Книга «Зоар для всех» («Зоар ле-Ам») – это адаптация Зоар для нашего поколения.

Этот проект имеет своей целью создание полного перевода книги "Зоар" с комментарием "Сулам" на русский и украинский языки с последующим ее изданием в печатном и электронном форматах. Организация и финансирование проекта осуществляется группой энтузиастов из разных стран мира, осознающих важность распространения каббалы для дальнейшего развития человечества

Зоар о десяти сифрот, часть первая

TS1
Экран

(ивр. - масах) - «сила сокращения», которая пробуждается в творении относительно Высшего света, с целью предотвратить самонаслаждение. Сила преодоления, сопротивления эгоизму (желанию получить ради себя).

Точка, созданная Творцом

«еш ми айн» (ивр. - сущее из ничего) - созданное вне Творца микроскопическое желание насладиться. Вначале эта точка, - это состояние лишь немного темнее, чем свет

Три линии

система, позволяющая прийти к подобию Творцу: левая линия - желание получать (свойство творения), правая линия - желание отдавать (свойство Творца), среднюю линию человек создает самостоятельно собственным стремлением к соответствию, подобию Творцу.

ХАГАТ

хэсэд-гвура-тифэрэт - сфирот тела (гуф), соответствующие сфирот головы (рош), хэсэд подобно кетэр, гвура - хохма, тифэрэт - бина. Называются гальгальта вэ- эйнаим (ГЭ) тела.

Сфира

(мн. ч. сфирот) - различные свойства, которые принял на себя Творец относительно творений. Всего их 10 - кетэр, хохма, бина, зэир анпин (который состоит, в свою очередь, из хэсэд, гвура, тифэрэт, нэцах, ход, есод), малхут.

Малхут

законченное, самостоятельное творение, которое ощущает, что и от кого оно получает. Центральная точка, корень, основа всего творения.

ГАР

гимэль ришонот - три первых (сфиры): кетэр, хохма, бина

Десять сфирот

1) различные свойства, которые принял на себя Творец относительно творений.
2)части общего желания насладиться светом Творца, разделенные по образу будущего человека. Разбиение цельного желания на отдельные части, сфирот (свойства) необходимо для того, чтобы можно было перенести эти желания в человека, в его эгоизм и привести его из крайне удаленного состояния «этого мира» в «мир Бесконечности».

Бина

сила отдачи; свойство света, в котором ощущается наслаждение от отдачи, подобия Высшей силе (Творцу). Это наслаждение называется ор хасадим.

Перевод группы переводчиков МАК. Руководитель перевода Гади Каплан.

Новый Зоар, глава Берешит

Десять сфирот неведомого

147) Выяснение десяти сфирот неведомого. Первая сфира – Кетер. Четыре могущественных стороны света. Две стороны реальные, и перемещения свои Он производит в них. Одну сторону Он установил без ничего. И появилась в северной стороне одна книга, и Он расположил над ней три начертанные буквы, под ней установил три других буквы. Начертал одного над двумя. И над ним букву «тав».

Объяснение. Зоар выясняет десять сфирот Малхут в отношении основных изменений, происходящих в каждой определенной сфире. Вначале выясняется первая сфира – Кетер в Малхут. И поскольку она является первой сфирой, корнем для девяти других сфирот, приводятся в ней три линии Зеир Анпина, от которых получает наполнение сфира Кетер этой Малхут. А от нее оно нисходит к остальным сфирот Малхут. И поэтому они не приводятся в остальных сфирот. А затем приводятся три средние сфиры, ХАГАТ Кетера, и три последние сфиры, НЕХИ Кетера, а в конце приводятся КАХАБ Кетера.

«Четыре могущественных стороны света» – это четыре стороны света: юг-север-восток, являющиеся тремя линиями Зеир Анпина, ХАГАТ (Хесед-Гвура-Тиферет), и западная сторона, т.е. Малхут, получающая от трех линий Зеир Анпина. «Две стороны реальные» – две стороны, правая и левая линии, являются реальными светами, потому что все света хасадим находятся в правой линии, а все света Хохмы – в левой.

Раскрытие светов в порядке трех линий называется перемещением[1]. И свои перемещения для раскрытия света хасадим и света Хохмы Он производит в двух линиях – правой и левой.

«Одну сторону Он установил без ничего», – потому что в средней линии нет собственного свойства, и она только включает те света, которые имеются в правой и левой линиях, не добавляя к ним ничего нового относительно света.

«И появилась в северной стороне одна книга». В левой стороне Зеир Анпина, северной, вышла одна книга, – т.е. Малхут, называемая книгой, которая получает от трех линий Зеир Анпина. И это первая сфира Малхут, называемая Кетером.

И Он разместил над Малхут три буквы, т.е. три линии, исходящие от трех линий Зеир Анпина, и это – ХАГАТ Кетера. «Под ней установил три других буквы» – три линии от хазе парцуфа Кетер и ниже, называемые НЕХИ Кетера.

