Продолжение. Восьмую часть читайте здесь.
Хаим Виталь
Врата святости
Часть четвертая
5. (В) книге “Освещающий глаза”, в главе “Следовать”, в отрывке “И слиться с Ним” (сказано следующее). Я, молодой Ицхак сын Шмуэля из Ако, да сохранит его Милостивый и искупит его, говорю как для индивидуумов, так и для множеств, желающих знать тайну связывания своей души наверху: прилепись своей мыслью к высшему Милосердному, чтобы обрел в этой постоянной непрерывной мысли будущий мир, и чтобы Всевышний был с ним постоянно в этом мире и в мире будущем.
Установи перед глазами своего разума и мысли буквы особого Имени[1], благословенно Оно, как будто они написаны перед тобой в книге ассирийским письмом. И будет в твоих глазах каждая буква беспредельной, – иными словами, когда установишь буквы особого Имени перед своими глазами, будут глаза твоего разума на них, а мысль твоего разума и сердце твое – бесконечны, вмещающие вместе созерцание и мысль, обоих вместе. И это тайна истинного прилепления, упомянутого в Торе: “И прилепился к нему” (Дварим, 30:20), “И к Нему прилепишься” (там же 10:20), “А вы, прилепившиеся” (там же 4:4). И все то время, пока душа (нефеш) человека на этом пути прилеплена к Нему, благословенному, не водворится в него зло. И он никогда не ошибется ни в каком из вопросов, как в интеллектуальных, так и в чувственных. И не будет подвержен случайностям, ибо до тех пор, пока слит с Именем, благословенно Оно, он выше всех случайностей и властвует над ними. И ради славы Всевышнего будет осторожен в слиянии своей мысли с Ним только в чистом месте, но не в нечистых проулках, и не в грязных руках, и не в идолопоклонстве, и тому подобное. И слышал я от богобоязненного мудреца, который видел хасида рава Ицхака бен Равада, благословенной памяти, когда служил ему, и сказал, что этот хасид никогда не видел никакого тела, так как был совершенно слепым. И когда должен был идти в какое-либо место, то когда достигал места идолопоклонства, говорил своему ученику, который шел с ним, ускорить шаг насколько сможет. И как мне видится, все это делалось ради славы Всевышнего, когда был он слит с Ним мыслью своей. Но из-за духа нечистоты, пребывающего над (местом) идолопоклонства, должен был не думать мысль свою, будучи в пределах места нечистоты и считая, что в целом это предел святости. И ускорял прохождение (через него) для того, чтобы возвратиться в точку, где она (т.е. святость) находилась.
А если скажешь: почему в наших мыслях мы прилепляемся у этому Имени больше всех имен? Следует сказать: вследствие того, что это Имя – оно выше высших, причина причин, и все включено в Него от Кетера до венца, от Бесконечности до Бесконечности. В Нем причина всей реальности от короны и до малого комара: благословенно Имя, Слава царства Его навеки, вовеки веков. И об этом великом Имени говорит славный песнопевец Исраэля: “Представляю АВАЯ предо собой всегда; ибо (Он) с десницей моей, – не пошатнусь!” (Псалмы, 16:8). (В сказанном “предо мной”) – намек на то, что написано: ибо всегда были глаза и сердце его к Имени[2], – как будто написано оно перед ним. А сказанное “с десницей моей (מימיני)” – как “человек правый (איש ימיני)” (Эстер, 2:5), означающий “из колена Биньямина”, и как будто говорит: “я – Биньямин (בנימיני)”. И так же – “с десницей моей”, иными словами, “справа”, а это, как известно, “Величие (גדולה)”[3]. Ибо (это) основа (получения от Имени, ведь уже известно), что просто так это особое Имя (намекает) на “Красоту (תפארת)”[4], а основа получения “Красоты” – она от “Величия”. И смысл написанного будет в том, что “Представляю АВАЯ пред собой всегда” соответственно тому, что Он “с десницей моей”, – с правой стороны, называемой “Величием”. И благодаря тому, что “представляю я” (Имя с десницей моей всегда) пред собой, – “не пошатнусь” вовек, и не быть мне под властью случайностей времени. А исходя из того, что истолковал рав Тодрос а-Леви, благословенной памяти, в книге “Сокровище славы”: согласно Агаде войдет человек всегда мерой двух входов, а затем будет молиться. Он желает сказать, что из места, на котором он стоит[5], войдет двумя входами, которыми являются “Величие” и “Могущество (גבורה)”[6]. И войдет в Бину, и настроится молиться к ней в совершенстве, чтобы была мысль его связанной (постоянно) с Тиферет. Ибо о Тиферет сказано: из места, на котором он стоит, – согласно тому, что имя АВАЯ – это Тиферет, и она в гематрии “место”[7]. Об этом упомянуто в Агаде: благословенно место.
