Продолжение. Тридцать шестую часть читайте здесь.
Хаим Виталь
Введение тридцать третье
(261) Итак, разъяснено, что высшее свечение Адама Ришона – это его нешама, руах и нефеш со стороны мира Ацилут. Так вот, Ханох, он же Мататрон, – это нешама высшего свечения, но Каин взял нефеш высшего свечения. И уже знаешь, что в Адама Ришона были включены все души, а когда прегрешил, – уменьшился, и осталась в нем только трума[1], называемая двумя сотыми, халой мира. Так вот, в свойстве нефеш со стороны Асия остались в нем наиболее отборные две сотых из всех нефашот, и свойство этой трумы нефеш тоже было отдано Каину. А остальные части всех душ вылетели и упали из Адама, когда прегрешил.
(262) И тебе уже известно, что Каин смешан из добра и зла, и он порождает души подобно его брату Эвелю, как упомянуто в конце Идра Раба, глава Насо. Так вот из добра в нем рождаются души праведников, а от аспекта зла в нем рождаются души грешников. И от аспекта добра в нем вышли Кейнан и Маалалель, как упомянуто в Зоаре, в главе Трума, стр.168/1[2]. А затем родился Реувен, первенец Яакова, и был достоин того, чтобы взять часть первородства Каина, первенца Адама Ришона, а из-за своего[3] деяния утратил это первородство. Как сказано в Таргуме об отрывке: “Реувен, первенец мой, …ты верх благоволения и верх мощи…”, что это – первородство, священство и царство. И тайна (слов) “верх благоволения” – это священство, что указывает на Каина, а именно если улучшится (к) благоволению. А поскольку прегрешил, утратил священство, именуемое благоволением. А затем, когда Реувен возвратился к раскаянию, он очистился, когда принес мандрагоры. И родился по этой причине Исашхар, и он со стороны добра Каина-первенца. И это то, что сказала Хава при рождении Каина: “И сказала: “Обрела я человека Творца”, что намекает на то, что Хава и Лея, обе они, – аспект Бины, называемой высшей Имой, как нам известно. И сказанное намекает на то, что исправление цельности Каина будет в Исашхаре, родившемуся благодаря этому обретению, когда Лея приобрела у Рахель Яакова благодаря мандрагорам, как сказано в Писании: “За плату я наняла тебя, за мандрагоры сына…”. И родился этот сын, и был частью Творца (ה’) со стороны добра[4], и это Исашхар. И поскольку он от свойства нефеш, называемой Асия, есть в нем удержание клипот и загрязнен змеем. Поэтому Эсав, – змей, удерживающийся в них, – называется пятой Эсава. Поскольку они в Асия, то называются пяткой. Яаков захватил их у Эсава в тайне (стиха): “И рука его держится за пяту Эсава”, а после этого родился Исашхар от этой категории нефеш. А затем от свойства этой пятки родился раби Акива бен Йосеф, имя которого (происходит) от этой пяты (экев). И, как указали мы в предыдущем толковании, сказано об (этом) имени мидрашем Рут в Зоаре, что Исашхар – это раби Акива.
(263) Затем пришли Надав и Авиу со стороны добра Каина, и это тайна первородства Надава и Авиу. И поставлен трудный вопрос в Зоаре в главе Ахарей мот, что необходимо было бы упомянуть и Эльазара в тосафот “Урим ве-тумим”[5]. Но это намекает на то, что первым первенцем в мире был Каин – первенец Адама Ришона. Так вот он перевоплотился в Надава и Авиу. Но Эльазар и Итамар – из одного корня, и не упоминает тосефта “Урим ве-тумим” об Эльазаре потому, что он не соединен Надавом и Авиу. Однако Надав был только лишь руахом в свойстве Каина, и это тайна стиха: “И духом благородным поддержи меня”. Но его нефеш была из старого корня, – Аминадава, отца Элишевы его матери. И он взял от его (имени) три последних буквы, и это Надав (נדב).
