Глава Веэтханан
Верхнее единство и нижнее единство
61) “Слушай (шма), Исраэль! Творец (АВАЯ), Всесильный наш (Элокейну), Творец един!”. Это заповедь – провозглашать единение имени Творца каждый день. Так же, как проявляют единение имени Творца внизу, так же раскрывается единение этого имени наверху. И Творец, таким образом, становится единым наверху и внизу.
Тот, кто приводит к единству имя Творца, должен направить свое сердце и желание к этому единству, чтобы соединить имя Его внизу. И он должен соединить все органы Его, т.е. сфирот, в этом единении, чтобы все они стали единым целым, ибо так же, как он приводит все органы Имени Его к тому, чтобы они создали единство внизу, так же и наверху он приводит к соединению всех высших органов в этом единении, чтобы стали они единым целым.
62) В час, когда человек собирается раскрыть единение имени Творца, все небесные воинства выстраиваются по порядку, чтобы исправиться и всем вместе включиться в это единение, и стать единым целым в нерушимом единстве. Все они производят свои исправления с помощью этого единения, как подобает.
В этот час стоит один правитель, он же служитель, под двумястами сорока восемью (РАМАХ) мирами, называемыми органами тела (гуф). Этот служитель зовется Алану, и он всё время ждет этого единения. И он – тот самый собирающий лилии, о котором сказано: “И собирать лилии”, являющиеся органами этого тела (гуф).
63) Верхние органы собирает высшее имя посредством единения, устанавливаемого в сорока двух именах, и оно собирает все эти высшие лилии. А этот служитель собирает все нижние, они все являются правителями в совокупности семидесяти двух имен, которые собираются все вместе с помощью этого единения, и все они становятся единым телом (гуф).
Это единение восходит и соединяет всё в двух сторонах в полном единстве. В этот час собираются все органы и соединяются в единую связь, чтобы всем им стать единым целым наверху и внизу, как сказано: “Творец (АВАЯ) един и Имя Его едино”.
64) И поэтому в слове “эхад (אחד един)” две буквы, “хэт ח” и “далет ד”, произносятся продолжительно, с тем чтобы собрать лилии и соединить их в единое целое в полном единстве. После того, как соединяются все эти органы в полном единстве, тогда называется всё совершенной жертвой. И именно для этого Творец поместил Адама Ришона в Эденский сад, как сказано: “Возделывать его и хранить его”. И это две жертвы, на которые указывает отрывок: “Творец (АВАЯ) един и Имя Его едино”. И об этих жертвах сказано: “И собирать лилии”. И это органы двух сторон, представляющие собой одно целое.
65) Когда все органы соединяются вместе, чтобы находиться в полном единстве во время жертвоприношения, тогда украшается Творец на голове его короной из “червоного золота”, чтобы украситься величием Его. И “лилии” – это все те органы, которые находятся наверху и внизу, а “золото” – это корона, которая украшается, поднимаясь между ними. И всё это раскрывается благодаря этим лилиям.
66) В этих лилиях содержатся шестьсот тринадцать заповедей, т.е. органов, двух этих сторон, соединяющихся в виде “Творец (АВАЯ) един и Имя Его едино”. И есть в них подъем этого золота, которое возвышается между ними. И в любом месте, где они находятся, т.е. единении органов этих двух сторон, происходит между ними высший подъем этой золотой короны.
И об этом говорится в отрывках “Как яблоня меж лесных деревьев” и “Как лилия средь терновников”, где одно и другое должно возвыситься как одно целое в полном единстве. Счастлив тот, кто приносит эти жертвы, т.е. производит эти единения (ехудим), принимаемые с благоволением как в этом мире, так и в мире будущем.
Пояснение сказанного. В возглашении “Шма Исраэль” есть шесть слов, указывающие на шесть сфирот ХАГАТ НЕХИ Зеир Анпина, которые надо соединить в одно целое. И поскольку в Зеир Анпине происходит разделение в месте хазе, при котором место от хазе и выше считается его собственным свойством, а от хазе и ниже – свойством Малхут, необходимо создать два единения: одно единение – в ХАГАТ Зеир Анпина, от его хазе и выше, в собственном свойстве Зеир Анпина, и еще одно единение – в НЕХИ Зеир Анпина, от хазе и ниже, в свойстве Малхут.
И причина того, что место от хазе и ниже относится к Малхут, состоит в том, что Зеир Анпин является средней линией, уменьшающей с помощью экрана де-хирик в ней ГАР левой линии и объединяющей ее с правой. И этот экран является силой суда и находится в точке хазе Зеир Анпина. И поэтому в месте от хазе и ниже, где уже властвует сила суда, оканчивается свойство Зеир Анпина и считается свойством Малхут. И, таким образом, Зеир Анпин делится в месте хазе.
Это единение связывает и соединяет правую и левую линии так, что они становятся одним целым, и вследствие этого все шесть сфирот соединяются в одно целое. Ведь хотя экран де-хирик постоянно находится в хазе Зеир Анпина, всё же нет в нем постоянного единения правой и левой линий, по двум причинам, являющимся одним целым:
- потому, что прегрешения нижних всё время увеличивают силу левой линии и отделяют ее от правой, отменяя тем самым связь согласования средней линии, имеющуюся в экране де-хирик;
- экран де-хирик устанавливает единство правой и левой линии только в том случае, когда на него происходит зивуг высшего света, – на экран, притягивающий ступень хасадим; и тогда Авраам со стороны хасадим правой линии, и Яаков со стороны хасадим средней линии, подчиняют суды Ицхака, левой линии, и она соединяется с правой.
