Перевод группы переводчиков МАК. Руководитель перевода Гади Каплан.
Глава Ваикра
Десять имен
157) «”И посмотри, десять имен соответствуют десяти буквам”, то есть соответствуют йуд (י), которая является десятой в буквах алфавита,[1] и потому включает десять букв. “И в книге рава Амнуна Савы сказал: “Их восемь” имен, т.е. от Бины и ниже, “и две ступени”, Кетер и Хохма, “которые соответствуют двум небосводам”», то есть они скрыты и не называются по имени. Потому что имя означает – раскрытие, ибо: «Всё, что не постигнуто, невозможно назвать по имени»[2]. «”И количество имен изменяется: на десять” – когда отсчет начинается с Кетера; “и девять” – когда начинается с Хохмы; “и восемь” – когда начинается с Бины; “и семь”» – когда начинается с Хеседа.
158) И начинает отсчет с Хохмы. «”Первое” имя – “это Ко (йуд-хэй יה)”, Хохма. “Поскольку йуд (י)”, Хохма, “содержит в себе хэй (ה)”, то есть, что наполнение йуд (יו”ד) – это вав-далет (ו”ד), представляющие собой форму хэй (ה), “и хэй (ה)” де-АВАЯ (הויה) “выходит из йуд (י)”, ибо она те самые вав-далет (ו”ד) наполнения йуд (יו”ד), которая вышла из йуд (יו”ד) Хохмы и стала Биной.[3] Таким образом, две буквы йуд-хэй (יה) включены в йуд (יו”ד), Хохму, “и потому называется Хохма йуд-хэй (יה)”».
159) «”Второе” имя – “это АВАЯ (הויה), называемое Элоким (אלהים)”, т.е. АВАЯ (הויה) с огласовкой Элоким (אֱלֹהִים), и это Бина. “Ибо та река”, Бина, – “это милосердие. А поскольку от нее пробуждаются суды”, вследствие подъема Малхут в Бину, но не из-за нее самой, “поэтому пишется” имя ее “буквами милосердия”, и это АВАЯ (הויה) “с огласовкой Элоким (אֱלֹהִים)”, т.е. с хатаф-сэгол (э), с холам (о), и с хирик (и), “но не пишется” буквами “Элоким (אלהים), означающими суд”».
160) «”Третье” имя – “это Эль (אֵל), и это величие”, т.е. Хесед, “и оно называется “Великий Творец (Эль гадоль)”. Четвертое” имя – “это Элоким (אלהים), в котором пробуждаются суды, и это суровый суд”, сфира Гвура. “Пятое” имя – “это АВАЯ (הויה), которое является совокупностью всего совершенства веры. И это милосердие в совершенстве, и это” сфира “Тиферет. Шестое и седьмое” имя, и это Нецах и Ход, “называются Цваот (צְבָאוֹת воинства)”».
161) «”Восьмое” имя – “это Эль хай (אֵל חָי Творец живой), как сказано: “Ибо там заповедал Творец благословение, жизнь навеки”[4]. И это праведник”, Есод, “и вся жизнь исходит оттуда. И называется АВАЯ (הויה), как сказано: “Творец испытывает праведника”[5] и это – малая вав (ו) святого имени. И поэтому в вав (וָ”ו)” святого имени есть “две вав (ו)”», где первая вав (ו) – это Тиферет, а вторая вав (ו) – это Есод.
162) «”Девятое” имя – “это Адни (אֲדֹנָי), и это святая Малхут, откуда исходят суды в мир. И это – последний Кетер”, т.е. последняя сфира, “всех имен. А имя ЭКЕ (אֶהְיֶה) – это совокупность и это скрытие, которое в первой” сфире, “то есть в высшем Кетере, рош всех рош. Имя его скрыто и не раскрывается”, ибо ЭКЕ (אֶהְיֶה досл. Я буду) означает, что Я раскроюсь в будущем, но сейчас Я еще не раскрыт, “и это уже выяснялось. А в книге Агады” написаны “десять имен в другом виде. И я так не учил”».
163) «Рабби Аба провозгласил: “Пробудись, север, и приди, юг, повей на мой сад”[6]. “Пробудись, север”6 – те жертвы всесожжения, которых зарезали на севере (цафо́н צָפוֹן), ибо они приносятся за мысли, находящиеся в скрытии (бицфуни́ בִּצְפוּנִי) сердца и в месте суда”, поскольку северная сторона – это левая и суд, “и это потому, что мысли появляются ночью, в то время, когда пребывает суд. Северный ветер веет в полночь, когда люди просыпаются ото сна, и кинор Давида”, то есть Малхут, играющая Творцу, “играет тогда сам, и мысли людей пробуждаются”».
164) «”И приди, юг”6 – это мирные жертвы, зарезаемые на юге”, являющемся стороной Хеседа, правой, “поскольку они являются миром всего, миром высших и нижних. То есть приношение мирных жертв притягивает мир и совершенство”. И приношение мирных жертв (шлами́м שְׁלָמִים) происходят от слов мир (шало́м שָׁלוֹם) и совершенство (шлему́т שְׁלֵמוּת). “И они являются совершенством сторон света, совершенством всего со стороны веры”, Малхут. “И мирные жертвы, поскольку они являются миром всего, – хозяева едят от них и наслаждаются от них. Ибо мир, он для него и для всего мира – на одной ступени. А грехоочистительные и повинные жертвы едятся” только “коэнами”, а не хозяевами, “ибо коэны должны искупить их и устранить их грехи. И никакие из всех жертв не милы так Творцу, как мирные жертвы, потому что они делают мир среди высших и нижних”».
