Рамхаль о сущности Всевышнего и высшей воле

От редакции: мы продолжаем публикацию фрагментов произведений великого каббалиста восемнадцатого столетия рава Моше Хаима Луцатто (Рамхаля). На этот раз – это фрагмент его книги “Исследователь и каббалист”. Источник текста: http://toldot.com/cycles/cycles_610.html на сайте toldot.com. Перевод Л.А. Саврасова.

Сущность и Воля

Каббалист: Знай, что Создатель обладает Желанием, и пойми, что значат слова: “Он и Желание Его”.

Исследователь: Как я понимаю, о Нем мы можем говорить в двух аспектах: о Его собственной сущности и о Его Желании.

Каббалист: Ты с этим согласен?

Исследователь: Очевидно, ведь о каждом предмете мы можем говорить отдельно в аспекте любого из его свойств.

Каббалист: Знай, что о Его собственной сущности нам запрещено говорить и нет никакой необходимости входить в подобные рассуждения. Достаточно того, что мы знаем о ней, а говорить что-либо, кроме этого, – запрещено. Все наши рассуждения – о Его Желании. Оно ближе к нам, и рассуждения о нем нам разрешены, ибо тогда мы не затрагиваем Его собственную сущность.

Исследователь: Хорошо, будем говорить о Его Желании, хотя и об этом – что мы можем сказать? Ведь Его Желание и мысли неисчерпаемы, а безграничное и неисчерпаемое невозможно исследовать.

Каббалист: Ты сам направил нашу беседу в нужном направлении и теперь не сможешь отступить. Скажи мне, ты ведь должен верить в “награду и наказание”, ибо это относится к основам веры?! Если так, следовательно, есть поступки, за которые Всевышний хочет наградить тех, кто их совершает, а есть такие, за которые Он накажет! Бывает время “возвышать” и время “унижать”, время “бедности” и время “богатства”. Следовательно, в Его Желании есть награда и наказание, возвышение и унижение. И все это находится в продуманном порядке. Таким образом, есть определенный порядок управления, и мы можем говорить о нем, не затрагивая Его собственной сущности. В конце концов, это и есть качества Его Желания, которые мы хотим исследовать и познавать.

Исследователь: Очевидно, что обо всем этом мы можем рассуждать, ибо это – Его пути.

Каббалист: Только скажи, был ли Он вынужден сотворить мир именно таким путем? Конечно, так нельзя говорить! Он мог бы сотворить все одним речением, а сотворил десятью. Также нельзя сказать, что Он не мог бы сотворить больше созданий, чем сотворил, ведь даже ты признаешь, что Он всесилен и ничем не ограничен. И, тем не менее, мы видим, что сейчас Он совершает конечные и ограниченные действия. Ведь награда и наказание вершатся согласно большинству человеческих поступков. Таким же образом и сотворение мира произошло ограниченными действиями, а не Его неограниченной силой. Ведь если бы Он творил своей неисчерпаемой силой, то и Творение было бы безграничным. Таким образом, о Его Желании мы должны рассуждать в двух аспектах: то, что Он мог бы хотеть, и это неисчерпаемо, и то, что Он захотел, – ограниченное конечной целью и рамками.

Исследователь: Верно! Истинность твоих утверждений невозможно отрицать.

Каббалист: Теперь, для того чтобы говорить о ступенях, мы должны дать им имена. Ибо без имен невозможно называть предметы и отличать их один от другого. Имена, которые этим ступеням дали мудрецы каббалы, это “Эйн Соф”, указывающее на возможное Желание, неограниченное во всех его сфирот. А то, что Он захотел в ограниченной форме, включено в конкретные качества, которым дали имена мудрецы каббалы. Все они называются “сфирот”, и к ним относятся “Хесед”, “Дин”, “Рахамим” и так далее. Все они и все их конкретные свойства – это и есть аспекты Желания, силой которого Всевышний решил сотворить мир и управлять им. А о неисчерпаемом, всемогущем Желании[1] мы не говорим, ибо оно нам недоступно, и более того – запрещено даже пытаться исследовать его, как сказано: “В сокрытом от тебя не ищи…”. Так как ограниченный человеческий разум не способен постигать неограниченные вещи[2]. Качества же ограниченного Желания и являются тем, что мы стремимся понять. А именно: то, как из них возникает Творение, как оно ими управляется, какова их конечная цель и как соотносятся с ними заповеди.

Исследователь: Слова твои прекрасны и удовлетворяют мой разум. И более того, все это настолько очевидно, что не может быть опровергнуто. Если бы я только мог развить твою мысль, дабы восполнить этим все трудные и странные для меня следствия из этой основы! Ведь до сих пор я не вижу для них обоснований. И еще, объясни мне ваши слова, что сфирот и даже сам Эйн Соф – это “света”.

Каббалист: Знай, что Желание в целом назвали “свечением”, а Эйн Соф – “простым светом”. Поэтому, таким же образом, отдельные силы и качества этого Желания мы называем “светами”.

Исследователь: Следовательно, эти имена – только аллегория.

Каббалист: Как я вижу, ты ошибаешься в самом начале моего объяснения. Поэтому я считаю необходимым дать некое общее предисловие к этой чудесной мудрости – каббале. Знай, что всякий, кто хочет понять сфирот, должен взять за основу свойства человеческой души. А свойства души – это не просто мысли, а реальные, действующие силы. Верно, что они очень тонки и не воспринимаются органами чувств, но, тем не менее, это силы, и они могут быть поняты человеком не только как мысли. Таковы же и высшие качества и образы действий, называемые сфирот, – это реально существующие явления. Ведь бытие Создателя и Его Желания реально, без всякого сомнения, а качества – это Его свет, ибо свет – это то, что светило излучает вовне. Также и Желание Единого Господа называется Его светом. Разумеется, это духовное свечение не похоже на материальный свет, так же, как Он, благословенный, далек от любой материальности. Мы называем Его Желание “простым светом”, имея в виду Его свет[3], а не материальный, только мы поясняем, что этот свет – простой. Таким образом, “света”, о которых мы говорим, и силы Желания, – это именно света, реально существующие так же, как и душа. Это и есть качества и силы, проявляющиеся из Высшего Желания и действующие в этом мире в совершенной мудрости.