Так вот, после того, как человек удостаивается стадии упомянутого прилепления, он удостаивается и свойства равенства, а если удостоится свойства равенства, удостоится состояния уединения. И после того, как удостаивается состояния уединения, – удостаивается духа святости, а из-за этого будет удостоен пророчества, – иными словами будет прорицать и вещать о будущем.
И при объяснении тайны равенства рассказал мне рав Авнер, благословенной памяти, что пришел мудрый человек к одному из отшельников и попросил его, чтобы принял его, поскольку он из уединяющихся. Сказал ему отшельник: “Благословен ты, сын божий, ибо намерение твое доброе. Но извещен ли ты о равенстве, или нет?”. Сказал ему: “Раби, объясни свои слова”. Сказал ему (отшельник): “Равны ли в твоих глазах двое людей, один из которых почитает тебя, а другой унижает?”. Ответил ему: “Нет, господин мой, ибо я чувствую удовольствие и отраду от почитающего меня, и огорчение от оскорбляющего меня, но я не поборник мести”. Сказал ему: “Сын мой, иди с миром, ибо все то время, пока нет равенства (в твоем ощущении), вплоть до того, что не чувствует душа твоя ни уважения почитающего тебя, ни презрения позорящего, не уготовано тебе в мысли своей быть связанным с высшим, когда достигают уединения. Однако же иди и смиряй свое сердце истинным смирением, пока не достигнешь равенства, и тогда сможешь уединиться”.
Так вот, сущность равенства исходит из прилепления мысли к Всевышнему, что называется тайной слияния. Вследствие того, что прилепление мысли ко Всевышнему охватывает этого человека, он не обращает внимания на то, почитают ли его сотворенные или презирают. И также он не ощущает ни колдовства, ни колдунов и чародеев. Хотя видим, что когда Всевышний был с Шаулем, и мысль Шауля была слита и связана с Всевышним, он удалил колдовство с земли (Шмуэль 1, 28). И подобно этому не ощущал сынов зла, которые унижали его, когда он воцарился над Исраэлем (там же, 11). А когда Всевышний от него удалился, обратился он в другого человека и пошел к женщине, вызывающей мертвых (там же, 28:7). Так же (Всевышний) будет гневаться великим гневом на праведников, которые сердятся, – чтобы не грешили перед ним вообще. И прольется их чистая кровь (там же, 22:16). И так же Билам вначале был колдуном, а в то время, когда пришел благословить Исраэль, во славу Исраэля расположилась над ним Шхина, и облачился в него дух святости. И тотчас его мысль связалась и прилепилась ко Всевышнему, и не пошла как всегда навстречу волхованию (Бемидбар, 24:1). В действительности человек сначала должен стать смиренным, чтобы смог удостоиться слияния со Всевышним, и это посредством исполнения заповедей всей его силой, а также чтобы удерживался в мере скромности, и чтобы глаза его были внизу, а сердце – наверху.
[1] Имеется в виду имя АВАЯ.
[2] Псалмы, 25:15. Измененная цитата.
[3] Сфира Хесед.
[4] Сфира Тиферет.
[5] Возможно это измененная цитата из Торы, Шмот, 3:5: “Место на котором ты стоишь – земля святая”.
[6] Сфира Гвура.
[7] Числовые значения этих слов не совпадают, поэтому не совсем понятно, что автор имеет в виду.
Продолжение следует…
Также рекомендуем: “Зоар о духе и душе“, “Рабаш о состоянии служения в духовной работе“, “Бааль Сулам о сущности понятия сэарот“.