Перевод группы переводчиков МАК. Руководитель перевода Гади Каплан.
Глава Ваякель
Книга наверху и книга внизу
100) «”И написана была книга памяти”. Спрашивает: “Что такое “книга памяти”?”. И отвечает: “Есть книга наверху”, т.е. Хохма, “и есть книга внизу”, Малхут. “Память” – это знак святого союза”, Есод, “который берет и собирает у себя всю жизненную силу, находящуюся наверху”, т.е. все высшие мохин. “Книга памяти” – это две ступени, представляющие собой одну. И это тайна “имя АВАЯ”: “имя” – это одно”, т.е. Малхут, “АВАЯ” – это одно”, Зеир Анпин. “И всё это является одним понятием”», так «книга памяти» является одним понятием, но включающим в себя две ступени, – Малхут и Есод.
101) «”Поскольку есть имя и есть имя”. И объясняет: есть “имя наверху, которое записалось от того, что неизвестно, и в виде намека не воспринимается знанием вообще”, т.е. от Кетера, “и это называется высшей точкой”, Хохмой. И есть “имя внизу”, Малхут, “называемая “имя”. Как сказано: “От края небес и до края небес”[1]. Потому что “край небес”, Есод, “называется памятью, а это имя – точка, находящаяся ниже” Есода, т.е. Малхут. “И она – имя этой памяти, являющейся краем небес, принимающее всю жизненную силу, имеющуюся наверху”, т.е. мохин. “И это – “край небес” внизу”, Есод, “а имя его – это точка внизу”, Малхут. “И эта точка – это книга, находящаяся в счете”, т.е. мохин числа.[2] “И это означает: “И почитающих имя Его”», как сказано: «И написана была книга памяти пред Ним для боящихся Творца и почитающих имя Его». И «книга памяти» предназначена для «почитающих имя Его», т.е. дает мохин подсчета и числа. «”Книга, о которой мы сказали, и имя – это одно целое во всех отношениях”», т.е. Малхут.
102) «”Поскольку эта точка находится в центре, она является самой высшей точкой, находящейся над всеми, кто соединился в ней”. И объясняет: “Шесть окончаний (ВАК)”, представляющие собой ИШСУТ, “объединились в высшей книге”, т.е. Хохме, “и она является высшей по отношению к ним. Шесть окончаний (ВАК)”, являющиеся шестью чертогами Брия, “объединились в нижней книге”, т.е. Малхут, “и она является высшей по отношению к ним. И поэтому есть высшая книга и нижняя книга. И это всё называется Торой”».
Объяснение. Высшая Хохма, т.е. высшая книга, относительно себя полностью скрыта, и это высшие Аба ве-Има, однако она раскрывается с помощью Бины, т.е. ИШСУТ, потому что в ней раскрывается Хохма, но не на ее собственном месте, а для того, чтобы она передала Малхут, нижней книге. И поэтому ИШСУТ называются строением (меркава) для высшей Хохмы. И также Малхут после того, как она установилась в свойстве «центральная точка поселения»,[3] – Хохма уже не раскрывается в ней самой, а только с помощью семи ее чертогов в мире Брия. И это смысл сказанного: «За ней – девицы, подруги ее, к тебе приводят их»[4], – потому что в них облачаются келим де-ахораим Малхут, и нет иного места для раскрытия Хохмы, кроме как в келим де-ахораим Малхут.[5]
И это означает сказанное: «Поскольку эта точка находится в центре», т.е. в центре поселения, и вернулась к состоянию паним, поэтому «она является самой высшей точкой, находящейся над всеми, кто соединился в ней», – т.е. является высшей по отношению к шести окончаниям (ВАК), и это семь чертогов мира Брия, объединяющиеся в ней. Иначе говоря, несмотря на то, что ахораим Малхут облачаются в них, и они объединяются в ней, и Хохма раскрывается над ними, они не соединены вместе с Малхут, ибо Малхут – паним и свойство хасадим, а они – свойство ахораим и келим раскрытия Хохмы левой линии. И поэтому Зоар уподобляет ее высшей Хохме, которая называется высшей книгой, т.е. это высшие Аба ве-Има, которые сами по себе являются свойством хасадим, и Хохма в них раскрывается в келим ИШСУТ, представляющих собой шесть их окончаний (ВАК). Таким образом, Малхут находится в свойстве хасадим после того, как она установилась в качестве центральной точки поселения, и Хохма ее раскрывается в ее ВАК, т.е. в семи чертогах Брия.
И это смысл сказанного: «Шесть окончаний объединились в высшей книге, и она является высшей по отношению к ним. Шесть окончаний объединились в нижней книге, и она является высшей по отношению к ним», т.е. в этом отношении высшая книга и нижняя книга подобны друг другу, так как сами они являются свойством хасадим, а Хохма в них раскрывается в их строении (меркава), как уже выяснилось. И это означает: «И поэтому есть высшая книга и нижняя книга. И это всё называется Торой», – и поэтому обе они называются книгой, и обе они называются Торой, ибо они равны друг другу.