«Начертал одного над двумя» – начертал одну сфиру над двумя, т.е. установил три линии де-ГАР, в которых средняя линия находится наверху, а две линии, правая и левая, внизу. Потому, что Кетер де-Кетер является средней линией, объединяющей правую и левую, Хохму и Бину Кетера[2].

И таким образом восполнились десять сфирот Кетера. Однако имеются десять сфирот также и в каждой сфире, находящейся под Кетером, но в них не рассматриваются все эти особенности, но только основные, относящиеся к каждой определенной сфире. И только в Кетере, который является корнем всех сфирот, упоминаются десять его сфирот.

От Кетера каждой ступени зависит исправление весов, т.е. образование двойного экрана вследствие подъема Малхут в Бину, откуда она не выходит никогда. И если бы не это исправление, средняя линия не могла бы объединить две линии, правую и левую, друг с другом. И символизирует все эти весы буква «тав ת» в сфире Кетер (כתר).

148) Вторая сфира – Хохма. Произвел от северной стороны, от левой линии Зеир Анпина, вторую книгу (сефер), т.е. вторую сфиру Малхут, называемую книгой, Хохму де-Малхут, с помощью четырех букв, т.е. трех линий и Малхут, получающей их. И Малхут, главным образом, относится к левой линии Зеир Анпина, однако создается она не из левой линии Зеир Анпина, а из трех линий и Малхут, являющихся четырьмя сторонами мира Зеир Анпина.

И три линии в сфире Хохма этой Малхут записаны в виде «две над одной», т.е. две линии, правая и левая, находятся вверху, а средняя линия – внизу. И это отличается от трех линий Кетер-Хохма-Бина, имеющихся в Кетере Малхут, которые записаны в виде «одна над двумя», так как это имеет место только в Кетере, но от Хохмы и ниже правая и левая линия находятся наверху, а средняя – внизу.

Расположил над ней букву «хэй», так как буква «хэй» указывает на Малхут, и Малхут связана с Хохмой.

149) Третья сфира – Бина. Расположил над счетом третьей книги, Бины де-Малхут, одну сторону букв, одну запись, имеющуюся в Кетере Малхут, находящуюся над тем, что выше нее, и от нее исходит одна сторона, являющаяся искусным писцом, и дал ей ту букву, с помощью которой усовершенствовалось это искусство. И северная сторона приобрела совершенство и была создана от нее. Под ней приобрели совершенство три стороны, от трех видов сияний, и Он расположил над ней букву «вав».

Сфира Хохма не светит нижним свойством Хохмы, но только сфира Бина, которая снова стала Хохмой, светит нижним свойством Хохмы. И это объясняет нам Зоар, рассматривая третью сфиру Малхут, т.е. Бину.

Также известно, что Хохма называется счетом. И об этом сказано: «Расположил над счетом третьей книги»[3], – т.е. расположил над счетом, содержащимся в третьей книге, и это Бина, которая вернулась в Хохму и называется счетом. И для того чтобы раскрыть Хохму в ней, Он расположил над ней одну сторону букв, северную сторону, левую линию, в которой раскрывается Хохма, имеющаяся в Бине. И левая линия вначале не может светить из-за разногласия с правой, пока средняя линия не сократит ГАР Хохмы в ней и не соединит ее с правой линией[4].

А средняя линия черпает силы, чтобы уменьшить Хохму левой линии, от весов, установленных в сфире Кетер. «Одна запись» – это весы, т.е. буква «тав ת», установленная в первой сфире Малхут, в Кетере Малхут, «находящаяся над тем, что выше нее». Потому, что сверху от Бины – Хохма, а над Хохмой находится эта запись, называемая весами.

От этих весов «исходит одна сторона, являющаяся искусным писцом» – средняя линия, которая исходит и получает силы от записи в Кетере Малхут для того, чтобы исправить левую линию и соединить ее с правой, и это исправление называется искусством средней линии. «И дал ей ту букву» – и буква эта, являющаяся средней линией, передается Бине для исправления левой линии в ней. С помощью этой буквы усовершенствовалось это искусство исправления единства правой и левой линии.

«И северная сторона приобрела совершенство и была создана от нее», – т.е. с помощью этой буквы, средней линии, приобрела совершенство северная сторона, левая линия, и уменьшилась с ее помощью, так как ГАР Хохмы левой линии уменьшились с помощью средней линии.

И от этих трех линий исходят три другие линии от хазе и ниже – НЕХИ (Нецах-Ход-Есод). От хазе этой Бины и ниже приобрели совершенство три стороны, три линии НЕХИ, от трех видов сияний, т.е. от трех светов ее, трех линий выше хазе Бины. И расположил в Бине букву «вав», указывающую на исправление средней линии.

