Окончание. Первую часть читайте здесь.
Глава Веэтханан
Верхнее единство и нижнее единство
И “в час, когда человек собирается раскрыть единство имени Творца”, – с помощью возглашения “Шма”, – “все небесные воинства выстраиваются по порядку”, – т.е. ангелы выстраиваются под влиянием трех линий, каждый в своей линии, “чтобы исправиться и всем вместе включиться в это единство”, – для того, чтобы они приняли связь экрана средней линии от высшего единства, образующегося в ХАГАТ НЕХИ Зеир Анпина во время возглашения “Шма”, – “и стать единым целым в нерушимом единстве”, – т.е. чтобы в них как правая и левая линии, так и ХАГАТ НЕХИ соединились, став единым светом, как и в Зеир Анпине. И “все они производят свои исправления с помощью этого единства, как подобает”, – как и в ХАГАТ НЕХИ Зеир Анпина, потому что всё, что производится наверху, в Зеир Анпине, нисходит во все миры.
И необходимо знать, что все экраны и суды, которые выясняются в Ацилуте, действуют вовсе не в самом мире Ацилут, но всё, что записывается там, необходимо для того, чтобы привести всё к такому виду в нижних мирах. И тот же самый экран де-хирик, находящийся в хазе Зеир Анпина, проявляет свое действие только внизу, в мире Ецира, являющемся свойством Зеир Анпина, и там находятся эти ангелы, и каждому свойству в Зеир Анпине мира Ацилут соответствует особый ангел-правитель.
И сила экрана средней линии, стоящего в хазе мира Ацилут, нисходит в хазе мира Ецира, и правитель, поставленный над ним там, зовется Алану. А смысл этого имени заключается в том, что так же, как во время единства все исправления и все света выходят благодаря действиям того самого экрана де-хирик, носителем которого он является и который объединяет правую и левую линии друг с другом, так и в то время, когда нет единства, все суды исходят от него, и он уменьшает все ступени до ВАК без рош. И в местах недостатка, образовавшегося из-за его уменьшения, удерживаются клипот.
И это не означает, что он изменяется, но в то время, когда он становится причиной выхода всех светов святости, всё зло в нем становится добром. А в то время, когда он не приводит к выходу светов святости, раскрывается зло и суды в нем. И поэтому каждый, кто видит этого правителя, являющегося носителем экрана де-хирик в хазе мира Ецира, спрашивает: “Наш ли ты (алану) или из неприятелей наших?”[1].
И в отношении того, что он стоит в месте святости, выясняется, что “он – наш”, – т.е. он помогает святости. Однако вследствие судов и сокращений, когда он сокращает ГАР каждой ступени, выясняется, что он “из неприятелей наших”, – т.е. он враг святости и помогает ситре ахра. Однако во время высшего единства, когда с его помощью соединяются правая и левая линии, и ХАГАТ НЕХИ, и раскрываются все мохин, становится очевидным для всех, что “он – наш”, а не “из неприятелей наших”. И поэтому зовется этот ангел Алану (досл. “наш ли ты”).
До единства возглашения “Шма” “стоит один правитель, он же служитель”, – правитель, поставленный над экраном средней линии, имеющимся в хазе мира Ецира, “под двумястами сорока восемью (РАМАХ) мирами”, – т.е. РАМАХ (248) органами тела (гуф), которые делятся согласно трем линиям, и этот правитель связывает все эти органы силой экрана де-хирик и делает их единым телом (гуф), как и в ХАГАТ НЕХИ Зеир Анпина.
Этот правитель зовется Алану (наш ли ты) потому, что он привносит сомнения – за нас он или за неприятелей наших. И он стоит и ждет единства возглашения “Шма”, чтобы соединились ХАГАТ НЕХИ Зеир Анпина, откуда он тоже получает силу для соединения всех органов в единое тело (гуф). “И он – тот самый собирающий лилии”, – т.е. экран де-хирик собирает все органы, поделенные на правую и левую линии, подобно собирающему лилии, и делает их единым телом, т.е. собирает органы этого тела и соединяет их.
И известно, что этим двум видам единства соответствуют два имени, сорокадвухбуквенное (мэм-бэт) и семидесятидвухбуквенное (айн-бэт).
Сорокадвухбуквенное имя указывает на верхнее единение, от хазе и выше, и, благодаря включению ХАГАТ НЕХИ друг в друга, считается, что есть ХАГАТ НЕХИ в свойстве ХАГАТ выше хазе и есть ХАГАТ НЕХИ в свойстве НЕХИ ниже хазе. И поскольку это высшее единение раскрывается в хасадим, укрытых от Хохмы, то считается, что в каждой сфире, относящейся к свойству ВАК выше хазе, есть всего лишь семь сфирот, а шестью семь составляют в гематрии “мэм-бэт (42)”.
Семидесятидвухбуквенное имя указывает на нижнее единение, от хазе и ниже, свойства НЕХИ, и благодаря взаимному включению, есть там тоже ХАГАТ НЕХИ. И поскольку это нижнее единение раскрывает свечение Хохмы, есть в нем двенадцать ликов в каждой сфире, т.е. свойства ХУБ ТУМ, в каждом из которых содержатся три линии, а шестью двенадцать представляют собой “айн-бэт (72)”.
И место от хазе и выше мира Ецира получает от свечения имени “мэм-бэт (42)”, – т.е. укрытые хасадим. А место от хазе и ниже мира Ецира получает от свечения имени “айн-бэт (72)”, – т.е. свечение Хохмы. И это не означает, что сами имена светят там, потому что светят они только в мире Ацилут, но каждый мир получает оттуда в меру своих возможностей.
