может светить в них. И поэтому есть одиннадцать полотнищ из козьего волоса, поскольку козий волос (изи́м עִזִּים) указывает на сильный (аз עַז) суд в них от Малхут первого сокращения, свойства манулы, и поэтому они установлены только для защиты Скинии.5 И потому это медные крючки, имеющие красный цвет, подобно меди, указывающей на суд, и хотя эти суды не причиняют вреда снизу вверх, вместе с тем считаются судом, поскольку нет в них свечения Хохмы. Однако в восточной и западной сторонах третьего небосвода, и это средняя линия, имеющаяся в Тиферет, и свойство ВАК в нем, – нет там манулы, а только мифтеха, и поэтому они достойны получить свечение Хохмы, называемое золотом, и они – зеленые со стороны средней линии, востока, и цвет его – зеленый, как известно. И потому это золотые крючки. И это значение сказанного: «Ими скрепляется окончание Скинии», то есть красными звездами, которые соответствуют медным крючкам, (скрепляются) одиннадцать полотнищ из козьего волоса, и окончание Скинии, т.е. Малхут первого сокращения, называемая манула, крепится ими и скрыта в них, как уже было выяснено.
845) «”Ко всем этим звездам, выходящим из небосвода, примешиваются ночные звезды, и сверкают и горят, и властвуют в этом мире. Одни из них” властвуют “над медью, другие – над зеленым золотом, и они исправляются и умножаются благодаря их силе”».
846) «”Эти звезды властвуют в двадцати пяти с половиной точках ночи, и это – мгновения часа, и они взращивают медь, и они – красные, горящие и сверкающие. И когда они три раза распространяют сверкание в восточной стороне, или пять” раз, “или семь, правители народов придут на эту сторону, и всё богатство и золото этой стороны исчезнут. А если сверкание – один раз, два раза, четыре раза, шесть раз, одно вслед за другим, то страх и ужас опустится на эту сторону и воцарится над этой стороной. А если это сверкание вспыхивает и затихает, вспыхивает и затихает, пробудятся войны, но не состоятся, ибо в это время есть пробуждение пред Творцом среди повелителей мира, властвующих над остальными народами. И так же, подобно этому, в другой стороне”», западной.
Пояснение сказанного. Ведь выяснилось, что те, кто в южной стороне, включают в себя также и тех, кто в северной, поскольку обе – соединяющие. Одно – из пяти полотнищ на южной стороне, а другое – из шести на северной. И когда мы распределяем между ними пятьдесят крючков, то двадцать пять крючков располагаются на южной стороне, а двадцать пять – на северной. Однако скрыта в них точка манулы, как мы уже говорили, и это Малхут свойства суда, скрытая между ними двумя. И поэтому считается, что эта точка разделилась на две половины: половина ее – на юге, двадцать пять с половиной точек, и половина – на севере, и на севере тоже есть двадцать пять с половиной точек.
И это смысл сказанного: «Эти звезды властвуют в двадцати пяти с половиной точках ночи», т.е. если ты поделишь власть ста этих звезд на двенадцать ночных часов, то пятьдесят будут с юга и севера, до полуночи, поскольку это две линии, правая и левая этой ночи, и пятьдесят – с востока и запада, т.е. средняя линия, светят от полуночи и далее.[8] И эти пятьдесят звезд юга-севера делятся по своей власти на две части, и в каждой – двадцать пять с половиной точек. «И это – мгновения часа», т.е. они светят в мгновения этого часа, в различных видах, одна за другой, как нам предстоит выяснить. «И они взращивают медь», – с южной стороны, «и они – красные, горящие и сверкающие», – т.е. они красные из-за силы суда и т.д., как мы уже объясняли. «И когда они три раза распространяют сверкание», – когда звезды юга, властвующие в двадцати пяти с половиной точках, т.е. со свечением манулы, распространяют три раза сверкание, т.е. из трех сфирот ХАГАТ в них, и в их Тиферет находится место манулы, так как они являются свойством ГАР этого небосвода, как уже объяснялось, и это сверкание достигает восточной стороны, т.е. средней линии, свойства ВАК небосвода, как объяснялось, где находится место свечения Хохмы, называемого «богатство» и «золото», тогда «и всё богатство и золото этой стороны исчезнут», потому что в любом месте, куда приходит сверкание манулы, сразу же уходят оттуда все света.[9] «Или пять, или семь (раз)». Пять – это Ход, в котором собрание всех судов. Семь – это Малхут, в которой находится место самих судов.
И это смысл сказанного им: «Если сверкание – один раз, два раза, четыре раза, шесть раз, одно вслед за другим», одно сверкание – это Хесед, два – это Гвура, четыре – это Нецах, шесть – это Есод. И поскольку отсутствуют там Тиферет и Ход, и Малхут, являющиеся местами суда, поэтому «страх и ужас опустится на эту сторону и воцарится над этой стороной», – ведь несмотря на то, что сами места суда не сверкали, вместе с тем есть в них включение этих судов, и поэтому нападет на них страх и ужас, однако эти света не уйдут. «А если это сверкание вспыхивает и затихает, вспыхивает и затихает» – это указывает на то, что суд манулы не воспринимается там, ибо поэтому сверкает и угасает, и это даже не наводит ужас и страх, но это указывает на то, что «пробудятся войны, но не состоятся», – что есть только пробуждение вершить суд над правителями народов, но не сейчас. «И так же, подобно этому, в другой стороне», – т.е. в западной стороне, если сверкание двадцати пяти с половиной точек дойдет туда, то будет там то же, что и в восточной стороне. Отсюда следует, что хотя манула скрыта в южной и северной сторонах, все же она не затрагивает их, поскольку находится там ниже их, а суд не наносит ущерб снизу вверх. И главный ущерб он наносит оттуда и ниже, т.е. в восточной и западной сторонах, пока он еще не скрыт как следует.
[1] Вавилонский Талмуд, трактат Брахот, лист 58:2.
[2] См. выше, п.840.
[3] Тора, Берешит, 1:14-15. «И сказал Всесильный: “Да будут светила на своде небесном, чтобы отделять день от ночи; и будут они для знамений и времен, и для дней и лет. И будут они светилами на своде небесном, чтобы светить над землей”. И было так».
[4] Тора, Шмот, 26:6. «И сделай пятьдесят золотых крючков, и соедини полотнища друг с другом крючками, и будет Скиния единым целым».
[5] См. выше, п.614.
[6] См. «Предисловие книги Зоар», статью «Манула и мифтеха”, п.41, со слов: «И мы уже знаем, что Атик установился во втором сокращении, т.е. поднял нижнюю “хэй ה” в свои никвей эйнаим, чтобы создать парцуф Арих Анпин…».
[7] См. выше, п. 837, со слов: «И известно, что когда мы различаем три линии сами по себе, будут всегда две верхние линии в свойстве ГАР, а средняя линия – в свойстве ВАК…».
[8] См. Зоар, главу Ваехи, п.442, со слов: «Три стражи – это три линии, исходящие от трех точек холам-шурук-хирик. Первые две стражи – это две линии, правая и левая, исходящие от холам и шурук. А в середине второй стражи, и это точка полночи, привлекается экран точки хирик, и на него выходит средняя линия…».
[9] См. Зоар, главу Ваеце, п.23. «”От силы света Ицхака” – святости, “и осадков вина” – клипот, из них обоих “выходит одна сложная форма”, состоящая из добра и зла…».
Читать далее…
Также рекомендуем: “Зоар: сотворение, падение и возрождение человека“, “Чудесное свойство запоминания“, “Вступление к Учению каббалы“, “Хаим Виталь о сути пророчества“