Продолжение. Вторую часть читайте здесь.
Вот и разъяснилась хорошо суть человека, ибо он собирает в себе все миры, как в их общности, так и по их частностям, – чего нет во всех творениях, ни в высших, ни в нижних. Ведь все порождения любого мира из них включают в себя только лишь из мира, в котором сотворены. Вот так это в мирах снизу вверх.
Также он содержит в себе все миры изнутри наружу. В мире Асия есть у него тело из праха, называемого “миром низменным”, а в нем – душа основ в качестве клипы, а в ней – свойство ангелов этого мира, сотворенных для нужд этого мира – выращивать растения и так далее, а в нем – свойство душ людей. Все это образует строение для света, притягиваемого от светов десяти сфирот Асия, которые внутри четырех основ, чтобы оживлять их, и они внутри всего. И таким же образом все устроено в том, что есть в человеке от сфер Асия и от трех миров Ецира, Брия, Ацилут.
Теперь даны все ответы на вопросы, которые написали мы в начале этих врат. Свет, формирующий души более внутренний и выше, чем свет, формирующий ангелов, и поэтому они служат ему, ибо с его помощью притягивается свечение их и жизнь их от света десяти сфирот к ним.
И это тайна (Пророки, Йешаяу 33:7): “Вот ангелы их кричат снаружи”, потому что когда не притягивается от десяти сфирот изобилие к душам Исраэля, которые внутри них, недостает им изобилия, так как они внешние. Получается, что кричат во время разрушения, поскольку они снаружи душ. Поэтому не спустились также и они облачится в этом мире в тело, потому что непременно были бы уничтожены клипой. Ведь даже у внутренних душ нет сил выстоять перед клипой во всей своей силе. Это видно из примера падших (ангелов), которые потребовали спуститься и истребились из мира и стерлись навсегда. Есть причина более веская: из-за ущербности своей не могут притянуть изобилие ко всем мирам, а только от себя и наружу. Но и это невозможно, потому что они сами не притягивают изобилие себе, а только с помощью душ. По истине, душа в мире Ецира ущербнее, чем ангел в мире Брия, и также в остальных мирах. Но душа в Брия величественнее, чем ангел в Брия, и так это в каждом мире.
Уже разъяснилось величие души, ибо это свет, порождаемый и притягиваемый от самих десяти сфирот без посредника, и об этом сказано (Тора, Дварим 14:1): “Сыновья вы Творцу, Всесильному вашему”. Они в качестве сына, прикрепленного к отцу и протягивающемуся от него. Это тайна (Берешит Раба, 47) того, что отцы – это строение для света десяти сфирот, покоящегося на них без посредства иного света. И это тайна (Пророки, Йешаяу 49:3): “Исраэль, в котором украшусь”, ибо одеяние человека – это его красота, как написано (Пророки, Йешаяу 61:10): “Как жених возлагает на себя священнический венец и как невеста украшается драгоценностями своими”.
Свет душ – облачение на свет десяти сфирот, и это тайна (Писания, Песнь Песней 6:2): “Друг мой спустился в свой сад”, то есть в этот мир, “пасти среди садов и собирать лилии”, что является аббревиатурой слова “облачение (левуш)”. Ведь собрание душ праведников благоухает, как лилии, благодаря их деяниям в этом мире, и собирает их, чтобы облачить свой свет в них. Это тайна (Тора, Дварим 4:4): “А вы, прилепившиеся к Творцу”, полное прилепление к свету десяти сфирот – то, чего нет во всех творениях. И об этом написано (Пророки, Йермияу 13:11): “Ибо подобно тому как пояс прилеплен к чреслам человека, так прилепил Я к Себе весь дом Исраэлев”.
Также разъяснился вопрос доброго и злого начал в человеке. Это два начала, добавленные в человека кроме его души (нешама), и это – свет от света ангелов, называемый добрым началом, и свет от света клипот, называемый злым началом, который вне доброго начала и словно кожура на нем. А сама душа (нешама) человека внутри них, и поскольку зовется сущностью человека, будучи внутренней, то имеется у человека выбор склониться, куда захочет, потому что он выше них. Но основа его склонения – к доброму началу, ведь оно свято, как и он, а кроме того они близки друг другу. А основа склонения тела – к злому началу, ведь оба они – со стороны зла, а также соседствуют вместе. В этом месте происходит сражение материи с душой, потому что душа не может выполнять заповеди иначе как с помощью тела, которое склоняется больше к злому началу. И в этом есть большие трудности, чтобы покорить их (тело и дурное начало).
Вот разъяснилось, как у души в выборе есть способность склониться к доброму началу, но поскольку должна действовать с помощью тела, то есть у нее великий труд повергнуть злое начало. И пойми все это хорошо – как после смерти нет наказания ни душе, ни телу, пока не соединятся вместе, как было при жизни.
Объясним теперь ответы на два первых вопроса: какова необходимость создавать человека в теле, и какой смысл создавать в нем доброе и злое начала? И еще ответы на вопросы по написанному (Писания, Псалмы 68:35): “Воздайте силу Всесильному” и (Тора, Дварим 32:11): “Создателя, тебя родившего, забыл”.