Исследователь: Выходит, сфирот – это ограниченные силы Высшего Желания, и с их помощью совершаются все действия. Теперь объясни мне о мирах Брия, Ецира и Асия.

Каббалист: Знай, что Высшее Желание решило совершать часть своих действий посредством посланников, то есть ангелов, а свет Его стоит[4] над ними, побуждая их исполнить свое предназначение. Следовательно, мы должны говорить о двух аспектах Его Желания: о силах, выстроенных согласно порядку управления, и о “свете”, стоящем над посланниками, точнее, о том, каким образом он стоит над ними, действует через них[5] и реализует постановления Всевышнего. Ацилут – не что иное, как совокупность сил, вытекающих из Его Желания; эти силы и составляют систему сфирот во всех ее элементах и связях между ними. Следовательно, мы вынуждены сказать, что во всех своих деталях мир Ацилут – это Божественность. Другими словами, каждая из этих категорий[6] называется отдельным миром. Мир Божественности – это силы управления, и не более того. А миры БЕА[7] – это другие категории, где Он стоит над своими посланниками, дабы они делали то, что необходимо. Так же, как Ацилут – это категория сил самого Желания, так БЕА – это категория сил, действующих благодаря инициации сверху, когда сами они находятся внизу. БЕА – это миры, построенные из двух элементов: из “свечения”, управляющего посланниками и стоящего над ними, и самих посланников, действующих согласно его приказам. В связи с этим я хочу обратить твое внимание на нечто великое: Божественные “света”, стоящие сверху, – это нешама[8] для всех частей трех миров БЕА, а все части этих миров и ангелы-служители[9] в них относительно Божественных “светов” называются руах[10] и нефеш[11]. Именно эти миры выстроены согласно порядку нефеш-руах-нешама, однако здесь не место для подробных объяснений этой темы, поскольку это связано со знанием деталей системы правления. И сами Божественные “света”, названные “нешама”, будут разделены согласно порядку НАРАН[12], когда мы начнем рассматривать их в деталях. Но пока мы только определяем категории видов, необязательно обращать внимание на их детали. Детали в самих видах приобретают значение только тогда, когда их сравнивают между собой в рамках одной категории. А в рамках категорий можно сказать, что Божественность – это нешама в БЕА, а БЕА – это руах и нефеш. Но это не значит, что нешама в БЕА – это одна Божественная сущность, а нефеш и руах – другая. Это разделение – общее, а не детальное, которое делит их на части, ибо здесь мы внесли понятия нефеш и руах только относительно нешамы.

[1] Собственную сущность Всевышнего мы не упоминаем вообще. Эйн Соф – это Его Желание, но, как Он сам неисчерпаем и всесилен, так и Его простое Желание неисчерпаемо и всесильно, то есть в Его Желании Он всемогущ и всесилен. И уже в этом Желании происходит сокращение и возникает пространство (сначала не физическое), наполненное решимо, то есть возможность существования миров. А затем тонкий луч света входит в пространство, где взаимодействие луча и решимо создает сфирот, а затем и миры. Однако во всех ограниченных действиях Создателя есть сила Его неограниченного Желания, то есть Эйн Соф. В этом вся суть Творения: сделать бесконечность доступной ограниченным созданиям.
[2] Мышление человека образно по своей сути, то есть мы можем представлять себе только образы вещей и явлений. Образ – это система ограничений, а бесконечное или ничем не ограниченное образа не имеет. Поэтому то, что не ограничено по своей сути, в принципе непостижимо для человеческого разума.
[3] Не физический.
[4] То есть постоянно поддерживает их существование и управляет ими.
[5] Как у человека, состоящего из души и тела, – хотя действия совершаются посредством тела, на самом деле действует только душа.
[6] Миры Брия, Ецира и Асия.
[7] БЕА – принятое сокращение для обозначения миров Брия, Ецира и Асия. Смотри примечание 2.
[8] Нешама – название высшего из трех упомянутых здесь уровней души. Слово нешама одного корня с глаголом линшом (“дышать”). Так говорит об этом Рамхаль в книге “Путь древа жизни”: “По этой причине сказал Элияу (Иов 32:8): “Посему это дух в человеке, и нишмат (дыхание) Господа дает ему разумение”. Слово “нишмат” имеет такое же значение, как и в стихах “От нишмат (дыхания) Господа…” (там же, 4:9); “Нишмат (дыхание) Всевышнего – как огненная река” (Йешаяу 30:32)”.
[9] Ангелы.
[10] Обычно переводится как “дух”. Это слово означает также ветер, движение воздуха. Именно этот уровень души превращает человека в “живое существо, наделенное речью”, и служит связующим звеном между уровнем нефеш, полностью входящим в тело, и возвышенными ступенями, почти не связанными с ним.
[11] Обычно переводится как “душа”, однако слово нефеш означает стремление, желание; это нижняя ступень возвышенной души, полностью входящая в тело и связанная непосредственно с животной душой.
[12] Принятое сокращение трех уровней нефеш-руах-нешама.

Также рекомендуем: “Рамхаль о сути человека и его душе“, “Хаим Виталь о сути пророчества“, “Бааль Сулам о пяти свойствах имени АВАЯ“.