Продолжение. Шестую часть читайте здесь.
Хаим Виталь
Врата святости
Часть четвертая
Врата третьи
об условиях постижения
Из трех вышеупомянутых видов способа действий для обретения (постижения) второй способ не будет описывать никаких действий посредством заклинаний и упоминаний имен, – только посредством размышления и мысли, либо с помощью молитвы ко Всевышнему, благословен Он, – путем молитв.
Уже знаешь, что весь процесс постижения должен происходить у человека, который в доме один, чтобы его (ничего) не отвлекало от его мыслей. Сам же человек должен погрузиться в свою мысль до последнего конца, и “раздеть” свое тело с души, – как будто он вообще не чувствует, что облачен в материю, но весь он – только душа, и все то, что распространится из материи, – для увеличения его постижения. А если же почувствует какой-то голос, или какой-то звук, что упразднит его мысль, или если к нему самому придет какое-то материальное размышление, – перервется мысль его души от слияния с высшими, и ничего не достигнет. Поскольку высшая святость не покоится на человеке, прилепленном к материальному даже на толщину волоса. И потому пророчество или Святой дух называются именем “дремота”, либо “сновидение”, или “виде́ние”. В конце концов, несмотря на то, что человек будет достоин того, чтобы покоился на нем Святой дух, если он не приучит себя к такому полному отключению души от тела, не возляжет на нем Дух. И это тайна учеников[1] пророков, “перед которыми бубен и флейта” (Шмуэль 1, 10:5), так как благодаря сладости звука мелодии нисходит на них в приятности звука отстранение и разоблачает их душу. И тогда музыкант прекращает играть, а ученики пророков остаются в этом высшем слиянии и пророчествуют. Отстранение – это первое условие.
Второе условие – в том, чтобы человек отменил в себе все то, что становится причиной прерывания уединения. Ибо в первом условии мы упомянули только материальные, природные вещи, которые препятствуют уединению. Но теперь мы поговорим о препятствующих уединению вещах духовных. И это силы нечистоты, которые происходят от злого начала, облаченного в самого человека. Они укрепляются благодаря греховности человека.
И поэтому, входя в уединение, необходимо вначале совершить возвращение во всем том, в чем прегрешил, а затем быть осторожным, чтобы не добавить ни одного греха к этому. После этого приучит себя устранять в себе дурные качества, отчеканенные в нем, такие как гнев, печаль, раздражительность, пустословие, и подобные им. И после того, как исправит болезни души, как в прегрешениях, так и в качествах, тогда не будет у духа нечистоты силы препятствовать его слиянию с высшими. И тогда приучит себя аннулировать материальность в себе, как упомянуто выше в первом условии. А затем все это начнется в действиях, продолжающих слияние с высшими, как будет разъяснено с Божьей помощью, согласно тому, что я нашел в книжных речениях и в словах затворников. Однако суть второго условия, являющегося удалением из себя сил нечистоты, – это благодаря возвращению от греха, чтобы устранить качества, которые порицаются. Мы уже разъяснили их суть в первом способе, в соответствии с тем, что я нашел в книгах. И после того, как я указал тебе эти два условия, напомню теперь о действиях для слияния силы души человека с высшими, когда уже выполнены им два упомянутых условия. И начну так.
1. Уединись в отдельном доме, как упомянуто выше, покрой себя талитом, сядь и закрой глаза. Сними облачения материальности, – как будто твоя душа вышла из тела и поднялась она в небеса. После разоблачения (от материальности) будешь читать какую-нибудь мишну, – какую пожелаешь, – много раз, последовательно раз за разом, с большой быстротой, насколько смогут губы, с хорошей отчетливостью, не пропуская ни единого слова. Настройся слиться своей душой с душой таны[2], который упомянут в этой мишне. И благодаря тому, что настроишься, твои уста (станут) кли, извлекающим буквы текста этой мишны, а голос, который ты выводишь из кли пэ – это искры твоей внутренней нефеш, которые выходят и читают эту мишну для облачения его нефеш в твою нефеш. А когда устанешь читать текст мишны, если будешь достоин того, возможно, что на твоих устах расположится душа этого таны и облачится там, пока ты читаешь мишну. И тогда, пока ты читаешь мишну, он заговорит твоими устами и дарует тебе мир. И все, о чем подумаешь тогда мысленно спросить у него, – он ответит тебе и будет говорить твоими устами, а ухо твое услышит слова его. И это не ты говоришь от себя, он говорит. И это тайна (отрывка): “Дух Всевышнего говорит во мне, и слово Его на языке моем” (Шмуэль 2, 23:2).
Так вот, если ты все еще недостоин этой великой ступени, может быть другим способом. И он в том, чтобы при большой спешке уста твои утомились, и умолкли твои слова без твоего намерения, и погрузишься в дрёму. И тогда в этой дремоте увидишь то, что ответили тебе, – ответ на твой вопрос в намеке, или в ясности, все согласно твоей подготовке. А если не удостоился (достичь соединения) одним из упомянутых двух способов, знай, что пока что не достоин ты этого, или не можешь хорошо отключиться от материального.
2. Очистит (человек) свое тело и освятит от нечистоты, очистит руки свои от всех видов грабежа, воровства и подкупа, – как сказано: “Кто поднимется… чистый руками” (Псалмы, 24:4). И сделает выяснение внутри себя, как сказано “чистый сердцем” (там же). И тогда он – несущий (ישא) благословение от Всевышнего, и это ступень пророчества, как написано: “И изрек (ישא) притчу свою и сказал” (Бемидбар, 23:7). И установит связь своего духа наверху, а затем протянет источник вниз. И вначале (пусть) подумает о раскрытых смыслах заповедей, а затем – немного о скрытых (смыслах заповедей) Всевышнего, благословен Он. (Пусть) учит Тору и выполняет заповеди, отстранится от праздного разговора весь этот день, омоется и (облачит) белые одежды в чистом месте. Отдалится от всех видов нечистоты, отдалится от мертвого и дома скорбящих, отдалится от любого горя, стенания и печали. Но оденется в великую радость, снимет облачения материальности и поднимется в мысли своей от небосвода к небосводу, до седьмого небосвода, называемого “Арвут”. И представит, что на небосводе Арвут есть некое очень большое белое полотнище и на нем изображено имя АВАЯ ассирийским письмом, известным цветом, очень жирным шрифтом. Каждая буква – как некая гора в белом как снег образе. И будет он соединять буквы: йуд (יו״ד) – с хэй (ה״א); хэй (ה״א) – с йуд (יו״ד); вав (וא״ו) – с хэй (ה״א); хэй (ה״א) – с вав (וא״ו). Другая последовательность. Будет соединять буквы: йуд (יו״ד) – с хэй (ה״א); хэй (ה״א) – с йуд (יו״ד); вав (וא״ו) – с первой хэй (ה״א); первую хэй (ה״א) – с вав (וא״ו); вав (וא״ו) – с последней хэй (ה״א); последнюю хэй (ה״א) – с (йуд יו״ד) (с вав וא״ו).
[1] Досл.: сыновей.
[2] Арам.: учитель; мудрец эпохи составления Мишны.
Также рекомендуем: “Зоар о прегрешении и исправлении души“, “Рамхаль о сущности Всевышнего и высшей воле“, “Хаим Виталь о сути пророчества“.