Итак, в начале творения были сотворены все миры в порядке, упомянутом выше, из силы Бесконечного простым желанием в качестве безвозмездного подаяния и милости. После этого нужно было еще притянуть питание, и жизнь, и изобилие во все миры, чтобы поддерживать их на их месте, как во время сотворения, и не более, как написано (Писания, Коэлет 3:14): “Узнал я: все что Всевышний творит, это будет вовек, к тому нельзя прибавить и от того нельзя убавить”, и как написано (Писания, Коэлет 1:9): “Ничего нет нового под солнцем”. И написано (Тора, Берешит 2:2): “И закончил Всесильный к седьмому дню работу Свою”, и так далее. Это само творение, но продление жизни их от того момента и далее требует действий их, чтобы добывали себе, – как сын, который, став взрослым, не питается за столом своего отца. Однако сами десять сфирот не нуждаются в их действиях, так как изобилие, необходимое им для поддержания их на их месте, притягивается к ним в постоянстве от Бесконечного. Ибо про десять сфирот сказано (Писания, Псалмы 5:5): “Не водворится у Тебя зло”. И не нужно им исправление с помощью действий. А в случае творений это не так, поскольку они, от свойства душ и (далее) наружу, смешаны из добра и зла и нуждаются в действии исправления. Однако с другой стороны, то есть когда убавляется изобилие для творений, ослабевает и уменьшается (не дай Господь) возможность в десяти сфирот, что не дадут изобилия в них. Поэтому сказано (Тора, Дварим 32:18): “Создателя, тебя родившего, забыл”, а в противоположность этому (Писания, Псалмы 61): “Воздайте силу Всесильному”.
Еще одна причина, что даже если человек сам здоров и чист, желает он, чтобы одеяния его были почетными согласно его величию. И поэтому также сами сфирот выглядят словно слабыми, когда творения без исправления. И это “Воздайте силу Всесильному”, “Исраэль, в котором прославлюсь”, как упомянуто выше.
Объясним вопрос третий.
По упомянутым причинам было необходимо сотворить одного человека, включающего все создания и творения, связывающего все миры, как упомянуто выше, до бездны земли, ибо он наиболее близок к получению изобилия от десяти сфирот. Тогда исправлением своих действий притянет изобилие от десяти сфирот на себя, а от себя – на ангелов, а от них – на клипот, чтобы исправилось из них то, что возможно выбрать, как объяснено в словах о злом начале, а от них – на сами миры, то есть сосуды и тела каждого мира. А если, не дай Господь, согрешит, то испортит все миры. Так объясняется необходимость сотворения человека в низменном мире с телом и душой, с добрым и злым началами.
Еще одна близкая причина в том, что касается злого начала. Необходимо сотворение человека, чтобы он рождал детей и питался, и все это обязательно только в самой необходимой мере и чистоте. И он также необходим каждому миру, чтобы притянуть изобилие, в них материализующееся для потребностей сосудов, то есть самих миров. И без этого влияния не устояли бы сосуды, потому что оно тоньше миров и оно само из общности ступеней творения, и пойми это хорошо. И получается, что необходимо, чтобы человек состоял из всех миров, которым он помогает своими действиями притянуть изобилие для них и для себя, потому что у них одних нет силы притянуть его. Поэтому, когда человек грешит, все миры несут ущерб и получают наказание и уменьшение изобилия, так как он не помогает им, и хорошо пойми это. В этом суть сказанного, что “все зло как дым рассеется[1]“, поскольку клипот – это причина для греха больше всего остального, то наказание их велико. Однако добро может быть отобрано из них, как сказано (Тора, Дварим 6:5): “И возлюби Творца Всесильного твоего всем сердцем”, – обоими началами, ведь даже злое начало может быть перебрано. Но зло в нем должно быть отброшено, как сказано (Писания, Псалмы 68:3): “Как развеивается дым” и так далее.
Итак, разъяснено, что человек включает все миры, и об этом написано (Писания, Коэлет 12:14): “Ибо это – весь человек”. И это тайна (Тора, Берешит 1): “Сделаем человека по образу нашему, по подобию нашему”. Поэтому написано “сделаем” во множественном числе, так как все миры участвовали в его создании. И тогда включается образ человека во все миры, поскольку все они нуждаются в его действиях. И это тайна (Тора, Берешит 2:15): “И поместил его в саду Эденском, чтобы возделывал его и хранил его” – заповедями “делай” и заповедями “не делай”, как написано (там же 5): “Ибо дождя не посылал Б-г Всесильный на землю”, потому что человек еще не возделывал землю. И это тайна (Пророки, Йешаяу 51:16): “И Я вложил слова Мои в уста твои… чтобы устроить небеса…”, ибо человек деяниями своими притягивает жизнь небесам и земле. Поэтому он словно устраивает и основывает их. И выходит, что “со Мной ты”, – как сказали учителя наши, благословенной памяти (Предисловие Зоар) – “напарник Мой: я творю, а ты поддерживаешь”.
И теперь не затруднится в твоих глазах понятие пророчества, как сказали учителя наши, благословенной памяти (Тора, Дварим 11:22): “И прилепиться к Нему”, (там же 10:20): “И к Нему прилепись”. Ведь пророк прилепляется в Нему, да будет благословен, с помощью притяжения пророчества и изобилия к нижним, как написал Рамбан и все толкователи, благословенна их память. Тут нет ничего странного, ведь разъяснили, что не соединяется никакой свет со светом десяти сфирот так, как свет, образующий души, а это тайна (Тора, Дварим 4:4): “А вы, прилепившиеся к Творцу Всесильному вашему, живы вы все ныне”.
[1] Из молитвы на Рош а-шана.
Также рекомендуем: “Наука каббала и ее суть“, “Предисловие к книге “Уста мудрого“, “Построение и структура парцуфов первого сокращения“, “Зоар о механизме работы МАН“, “Первое обращение и первый контакт с Творцом“