150) Четвертая сфира – Хесед. Он породил наверху тьму луны, ее четыре начала (рош). Он запечатлел ее в четвертой книге, Хесед, изобилием великой бездны. Эта великая бездна, в которой расположен суд, – место, где находится палата суда. Как сказано: «Суды Твои – бездна великая»[5].

И установил над ней две буквы, начертанные на перстне Царя – перстень, с помощью которого перемещаются и останавливаются. Одну Он расположил над четырьмя и поместил над ней букву «алеф א».

Объяснение. Малхут была свойством «далет (четырех)», а затем стала свойством «хэй (пяти)». Потому что есть два состояния в Малхут:

  1. Когда Малхут получает наполнение от левой линии Бины и находится в свойстве Хохмы без хасадим, она является свойством «далет (четырех)», и в ней есть только четыре ангела, представляющих собой строения ее, и тогда она — бедна и темна без света.
  2. Когда она слилась со средней линией и становится центральной точкой, – т.е. Зеир Анпин установил в ней экран для притяжения хасадим при ударном сочетании (зивуг де-акаа) с высшим светом, и благодаря этому она сливается со средней линией и становится центральной точкой. И тогда добавляется эта центральная точка к строению «далет (четырех)», и оно становится «хэй (пятью)». Таким образом, сфира Хесед светит в Малхут только во втором состоянии, когда она в свойстве «хэй (пяти)».

Вначале Малхут вышла в свойстве «тьма луны», т.е. находилась в первом состоянии, в котором она получила Хохму без хасадим от левой линии Бины. У нее есть четыре начала (рош), т.е. в этом состоянии у нее есть только строение «далет (четырех)», когда она бедна и темна без света.

И во втором состоянии, в четвертой книге, являющейся сфирой света Хесед, который она постигает во втором состоянии, когда она в свойстве «хэй (пяти)», «Он запечатлел ее в четвертой книге, Хесед, изобилием великой бездны», – т.е. Он запечатлевает тьму и суды, имеющиеся во тьме Луны, «изобилием», т.е. множеством хасадим, выходящих на экран, называемый великой бездной. Потому что вся тьма и суды улетучились у нее, и она стала наполненной светом.

Есть два вида экранов:

  1. Малая бездна – экран самой Малхут;
  2. Великая бездна – экран, подслащенный в Бине. И она называется великой потому, что Бина называется великой.

Исправление экрана, которое Малхут получила от средней линии, относится к экрану великой бездны, т.е. подслащенный в Бине. И поэтому сказано: «Эта великая бездна, в которой расположен суд», – т.е. в самом экране нет суда, так как он относится к Бине, но суд привносится в него от Малхут, которая поднялась в место Бины. И таким образом это «место, где находится палата суда», — т.е. это место, в котором заседают члены палаты суда.

И так же, как нет в месте судебной палаты суда, вызванного им самим, а есть только суд, проводимый собранием судебной палаты в нем (в этом месте), нет так же в самой Бине никакого суда, несмотря на то, что Малхут, называемая судебной палатой, поднялась в нее. Поэтому сказано: «Суды Твои – бездна великая», – потому что суд указывает на свойство милосердия по той причине, что этот экран относится к свойству великой бездны, и в основе его нет суда. Поэтому проявляется над ним милосердие.

Благодаря исправлению средней линии включились две линии, правая и левая, Хесед и Гвура, друг в друга. И есть Хесед и Гвура как в сфире Хесед, так и в сфире Гвура. Поэтому сказано: «И установил над ней», – т.е. в сфире Хесед, — «две буквы» – две линии, Хесед и Гвуру. «Начертанные на перстне Царя» – начертанные в центральной точке, называемой перстнем Царя, потому что без центральной точки не могли бы Хесед и Гвура соединиться друг с другом.

Это «перстень, с помощью которого перемещаются и останавливаются», – во время перемещения происходит свечение Хохмы, а во время остановки происходит только свечение хасадим. От этого перстня зависят как света перемещения, так и света остановки.

«Одну Он расположил над четырьмя», – т.е. Он расположил центральную точку над строением четырех, т.е. устанавливает ее в свойстве «хэй», «и поместил над ней букву «алеф א»», – потому что буква «алеф א» указывает на соединение правой и левой линий вместе. И это единство вызывает свечение сфиры Хесед.

[1] См. Зоар, глава Бешалах, статья «И двигался ангел Творца», п. 137, со слов: «И три эти линии».
[2] См. «Введение в комментарий Сулам», п.40.
[3] См. Зоар, глава Пкудей, статья «Вот исчисления Скинии», п. 28.
[4] См. «Введение в комментарий Сулам», п.32.
[5] Писания, Псалмы, 36:7.

Читать далее...

Также рекомендуем: «Учение о десяти сфирот, первая часть«, «Плюс и минус«, «Зоар: сотворение, падение и возрождение человека«, «Сотворение мира боху в причинно-следственном порядке«.

Оставьте комментарий

Чтобы оставить комментарий, заполните форму.
*Все комментарии проходят модерацию.

Вы можете использовать HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>