103) Спрашивает: «”В чем различие между одной и другой?”, – между высшей книгой и нижней. И отвечает: “Однако, высшая книга – это письменная Тора”, т.е. высшая Хохма, “потому что она скрыта и может находиться только в письменном виде”, т.е. соответствующем раскрытию, “ибо там место”, т.е. ИШСУТ, “для раскрытия Хохмы внизу”, в Малхут. “И что представляет собой это место? Это будущий мир”, ИШСУТ. “Нижняя книга – это устная Тора. И что такое “устная (аль пэ)”? Это строения (меркавот) внизу”, т.е. семь чертогов мира Брия, “и она”, Малхут, “стоит над ними”, как объяснялось в предыдущем пункте. “И поскольку они не относятся к высшему письму”, т.к. не пребывают в свойстве скрытия, как высшая Хохма в ИШСУТ, называемая письмом, “поэтому они называются “устная”», так как это раскрытие того, что есть в письменном виде. Поскольку в месте Малхут раскрывается Хохма в келим ее ахораим, а это чертоги Брия.
104) «”И эта Тора находится “над устами (аль пэ)”, – т.е. над семью чертогами, являющимися ее устами (пэ) для раскрытия Хохмы, “поскольку сказано: “И оттуда разделяется и образует четыре главных реки”[6]», – т.е. от сада, Малхут, и ниже начинается мир разделения. Таким образом, семь чертогов мира Брия находятся уже в мире разделения. Поэтому Малхут находится над ними, т.е. «над устами (аль пэ)». «”А высшая Тора”, высшая Хохма, “хотя она тоже находится выше ее строения (меркава)”, т.е. ИШСУТ, “всё же не называется Торой “над письмом”, а “письменной (досл. в письме)”, т.е. находится внутри этого письма. И это письмо”, т.е. ИШСУТ, “становится чертогом для нее”, для высшей Хохмы, “и она”, высшая Хохма “находится внутри этого чертога и скрывается там”. Иначе говоря, поскольку это письмо, т.е. ИШСУТ, тоже является миром Ацилут, как и высшая Хохма, поэтому это письмо считается ее чертогом, “и поэтому называется дословно “Тора в письме”, а не “Тора над письмом”».
105) «”Но Тора внизу”, т.е. Малхут, “находится над ее строением (меркава), и называется “над устами (аль пэ)”, так как она находится над ними. И поскольку она не считается внутренним свойством, по отношению ко всему письму”, т.е. Хохма в ней не скрывается посредством чертогов, как в письменной Торе, потому что письмо указывает на скрытие, пока не появляется тот, кто читает это письмо и раскрывает его, а Хохма в ней раскрывается в чертогах и не скрывается. “Поэтому” семь чертогов “не стали свойством чертога для этой точки”, Малхут, “как” ИШСУТ, ставшему чертогом “для высшей точки”, ибо чертог означает покрытие, а они не скрывают, однако сами по себе тоже называются чертогами, и это потому, что Хохма в них находится в состоянии ахораим. “И поскольку Малхут стоит над ними, она называется возношением”».
[1] Тора, Дварим, 4:32. “Ибо спроси о временах прежних, какие были до тебя, со дня, когда сотворил Всесильный человека на земле, и от края небес и до края небес: бывало ли подобное сему великому делу, или слыхано ли подобное?”.
[2] См. “Предисловие книги Зоар“, п.19, со слов: “И сказано: “Ибо по числу шестьдесят рибо (десятков тысяч) – это звёзды, находящиеся вместе, и они выводят воинства по видам их, которые не счесть (досл. которым нет числа)”. “Число” означает – окончательное совершенство. То есть “число” указывает на свечение полного совершенства. А незавершенное свечение определяется как “без числа”…”.
[3] См. Зоар, главу Тецаве, п.98. “В двух точках отделена Малхут небес, сторона святости: одна – ее собственная, а другая – та, которую она получила от будущего мира”, Бины…”.
[4] Писания, Псалмы, 45:15. “В узорчатых одеждах подведут ее к царю, за ней – девицы, подруги ее, к тебе приводят их”.
[5] См. “Предисловие книги Зоар“, п.5, со слов: “И сказано: “А если бы они не показались к этому времени, то не могли бы остаться в мире”. Дело в том, что Нуква вначале была создана в свойстве “два великих светила”, и находилась на равной ступени с Зеир Анпином, однако пребывала в ахораим Зеир Анпина…”.
[6] Тора, Берешит, 2:10. “И река вытекает из Эдена, чтобы орошать сад, и оттуда разделяется и образует четыре главных реки”.
Также рекомендуем: “День Творца и ночь Творца“, “Четыре мира” “Зоар о кругооборотах доброго и злого начал“, “Рабаш о скрытом и явном управлении“, “Буквы еврейского алфавита“.