“Верхние органы”, – т.е. органы, находящиеся выше хазе мира Ецира, “собирает высшее имя посредством единения, устанавливаемого в сорока двух именах”, – над верхними органами властвует имя “мэм-бэт (42)”, и это власть хасадим, “и оно собирает все эти высшие лилии”, – органы, находящиеся выше хазе Ецира.
“А этот служитель собирает все нижние” органы, находящиеся от хазе и ниже, “и каждый орган является отдельным правителем в совокупности семидесяти двух имен”, – потому что место от хазе и ниже получает от свечения имени “айн-бэт (72)”. И “собираются все вместе с помощью этого единения”, – как те, которые находятся выше хазе, так и те, которые находятся ниже хазе, “и все они становятся единым телом (гуф)”.
И “это едининение”, – единение “Шма Исраэль”, – “восходит и соединяет всё в двух сторонах”, – т.е. соединяет во всех мирах две стороны в них, т.е. правую и левую линии, “в полном единстве”. И это является основой этого единения. “В этот час”, – когда устанавливается единство правой и левой линий с помощью экрана хазе, “собираются все органы”, – находящиеся как выше, так и ниже хазе, – “и соединяются в единую связь, чтобы всем им стать единым целым”, – т.е. ХАГАТ НЕХИ тоже соединяются, чтобы “стать единым целым наверху и внизу”, – выше хазе и ниже хазе, “как сказано: “Творец (АВАЯ) един и Имя Его едино”.
Ибо место выше хазе Зеир Анпина относится к свойству “Творец (АВАЯ) един”, потому что Зеир Анпин называется АВАЯ. А место от хазе Зеир Анпина и ниже относится уже к Малхут, называемой “Имя”, и это свойство “и Имя Его едино”.
“И поэтому в слове “эхад (אחד един)” две буквы, “хэт ח” и “далет ד”, произносятся продолжительно”, – т.е. удлиняют произнесение буквы “далет ד” и, кроме того, нельзя отнимать от произнесения буквы “хэт ח”, так как “хэт ח” указывает на Зеир Анпин, свойство “Творец (АВАЯ) един”. А “далет ד” указывает на Малхут, свойство “и Имя Его едино”. “С тем чтобы собрать лилии и соединить их в единое целое, что и называется полным единством. После того, как соединяются все эти органы в полном единстве, тогда называется всё совершенной жертвой”, – которая и указывает на полное единство.
“И именно для этого Творец поместил Адама Ришона в Эденский сад, как сказано: “Возделывать его и хранить его”. И это две жертвы, на которые указывает отрывок: “Творец (АВАЯ) един и Имя Его едино”. Потому, что “возделывать его” – это высшее единение, “и хранить его” – нижнее единение. И о двух этих видах единения говорится в отрывке: “Творец (АВАЯ) един и Имя Его едино”. И об этих двух жертвах сказано: “И собирать лилии”. “И это органы двух сторон, представляющие собой одно целое”, – т.е. это органы двух свойств, так как органы от хазе и выше являются свойством хасадим, а органы от хазе и ниже – свечением Хохмы. И два этих свойства соединяются, чтобы стать единым светом.
“Когда соединяются все органы вместе, чтобы находиться в полном единстве, во время жертвоприношения, тогда украшается Творец на голове (рош) его короной из “червоного золота”. Органы называются лилиями в то время, когда органы, находящиеся выше хазе, соединяются с органами ниже хазе, и тогда Зеир Анпин включает в себя Хохму, имеющуюся в Малхут, и получает вследствие этого корону из “червоного золота”, т.е. свечение Хохмы. И тогда называются все эти органы лилиями.
Объяснение. Лилией называется Малхут, единение которой раскрывается ниже хазе. Но когда Зеир Анпин, находящийся выше хазе, соединяется со свойством ниже хазе вместе, называются также и органы выше хазе лилиями, по имени Малхут.
“В этих лилиях содержатся шестьсот тринадцать заповедей, т.е. органов, двух этих сторон” – потому, что в шестистах тринадцати заповедях есть правая и левая стороны, РАМАХ (248) в правой линии, и ШАСА (365) в левой линии. И они приводят к единству “Творец (АВАЯ) един и Имя Его едино”: РАМАХ (248) исполнительных заповедей соединяются в виде “Творец (АВАЯ) един”, а ШАСА (365) запретительных заповедей – в виде “и Имя Его едино”.
“И в любом месте, где они находятся”, – т.е. находятся ХАГАТ НЕХИ, включенные друг в друга, “происходит между ними высший подъем этой золотой короны”. И эту корону Зеир Анпин получает благодаря единению ХАГАТ НЕХИ друг с другом.
И об этом говорится в отрывках “Как яблоня меж лесных деревьев” – это высшее единение, “Творец (АВАЯ) един”, и “Как лилия средь терновников” – это нижнее единение, раскрывающееся ниже хазе, т.е. Малхут, называемая лилией. И нижнее единение должно включиться как одно целое в высшее единение, а высшее единение – в нижнее, и тогда это становится совершенным единством.
[1] Пророки, Йеошуа, 5:13. “И было, когда был Йеошуа близ Йерихо, поднял глаза и увидел: вот, стоит перед ним человек, и меч обнаженный в руке его. И подошел к нему Йеошуа и спросил его: “Наш ли ты или из неприятелей наших?”.
Также рекомендуем: “Любопытные фрагменты книги Зоар“, “Зоар об именах, создающих миры“, “Бааль Сулам о сути пятидесяти врат Бины и их соотношении с сорокадвухбуквенным именем“.