165) «”И выше всех жертвоприношений – это воскурение, которое полностью совершенно, и приносится не за грех, не за провинность, не за проступок, а за радость. Как сказано: “Елей и воскурение радуют сердце”[7]. И мы это уже объясняли. И поэтому воскурение совершается лишь в то время, когда приносится елей, это смысл слов: “И воскурит на нем Аарон курение благовонное; по утрам, направляя лампады, воскурять будет его”[8]. И написано: “И когда возжигает Аарон лампады, в межвечерье воскурять его будет”[9], – чтобы находились елей и воскурение вместе”. Ибо елей символизирует Хохму, а воскурение – Бину, а ХУБ (Хохма и Бина) – они всегда вместе. “Смотри, мирные жертвы делают мир во всем, и разлад и обвинения не пробуждаются в мире. Однако воскурение связывает узами веры”», т.е. притягивает мохин в Малхут, называемую верой.
166) «Сказал рабби Эльазар: “Все десять имен написаны” в Торе. “И мы учили”, что “первое имя – это “ЭКЕ (אֶהְיֶ”ה Я буду)”[10], высшее скрытие, подобно тому, кто сказал: “Я – тот, кто я есть”, но неизвестно, кто он. И это – Кетер. А затем написано: “Таким, как Я буду”10 – то есть Хохма, и это означает: “Я в будущем раскроюсь в этих” остальных “Кетерах, ибо вначале Он скрыт”, т.е. в Кетере, “а затем начинает раскрываться”, т.е. в Хохме и в Бине, “пока не достигает раскрытия святого имени”», в Тиферет.
167) «”И так написано о Моше: “Я буду (אֶהְיֶה ЭКЕ)”10 вначале, где Он скрыт от всего” – то есть Кетер, что означает: “Я – тот, кто Я есть”. Затем: “Таким, как Я буду (אֶהְיֶה ЭКЕ)”10, и это Хохма, что означает: “Я в будущем раскроюсь”. Затем последний ЭКЕ”», то есть «”Я буду (אֶהְיֶה ЭКЕ)” послал меня к вам»10, и это Бина. «”И это, когда Има беременеет” ЗОН (Зеир Анпином и Нуквой), “и пока еще это имя скрыто. Когда раскрывается это имя? В то время, о котором написано: “Пойди, собери старейшин Исраэля и скажи им: “Творец Всесильный (АВАЯ Элоким) отцов ваших”[11] – это имя “является совершенством всего, и здесь это раскрытие и единство святого имени”», т.е. Тиферет.
168) «”Поэтому первое” имя “всего – это ЭКЕ (אֶהְיֶה)”, Кетер. “Второе – Ко (йуд-хэй יה)”, Хохма. “Поскольку Хохма”, йуд (י), “вывела хэй (ה)”, Бину,[12] “и она скрыта в нем и не отделяется от него”, от йуд (י), “никогда”. И это Бина, содержащаяся в Хохме, и они называются высшие Аба ве-Има. И поэтому Хохма называется именем Ко (йуд-хэй יה). “И мы уже объясняли, что изречение: “Река вытекает из Эдена”[13], означающее, что Бина, называемая рекой, вытекает из Эдена, Хохмы, что эта Бина – это Исраэль Саба и Твуна (ИШСУТ), т.е. нижние Хохма и Бина, и они “в виде – , хэй (ה)”», то есть когда угол в правой стороне буквы хэй (ה) – это йуд (י), т.е. Хохма, называемая нижний Аба, и называемая Исраэль Саба, и буква хэй (ה), Бина, называемая нижняя Има, и называемая Твуна, исходит из него.
[1] См. выше, п.155.
[2] См. «Введение в книгу Зоар», п.23.
[3] См. выше, п.156.
[4] Писания, Псалмы, 133:3. «Как роса Хермона, стекающая на горы Циона. Ибо там заповедал Творец благословение, жизнь навеки».
[5] Писания, Псалмы, 11:5. «Творец испытывает праведника, а нечестивого и любящего насилие ненавидит душа Его».
[6] Писания, Песнь песней, 4:16. «Пробудись, север, и приди, юг, повей на мой сад. Пусть разольются ароматы его! Пусть войдет мой друг в свой сад и пусть ест его плоды драгоценные!».
[7] Писания, Притчи, 27:9. «Елей и воскурение радуют сердце, но сладость друга – в душевном совете».
[8] Тора, Шмот, 30:7. «И воскурит на нем Аарон курение благовонное; по утрам, направляя лампады, воскурять будет его».
[9] Тора, Шмот, 30:8. «И когда возжигает Аарон лампады, в межвечерье воскурять его будет: воскурение постоянное пред Творцом для поколений ваших».
[10] Тора, Шмот, 3:14. «И сказал Всесильный Моше: “Я буду таким, как Я буду”. И сказал Он: “Так скажи сынам Исраэля: “Я буду” послал меня к вам”».
[11] Тора, Шмот, 3:16. «Пойди, собери старейшин Исраэля и скажи им: “Творец Всесильный отцов ваших, явился мне, Всесильный Авраама, Ицхака и Яакова, говоря: “Вспоминая, вспомнил Я о вас и о том, что делается с вами в Египте”».
[12] См. выше, п.158.
[13] Тора, Берешит, 2:10. «И река вытекает из Эдена, чтобы орошать сад, и оттуда разделяется и образует четыре главных реки».
Также рекомендуем: “Рабаш: коротко об основах“, “Зоар: каббалистическое объяснение Торы“, “О сфирот как основе системя законов духовной и материальной реальности“.