(264) Однако нефеш и руах Авиу были от Каина. И поэтому звался “Авиу (אביהוא)”, – намек на то, что все свойства его от Каина, что взял нефеш самого Адама, который называется отцом (ав אב) всего мира. И этот Авиу сам по себе – свойство Адама, отца всего мира. И это тайна стиха: “Мы нечисты в нефеш адама (человека)”[6], так как Надав и Авиу в действительности – нефеш Адама Ришона. Однако хотя у Надава не было свойства нефеш Адама, только лишь часть самого руаха, тем не менее в Авиу были все части от нефеш Адама. Поэтому сказано: “в нефеш Адама”, а не во множественном числе: “в нефашот Адама”, поскольку основа нефеш Адама – только лишь в Авиу. Так вот, Авиу происходит от корня Нахшона, брата его матери, ведь также и тот от корня Каина, называемого “нефеш”. И вследствие того, что основное удержание скверны змея в Адаме Ришоне – в нефеш де-Асия, как упомянуто выше, поэтому зовется Нахшоном, по имени змея (нахаш). А дело в том, что высший змей аннулирует и устраняет двое мохин Нуквы, являющиеся дважды (сказанным): “свет”, “свет”[7], как разъяснили мы о намерении (в воззвании): “И возлюби Творца Всесильного твоего”. И это в гематрии “Нахшон”[8], что указывает на то, что Нахшон своими добрыми деяниями возвращает их (т.е. света) в Нукву.
И когда (Нахшон) перевоплотился в Ишая, отца Давида, тогда исправил полностью свойство Каина. Как написано об отрывке: “Пришла Авигаиль, дочь Нахаша”, – сказали мудрецы, благословенной памяти: “Дочь того, кто умер по причине радости”, намекая, что Ишай полностью исправил всю нечистоту змея (нахаша), которая примешалась к этой нефеш Каина. Но, вместе с тем, умер из-за змея в прегрешении Адама. И тогда в Ишае восполнился полностью, более чем в Нахшоне.
(265) Но вернемся к вопросу Надава и Авиу, ибо они – свойство нефеш, называемое Асия, в них удерживается нечистота змея, и прегрешили в действии воскурения, и были наказаны и умерли. Так вот, пророк Элияу, являющийся Пинхасом, – это нефеш высшего свечения Адама. И поэтому зародилась в нем нефеш Надава и Авиу в событии с Зимри, ибо также и они – нефеш Адама со стороны нефеш де-Асия. Однако, если бы не прегрешили Исраэль в деянии с тельцом, прекратилась бы нечистота нефеш полностью, и, несмотря на то, что Надав и Авиу согрешили в действии воскурения, было бы им достаточно только лишь умереть. А поскольку Исраэль прегрешили с тельцом, это снова повлекло прикрепление нечистоты змея к нефеш Адама, и тогда сгорели Надав и Авиу, и было недостаточно того, чтобы умерли без сожжения. И это смысл (стиха): “А ваши братья, весь дом Исраэля, оплакивать будут сожженное”. Ибо грех Исраэля с тельцом стал причиной этого сожжения нефеш Адама Ришона, отца всего мира, а потому все Исраэль будут оплакивать сожжение. И это смысл того, что Надав и Авиу были равноценны всему Исраэлю и эквивалентны Моше и Аарону, ведь они – нефеш самого Адама Ришона. А когда зародились в Пинхасе, тогда написано: “Вспомни, прошу, кто тот непорочный, что пропал…”, как упомянуто в Зоаре, глава Пинхас. А дело в том, что акроним (имен) Надава и Авиу (образует слово) “прошу (נא)”. И эти буквы слова “непорочный (נקי)” из корня Каина (קין) не пропадают, так как зародились в Пинхасе, ведь также и он от Каина. И когда Пинхас прегрешил в деянии с дочерью Ифтаха, как сказано выше в предыдущих толкованиях, ушел от него убар Надава и Авиу и перешел в пророка Шмуэля.
[1] Часть, принадлежащая святости. Букв.: пожертвование, часть урожая, выделявшаяся в пользу Храма.
[2] См. Зоар, главу Трума, статью “Каин, Эвель, Шет, Энош, Меалалель”.
[3] Адекватный перевод слова “דבלהה” выполнить не удалось.
[4] Возможно здесь в оригинале допущена ошибка, и следует читать: “частью Каина со стороны добра”.
[5] Видимо, это название определенных дополнений в Зоаре. “Урим ве-тумим” – названия предметов, которыми пользовался первосвященник для предсказаний.
[6] В общепринятом переводе: “Мы нечисты от умершего…” (Тора, Бемидбар, 9:7).
[7] По-видимому, здесь идет речь о третьем дне действия сотворения мира, описанном в первой главе Берешит Торы.
[8] Числовое значение слова “свет (אור)” 207; дважды – это 414, что соответствует числовому значению слова “Нахшон (נחשון)”.
Также рекомендуем: “Бааль Сулам о структуре души Адама Ришона“, “Зоар о великом сброде“, “Бааль Сулам о названиях народа и языка“.