Однако вследствие прегрешения нижних во время изгнания прекращается зивуг хасадим, исходящий от экрана де-хирик. И он происходит только во время подъема МАН с помощью молитвы и добрых деяний, а затем прекращается. А поскольку прекращается свет хасадим, снова усиливается левая линия и отделяется от правой. И поэтому каждый день необходимо заново поднимать МАН, пробуждая экран де-хирик, чтобы он был способен подчинить левую линию и соединить ее с правой.
И это мы делаем посредством возглашения “Шма”, когда мы пробуждаем экран хирик, имеющийся в средней линии, и притягиваем на него свечение хасадим. И тогда он объединяет правую и левую линии, чтобы они включились друг в друга и стали как одна линия. И, благодаря этому, связываются между собой три линии и соединяются, чтобы быть единым светом, который может светить только в их совместном единстве.
Ведь правая линия без левой считается словно лишенной ГАР, так как выход йуд из свойства воздух (авир) происходит только в левой линии. И поэтому правая линия может светить в совершенстве только благодаря включению ее в одно целое с левой линией. А левая линия без правой вообще не может светить, так как даже в самой незначительной мере Хохма может светить только лишь благодаря включению в хасадим правой.
Таким образом, левая линия может светить только после того, как становится единым целым с правой. Но соединиться с правой левая линия может лишь с помощью силы экрана де-хирик, имеющегося в средней линии.
И мы видим, что как правая линия, так и левая, могут светить только лишь когда соединяются со средней линией, чтобы стать единым целым, поскольку связь правой и левой линий, производимая с помощью экрана де-хирик, соединяет все три линии и делает их все по-настоящему единым светом. А при ослаблении одной из них отменяются все. И поэтому это называется единством.
Однако есть два вида этого единения:
- все три линии объединяются в одну под влиянием света хасадим, и свечение Хохмы укрыто в свете хасадим; и это единение происходит в Зеир Анпине, – т.е. единство трех линий от хазе и выше, называемых ХАГАТ, оканчивающееся в месте хазе, где завершается Зеир Анпин;
- все три линии объединяются в одну под воздействием свечения Хохмы в хасадим. И это единение происходит в Малхут, в трех линиях от хазе Зеир Анпина и ниже, называемых Нецах-Ход-Есод (НЕХИ), которые считаются свойством Малхут, так как находятся под экраном свойства хазе.
Таким образом, необходимо пробудить экран средней линии, чтобы установил два этих единства: высшее единство Зеир Анпина, единство ХАГАТ, и нижнее единство, единство НЕХИ, относящееся к Малхут. И эти два вида единства тоже соединяются друг с другом, потому что высшее единство притягивает хасадим для нижнего единства, а нижнее единство притягивает свечение Хохмы для высшего единства.
Поэтому связываются также и ХАГАТ с НЕХИ, чтобы быть единым светом. И это единство, возникающее при возглашении “Шма”, в котором есть шесть слов, соответствующих двум видам единства ХАГАТ НЕХИ, которые необходимо сначала привести к двум единствам, – каждое на своем месте, – а затем соединить эти ХАГАТ с НЕХИ настолько, что все они станут по-настоящему единым светом. И это означает, что мы соединяем шесть сфирот Зеир Анпина и делаем их единым телом (гуф).
Таким образом, основой единства является лишь связь правой и левой линий, когда они становятся одним целым. Но поскольку действие производит средняя линия, она тоже соединяется с ними. И поэтому есть правая, левая и средняя. И в силу того, что есть разница между тремя линиями над хазе и тремя линиями под хазе, необходимо соединить правую и левую линии в двух этих местах. А в результате всего это единство устанавливается в шести сфирот.
И так же, как мы соединяем Имя Творца под хазе в трех линиях НЕХИ, так же соединяется Имя Его над хазе в трех линиях ХАГАТ. И получается, что Творец, Зеир Анпин, становится единым светом наверху, в ХАГАТ, и внизу, в НЕХИ. Иначе говоря, все шесть сфирот ХАГАТ НЕХИ становятся одним целым, что и называется единством шести слов при возглашении Шма, являющихся шестью сфирот Зеир Анпина, и они становятся одним целым благодаря подъему МАН, с тем, чтобы пробудить экран средней линии.
И “тот, кто приводит к единству Имя Творца, должен направить свое сердце и желание к этому единству, чтобы соединить Имя Его внизу”, – в двух местах, выше хазе и ниже хазе. “И он должен соединить все органы Его”, – т.е. все шесть сфирот, “в этом единстве”, – чтобы все они светили как единый свет. При этом каждая линия нуждается в другой, и три линии выше хазе нуждаются в трех линиях ниже хазе так, что все они представляют собой полное совершенство, а при ослаблении одной из них отменяется весь свет. И так же как человек внизу поднимает МАН и соединяет все эти сфирот в полном единстве, так же происходит и наверху, в этом единстве, в котором связываются все шесть сфирот, становясь единым светом.
Также рекомендуем: “Зоар о внутренней сути “Шма Исраэль“, “Рабаш об основах возвращения“, “Бааль Сулам о сути единения АВАЯ-Элоким“.